Рабочая программа «Одарённый ребёнок».
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Развитие художественно – эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_odarennosti.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ БГО Центр развития ребенка- детский сад №11
Рабочая программа
«Одарённый ребёнок»
Художественно – эстетические способности
для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнил воспитатель :
Ушакова В. С.
г. Борисоглебск, 2019 год
I. Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Срок реализации: 1 год.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.
Формы работы с одаренными детьми:
- групповые занятия с одаренными детьми;
- конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность.
Приёмы, методы и технологии:
1. Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
2. Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
3. Практические (игры- драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого- либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756- р от 29 декабря 2001 г.;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03. 10. 2002 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 25. 11. 2013 г. В «РГ» Федеральный выпуск № 6241;
СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15. 05. 2013 г
Конвенция о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ;
Конституция РФ;
В группе 29 ребёнка: 15 мальчиков, 14 девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
II. Сведения о ребенке.
Мальцева Лена 6 лет – очень активна в процессе образовательной деятельности и всегда чем- либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации. Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
- Развитие быстроты реакции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Привитие навыков этикета.
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание трудолюбия.
- Содействие формированию уверенности в себе.
- Развитие способностей к ОД.
- Привитие навыков к физическим упражнениям.
Мальцева Лена – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Лена с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Лены есть способности и к которым она проявляет интерес.
Программа на 2019 – 2020 уч. год
1. Основы кукловождения
Сентябрь – ноябрь
Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол – вертушек.
Игра: «Театр двух актеров»
Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши».
Декабрь – январь
Задачи: познакомить детей с различными приемами вождения тростевых кукол.
Игра: «Театр двух актеров»
Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча».
Февраль
Задачи: познакомить детей с напольным видом театра – конусным, приемами вождения этих кукол.
Игра: «Театр двух актеров»
Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс».
Март – май
Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.
Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп.
2. Основы кукольного театра. Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров.
Сентябрь – ноябрь
Задачи: формировать интерес к театру кукол – вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле.
Инсценировка: «Дом, который построил Джек» - по английской песенке в переводе С. Я. Маршака.
Декабрь – февраль
Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образ.
Сказки: «Мороз Иванович».
В. Одоевский.
Март – май
Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.
Инсценировка «Карнавал кукол»
3. Основы актерского мастерства.
Сентябрь – ноябрь
Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характер.
Этюды: М. Чехова «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар лгун».
Игры с карточками – пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи.
Декабрь – февраль.
Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.
Этюды: М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу
Март
Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.
Этюды: М. Чистяковой: на выражение основных эмоций – «Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Гневная гиена».
Игры с карточками – пиктограммами.
Апрель – май
Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.
Этюды: М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас – Барабас», «Три характера», «Вредное колечко».
Игры с карточками – пиктограммами.
4. Основные принципы драматизации.
Сентябрь – ноябрь
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля
Сказки: «Сказка про храброго зайца» Д. Мамин – Сибиряк.
Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова – «Волнушки»; В. И. Митясова – «Осенний листок; Ю. Тувима – «Спор овощей».
Декабрь – февраль
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Сказки: «Морозко», р. н. с.
Март – май
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки – котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы».
5. Самостоятельная театральная деятельность.
Задачи: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
Сентябрь – ноябрь
Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол – вертушек.
Декабрь – февраль
Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол.
Март – май
Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров.
6. Театральная азбука.
Сентябрь – февраль
Задачи:
1. Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого сочувствия.
2. Уточнять сведения об основных средствах выразительности.
3. Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей).
4. Расширять диапазон сведений о том, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев).
5. Закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля.
6. Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый).
7. Проведение праздников. Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках.
Март – май
Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности.
Сентябрь – февраль
Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.
Мероприятия: праздник «Золотая осень»;
«Морозко» - новогодний утренник.
Март – май
Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям.
Мероприятия: весенний утренник посвященный 8 марта; «Выпускной вечер» - выпуск детей в школу.
8. Проведение досугов, развлечений. Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях.
Сентябрь – ноябрь
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
1. «1 сентября – День Знаний» - театрализованное представление с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада
2. «Кот и лиса» - кукольный спектакль в исполнении педагогов детского сада.
3. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги).
4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.
5. «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старших групп.
Декабрь – февраль
Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене.
1. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.
2. «Кот, петух и лиса» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы.
3. «Жихарка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы.
Март – май
Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях.
1. «День театра» - театрализованное представление ко Дню Театра (последняя неделя марта).
2. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.
3. «Чистота – для здоровья нам нужна» - ко дню здоровья (7 апреля).
4. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.
5. «Как на Пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.
Мониторинг результатов образования одарённых детей.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, примен6ение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 2 раза в год (1 – 2 неделя сентября, 3 – 4 неделя мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижения ребёнка.
Предполагаемые умения и навыки:
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
- Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Находить оправдание заданной позе.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
- Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
- Уметь подобрать рифму к заданному слову.
- Уметь сочинить рассказ от имени героя.
3. Работа с родителями
По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие. У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше.
Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:
Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой- либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т. н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
Бывает, что ребенок с 3- 4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т. п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:
- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности);
- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования);
- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка;
- развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни;
- развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т. п.).
Социальная характеристика семьи.
Мать – Мальцева Мария Николаевна
Отец – Панарин Вячеслав Викторович
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
Условия проживания, условия быта - семья из трех человек проживает в отдельном доме. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей.
Интеллектуальное, художественно- эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в художественной школе искусств.
4. Долгосрочная цель сопровождения.
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог- психолог, музыкальный руководитель, воспитатели.
Воспитатель группы: Ушакова Виктория Сергеевна.
Список литературы:
1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачева И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Ничипорюк Е. А., Скрипкина Н. М., Тарасова Н. Е., Чернецкая Л. В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов- на- Дону, 2004
2. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта» С- Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа одарённого ребёнка в детском саду
Данный раздел содержит программу одарённый ребёнок...
Программа "Одарённый ребёнок"
Цель программы "Одарёный ребёнок" - гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка. Задачи: 1. Создать условия...
Программа одарённый ребёнок
программа по работе с одарёнными детьми в ДОУ...
Консультация для педагогов о программе "Одарённый ребёнок"
прграмма Л.Венгера...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Мастер - класс "Театр одного актёра" в рамках реализации программы "Одарённый ребёнок"
Дети могут сделать всё, было бы желание у взрослых. ...
Программа "Одарённый ребёнок"
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благопри...