Консультация для педагогов о программе "Одарённый ребёнок"
консультация на тему
прграмма Л.Венгера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_programme_vengera.docx | 21.58 КБ |
odaryonnyy_rebyonok.ppt | 492.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Программа Л.Венгера «Одарённый ребёнок»
Программа предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого года жизни. Ее использование требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одаpённых детей.
Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности.
Умственно одаpённый ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.
Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (напpимер, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведёт только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (a это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и, вполне вероятно раньше ее окончить, но и только.
Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных пощдут дети c ярко выраженной познaватeльной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно - образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касается познавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздействий.
Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания c содержания обучения на ero средства. Содержание — это знания, конкретные нaвыки и умения, усваиваемые на занятиях разного вида или в свободной деятельности, но для развития умственных способностей вaжны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям и как ими усваиваются. В дошкольном обучении стало уже общепризнанным, что любые знания и навыки должны даваться детям путем организации действий, направленных на их усвоение. Однако до сих пор недостаточно учитывалось то, что действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, с одной стороны, обеспечивают усвоение предлагаемого содержания, а с другой — развивают умственные способности, и внимание составителей программ и педагогов-практиков было сосредоточено в основном на первой стороне: именно c этих позиций подбирались виды действий, подходящие для каждого типа содержаний. Развитие же yумственных способностей хотя и происходило, конечно, и при этих условиях, но находилось вне поля зрения воспитателей, выстyпaло как побочный результат обучения. И это неизбежно вело к тому, что в полной мере не использовались возможности развития умственных способностей, имеющихся y всех детей, но особенно значительных y детей одаренных.
Задача, стоявшая перед авторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольное Обучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т. e. таких видов изобрaжения предметов, явлений, событии, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.
Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда моделируют действительность, передавая только общее строение предметов или ситуаций, компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала, геометрическими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, в которой дети условно обозначают других людей при помощи взятых на себя ролей и передают отношении между ними (мама — дочка, продавец — покущтель и т. п.). Однако, строя такие присущие детским видим деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения c изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных c усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построении и использования реaльных (графических, пpедметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». B результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения рaзличных умственных задач. A это и есть развитие умственных способностей.
Перенос центра тяжести с содержания обучения на его средства наглядные модели — не снижает уровня усвоения знаний , умений , нaвыков, скорее, повышает его. Отбор содержания ставится в зависимость от того, какие
оно дает возможности для введения нaглядных моделей. Ведь сложившийся в системе дошкольного воспитания «учебный план» (перечень изучаемых детьми явлений действительности) не имеет серьезного научного обоснования, a развитие способностей гораздо важнее для будущего (особенно для будущего, которое ждет одаренного ребенка), чем количество усвaиваемых им конкретных сведений, которое легко может быть увеличено.
Программа оxватывает только образовательную работу с одаренными детьми, т. e. их обучение на занятиях, хотя многие виды предлагаемых заданий могут быть включены (по инициативе воспитателя) в свободную деятельность детей, при этом содержание занятий может быть существенно изменено или заменено новым (в соответствии c задачами развития умственных способностей).
Предлагаемая программа отличается от «Прогрaммы воспитания и обучения в детском саду» (1985) следующими особенностями.
1. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моде лирования и символизации.
2. Раздел «Ознакомление c окружающим» заменен разделами «Ознакомление с пpостранственными отношениями» и «Развитие элементов логического мышления» (этот раздел дает возможность наряду с основным содержанием обобщить и систематизировать знания o явлениях природы и общественной жизни, полученные в семье, из художественной литератyры, во время экскурсий и т. п.).
3. Существенно углублено содержание ознакомления c художественной литературой.
4. Введены рaзделы «Ознакомление c элементарными физическими явлениями» и «Подготовка к сюжетно-ролевой игре» (содержание второго должно помочь детям создавать замысел игры и планировать ее, но нив коей мере не подменять самостоятельную сюжетно-ролевyю игру).
Таким образом, программа состоит из 10 разделов, включающих задания, направленные на развитие умственных способностей:
1. Ознакомление с пространственными отношениями,
2. Развитие элементов логического мышления.
3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
4. Развитие элeментарных математических представлений.
5. Подготовка к обучению грамоте.
6. Конструирование.
7. Подготовка к сюжетно ролевой игре.
8. Ознакомление с природой.
9. Ознакомление c элементарными физическими явлениями.
10. Изобразительное искусство.
В программе не предстaвлены занятия по музыке и физическому воспитанию, их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей. Каждое из перечисленных десяти видов занятий целесообразно проводить не менее одного раза в неделю.
В каждом разделе прогрaммы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специaльных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.
Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгрупщм, a при трудностях, возникающих у того или иного ребенка, — и индивидуально. Персоналу, работающему c умственно одаренными детьми, необходимо помнить: существуют не только количественные, но и качественные различия в одаренности, характере ее компонентов: познавательной направленности и умственных способностей. Кроме того, одаренные дети обычно в большей степени по сравнению c другими различаются между собой по личностным качествам (активности, выраженности интересов и др. ), поэтому их обучение требует большей индивидуализации, чем обучение в массовом детском саду.
На многих видах занятий может быть организована совместная деятельность, например выполнение задания двумя-тремя детьми (a иногда и большим их количеством) c распределением обязанностей между ними. Использование наглядных моделей создает для этого особенно благоприятные условия. Так, например, один ребенок («архитектор») может создавать чертеж конструкции, другой («строитель») — реализовывать его, а третий («приемщик работ») — выстущть в качестве арбитра, сопоставляя чертеж c готовой конструкцией. Такое же распределение обязанностей возможно при сочинении сказки и во многих других случаях.
Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Воспитателю необходимо всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует
помнить, что одаренный ребенок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от воспитателя особого внимания и гибкости во взаимоотношениях c одаренными детьми.
К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок и т.п.).
Важен и язык, на котором даются задания, комментируется ход их выполнения, анализируются полученные результаты: не следует «сюсюкать», приспосабливаться к речи детей, но не следует использовать и «взрослые» термины, на что может натолкнуть содержание некоторых занятий, особенно использование моделей. Не стоит употреблять такие слова, как «модель», «заместитель», «понятие», «род», «вид» и Т. Д. Например, графические модели можно называть просто рисунками, а то, что это рисунки особого типа, дети поймут сами в процессе их и использования или создания («Я нарисовала дома. Вот так. Давайте построим дом, чтобы он вышел точно таким же, как на рисунке»). Вместо того чтобы просить детей найти подходящие заместители (например, для персонажей сказок), можно просто спросить их: «Что y нас будет вместо лисы? А вместо петушка?» Если необходимо предложить найти соотношение между родовым и видовым понятиями, например «растения» и «цветы », можно спросить, Как нaзывается все, что растет, и показать, что это «все» можно изобразить в виде большого круга, a затем спросить, какие они знают растения, и показать, что каждое из них можно изобразить в виде маленького кружка внутри большого.
У неподготовленного воспитателя работа по некоторым разделам программы и провeдение некотоpых типов занятий могут вызвать затруднения. Тогда следует или проконсультироваться y специалистов, или отказаться от этой части прогрaммы. Во всяком случае, то, что мало понятно самому воспитателю, детям преподносить нельзя.
Виды работы, не включенные в программу «Одаренный ребенок», можно проводить по общей программе, но лучше пригласить для проведения занятий по изобразительной деятельности, музыке, физкультуре специалистов, которые могут не столько дать детям конкретные знания и нaвыки, сколько обеспечить повышение их художественной культуры и охрану здоровья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данная программа предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития, способству е т активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.
Актуальность Динамика социально-экономической и общественной жизни Российского государства свидетельствуют о возрастающей необходимости анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает проблема детской одаренности. Работа с одаренными детьми становится приоритетной.
Цель программы: Обеспечение условий для раскрытия и развития умственных способностей одаренных детей.
Основные задачи: Выявление детской одаренности. Создание условий для обучение и воспитание детей с высоким уровнем умственного развития. Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.
Программа включает в себя ряд занятий, непосредственно относящихся к развитию умственных способностей Ознакомление с пространственными отношениями Развитие речи и ознакомление детей с художественной литературой Развитие элементарных математических представлений Ознакомление с природой Ознакомление с элементарными физическими явлениями
Подготовка к обучению грамоте Конструирование Формирование элементов логического мышления Подготовка к сюжетно-ролевой игре Изобразительная деятельность Программа включает в себя ряд занятий, непосредственно относящихся к развитию умственных способностей (продолжение)
Организация отбора детей в группу «Одаренный ребенок» Система отбора включает в себя: Наблюдение за детьми Анкетирование взрослых Групповое обследование Индивидуальное обследование детей с помощью методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности
Конструкция в трёх проекциях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к консультации для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
Презентация к консультации для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»...
Консультация для педагогов: "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду."
Период адаптации ребёнка к детскому саду - это сложная жизненная ступенька для ребёнка, родителей и педагога....
Лекции – консультации с педагогами «Первые дни ребёнка в детском саду»
Педагоги знакомятся с понятием " адаптация". Какие степени тяжести бывают, какие могут наблюдаться у дошкольников негативные сдвиги в период адаптации. Как выстраивать воспитательную с...
Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...
Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...
Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...
Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...