«Методика использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности».
методическая разработка по теме
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №39
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему:
«Методика использования игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности».
Подготовила:
воспитатель группы №3
Шикалова Наталья
Леонидовна
Санкт-Петербург 2018 год
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня.
Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием (лепкой, аппликацией).
На материалах многолетнего специального исследования данной проблемы была разработана система использования игровых приемов во всех структурных частях разных типов занятий с целью обучения и развития художественного творчества детей.
Чем же следует руководствоваться педагогу, придумывая и применяя такие приемы?
Во-первых, он должен знать их особенности, принципиальное отличие от других методов и приемов обучения; во-вторых, учитывать знания детей об окружающем, интерес к различным явлениям жизни; в-третьих, знать и учитывать игровой опыт детей и, наконец, четко знать задачи изобразительной деятельности, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Рассмотрим эти условия более подробно.
Итак, какова же специфика игровых приемов обучения? С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой, должны обладать существенными признаками настоящей игры. Это тем более важно, что в отличие от настоящей игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, т.е. происходит развитие игрового замысла. Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Какие же игровые приемы можно использовать? Один из них – обыгрывание предметов, игрушек (объемных или плоскостных), картин-панорам и др. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать как зайчик», «ходить как медведь» и т.п.).
В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к самостоятельной постановке задач.
Используя прием обыгрывания предметов, игрушек, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью обыгрывания предметов, игрушек? Как правило, этот прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Другой прием – обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей. Следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с еще не законченным (создаваемым).
Первая разновидность приема обыгрывания готового (завершенного) изображения применяется как правило по окончании рисования (лепки, аппликации). Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. В этом основное назначение данного игрового приема.
Другая разновидность приема – обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Этот прием направлен на руководство процессом изображения, он как бы сопровождает его, включается в него.
В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения. Предлагая детям роль (художника, продавца, строителя, фотографа и др.), воспитатель вызывает интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования.
Какова методика использования игровых приемов обучения?
Структурно каждое занятие состоит из трех частей: первая – организующая процесс формирования замысла, вторая – его выполнение, третья – анализ и оценка детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения.
Методика использования игровых приемов в значительной степени определяется и особенностями сочетания на занятии так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них выдвигаются на первый план, все занятия условно подразделяются на три типа: 1) по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; 2) по формированию навыков и 3) творческие.
Предлагаемая данная методика применения игровых приемов в своей основе характерна для руководства изобразительной деятельностью детей всех возрастных групп. Это обусловлено тем, что современное обучение предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщенных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование игровых приемов в процессе музыкальной деятельности"
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.Одни...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
В тексте рассказывается о том, как с помощью игровых приемов можно обогатить методику организации изобразительной деятельности дошкольников....
Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью детей
Игра - ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Данная методическая разработка раскрывает те игровые методы и приемы, которые помогают воспитателям заинтересовать детей, помоч...
Использование игровых приемов в организации совместной деятельности с детьми раннего возраста, способствующие их легкой адаптации
Консультация для воспитателей...
Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью в средней группе.
Значительное место в данной возрастной группе занимают сюжетно-ролевые игры и их разновидность – «режиссерские» (индивидуальная сюжетная игра с игрушками).Продумывая содержание игров...
Методика использования игровых приемов на занятия по изобразительной деятельности
Предлагаемая данная методика применения игровых приемов в своей основе характерна для руководства изобразительной деятельностью детей всех возрастных групп. Это обусловлено тем, что современное обучен...