Консультация для воспитателей Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по математике на тему

Иванова Раисия Ивановна

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических  представлений у дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_igra_na_matematike.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических  представлений у дошкольников

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.»   В.А. Сухомлинский.

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.  Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.  В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети -  творцы настоящего и будущего.  В этом заключается обаяние игры.

“Игра, есть потребность растущего детского организма.  В игре развиваются
физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:  игра
для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма
воспитания.  Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.  Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

   Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции
встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет
математиком”, безнадежно устарела. 
  Сегодня, а тем более  завтра  математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.   В  математике заложены огромные возможности  для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
    Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические
задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так
как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
    Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят
дидактические игры.  Основное назначение игр - обеспечить  упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств  предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д.  В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.  Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

   Логико-математические игры  включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач.  Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.  В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры.   Логико - математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.    Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов)  геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

      В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.   Они   отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки).  Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

   В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы.  При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач.  Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников.  Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию.  В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

     Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

   Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр.   Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др.   Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного,  но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.   Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски,  фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур.

      Из многообразия  головоломок  наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте  головоломки с палочками.  Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.   В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.  Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки.  Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.  На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают  игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым.  Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

      Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки.   В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения,  с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения:

  • Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
  • Четыре братца под одной крышей живут (стол) .

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку?  Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

     Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.  В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

     Психологические и педагогические исследования, педагогическая практика доказывают возможность формирования активности и самостоятельности в мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через дидактическую игру.  Познавательные дидактические игры  оказывают огромное влияние на формирование произвольного правильного поведения, организованности отношений содружества между детьми. Игры делают процесс познания интересным, занимательным, а значит и успешным.

Таким образом, учитывая значение познавательных математических игр и используя их как средство воспитания, обучения и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, рекомендую организовывать игротеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Консультация для родителей " Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников"...

Консультация для педагогов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.    Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников Одной из наиболее важны...

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....

консультация для педагогов ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека.Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуально...