Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
консультация по математике
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широкие возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, способствует развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_1ispolzovanie_igrovyh_priemovpri_fmp_u_doshkolnikov.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Выполнила:
воспитатель
Лебедева Т.И,
г. Бийск
Актуальность темы.
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широкие возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, способствует развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
Процесс образования для дошкольников должен быть занимательным, поскольку только в этом случае дети не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены, также и в формировании элементарных математических представлений применение игровых методов и приемов делает процесс обучения более эффективным.
Цель:
Изучение теоретических предпосылок, обоснований, полезности и практических примеров использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с целью повышения собственного уровня знаний и применения в дальнейшей практической работе.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольнико
Введение
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником познания для дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт.
Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математике посвящена учебная дисциплина «формирование элементарных математических представлений у дошкольников». Полноценное математическое развитие обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в процессе которой воспитатель последовательно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений».
Математические представления у детей формируются постепенно, в процессе познавания окружающего мира. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Решению каждой задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.
Среди основных задач предматематической подготовки детей в детском саду, согласно программе воспитания и образования выделяются следующие:
- Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. Усвоение понятий «множество», «отношение», «число», «величина».
- Формированием математических представлений и способностей (обучение детей счету, развитие представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, деление предметов на равные части).
- Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур (классификации, обобщения, упорядочивания).
- Формировать умение делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений,
- Формировать умение пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи.
Задачи решаются не отдельно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Несмотря на то, что в основном они направленны на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, развивают организованность, дисциплинированность, т. е. способствуют всестороннему развитию личности дошкольников. Кроме того, ребенок овладевая математическими представлениями на занятиях, находится в коллективе сверстников, это расширяет сферу и опыт коллективных взаимоотношений между детьми.
Наиболее эффективному овладению знаний по математике способствует соблюдение следующих условий:
- учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;
- создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы;
- развивающий характер заданий.
- смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
- интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия.
При решения любых математических задач, чтобы сохранять занимательность учебного процесса, необходимо применять игровые методы, игровые элементы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов:
- принципа сознательности и активности;
- принципа доступности и индивидуализации;
- принципа научности;
- принципа систематичности и последовательности;
- принципа развивающего обучения;
- принципа наглядности.
Постепенное усложнение материала позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, что способствует в свою очередь развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.
Роль и значение игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
С помощью игр развивается внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре детьми достигается очень высокий уровень активности, причем всегда добровольно, даже неосознанно для ребенка.
Выделяют следующие особенности игры для дошкольников:
- Игра является основным и наиболее доступным видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка.
В процессе обучения математике детей дошкольного возраста необходимо использование дидактических игр, так как способствуют участию ребенка в познавательном процессе, помогают восприятию материала.
Выделяют следующие типы занятий:
- занятия в форме дидактических игр;
- занятия в форме дидактических упражнений;
- занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.
Дидактическая игра, в зависимости от возраста детей, цели и содержания занятия, может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Занятия в форме дидактических игр начинается применяться с младшего возраста. В этом возрасте обучение носит игровой характер.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом приводит к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Данный вариант объединяет предыдущие. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях, последовательность определяется программным содержанием
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Однако, главной целью всех видов игр является развитие умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Также при использовании математических игр необходимо:
- варьировать игровые действия и вопросы;
- индивидуализировать требований к детям;
- повторять игры, усложнять со временем.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Итак, существуют различные методы и приемы, помогающие формировать у детей элементарные математические представления. Ведущая роль среди них отводится занятиям в форме дидактических игр и упражнений.
Дидактические игры, способствующие формированию элементарных математических представлений.
Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествие во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами | Игры - путешествие во времени | Игры на ориентирование в пространстве | Игры с геометрическими фигурами | Игры на логическое мышление |
Обучение детей счету в прямом и обратном порядке. | Знакомство детей с днями недели. | Развивать умение определять, словом, положение того или иного предмета по отношению к другому. | Развивать знания о форме геометрических фигур. Учить детей узнавать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. | Формирование элементы логического мышления. Формирование умения рассуждать, делать свои умозаключения. |
Образование чисел в пределах 10 (20) путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Состав числа. | Знакомство с названиями месяцев, их последовательностью. | Учить детей употреблять слова для обозначения положения предметов. | Повторение упражнений в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек. | Выполнение заданий на формирование логического мышления - задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. |
Учить свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. | Знакомство со способами присоединения, построения одной формы из другой. Знакомство детей со способом построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). |
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Они всегда требуют активной умственной деятельности, создания нового способа решения, их нельзя решить просто ранее усвоенным способом.
Условно, для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:
- Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 3 треугольника из 7 палочек, 2 равных треугольника и 5 палочек, из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника, составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так чтобы получился флажок
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
- Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек для преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, в которых дети применяют усвоенные детьми умения и навыки, и постепенно усложняя действия.
Заключение
Дошкольный возраст играет важную роль в становлении личности человека, и одной из задач дошкольного учреждения в этот период жизни заинтересовать ребенка, вызвать у него интерес к новому, к знаниям, вызвать желание учиться, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
В своей работе воспитатели укрепляют и развивают познавательные интересы дошкольников. Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет воспитателям сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, и способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию.
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Популярное пособие для родителей и педагогов «Развивающие игры для дошкольников» Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева.
- Популярное пособие для родителей и педагогов «Дидактические игры в начальный период обучения» Е.В. Карпова.
- «Развивающие игры», Б.П. Никитин
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.
6.Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А, Михайлова.
7. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста под редакцией М.Н, Петрова.
Интернет источники
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/
- http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news1515.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovyh-priemov-na-zanjati-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-doshkolnikov.html
- http://studnb.ru/pedagogika/item/1404-ispolzovanie-igrovykh-priemov-pri-formirovanii-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij
Приложение
Тема | Пример игры | |
«Форма и цвет» | Проведение дидактических игр. | • «Сложи предмет из геометрических фигур» (по образцу и без него) • «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами) • «Подбери ключик к замочку» • «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры» • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным) • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) • «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.) • «Найди свою пару» (варежку) |
Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: | • Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. | |
Проведение игр – соревнований. | • «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) | |
Количество и счёт | Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП | «Магазин игрушек» (много, один, поровну) «Зоопарк» (счёт) «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну) «Путешествие на корабле» |
Игровые математические знания с театрализацией: | «Математика в сказках» «Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей» | |
«Ориентирование во времени и пространстве» | Настольно – печатные игры: | • «Лото» • «Парные картинки» • «Домино» • «Цветная мозаика» • «Пазлы» |
Дидактические игры: | «Собери сказочного героя» (из частей) «Кто больше найдёт отличий?» «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку) «Когда это бывает?» — игра с мячом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Консультация для родителей " Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников"...
Консультация для педагогов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников Одной из наиболее важны...
Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
Консультация для воспитателей Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников...
План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....
консультация для педагогов ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека.Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуально...