НОД «Небесная Гжель» в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД «Небесная Гжель» в подготовительной группе
Зяблова Н.А.
Цель: создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция.
Задачи:
Образовательные:
• Приобщать детей к народно-декоративному искусству в условиях практической и творческой деятельности.
•Закреплять представления детей о народных промыслах: Дымково, Городец, Хохлома.
• Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла.
•Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубые цвета, кайма.
• Обогащать знания детей и умение лепить простейшие элементы узора (роза, лепестки, капельки, волнистые линии).
• Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма).
Развивающие:
• Развивать интерес к декоративно прикладному искусству.
• Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
• Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов.
Воспитательные:
• Воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.
• Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем.
• Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
Материалы и оборудование:
•Изделия народных промыслов: дымковская барыня, деревянные ложки, доски.
•Демонстрационный материал: элементы гжельской росписи, иллюстрации к сказке «Голубая гжель».
• Гжельская посуда: чайник, ваза, сахарница, масленка, чашки, тарелки.
• Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:
-Знакомство с народными промыслами: Дымково, Городец, Хохлома.
-Рассматривание альбомов «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Небесная Гжель» И. А. Лыкова.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы догадаетесь сами.
Сегодня утром почтальон принес в нашу группу посылку.
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
А что в ней, вы узнаете, если послушаете стихотворение.
Воспитатель:
Как хороша –эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
(Дымковская барыня)
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
Дети находят предметы и называют народный промысел, материал, из которого сделан предмет.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте ещё одно стихотворение и найдите предметы, о которых говорится в нём.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
(Дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами. (Сказка сопровождается демонстрацией наглядного материала.)
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.
Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком . Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз.
Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнём и покажем, как посуду разрисовывали гжельские мастера.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Самый излюбленный узор – гжельская роза, по краям изделия-кайма.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись.
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Беседа по сказке.
- О каком промысле эта сказка?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель. Дети, пришло время и вам стать народными умельцами.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы) .
Воспитатель: Элементы узора на предметах сервиза могут быть одинаковыми и разными. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (в середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (на капельку).
Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.
Какими ещё элементами можно украшать посуду? (полосочками, сеточкой).
Чем украшены края посуды? (каймой).
Приготовьте свои ладошки, покажем гжельскую розу.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Воспитатель: Дети, будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, вам поможет песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»).
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывает индивидуальную помощь.
Если дети устают, проводится физкультурная пауза.
Раз-два, раз-два, наши дети мастера.
Сели, встали, сели, встали,
Мы работать не устали.
Ручки-хлоп, хлоп, хлоп,
Ножки-топ, топ, топ.
Раз-два, раз-два, наши дети мастера.
В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Воспитатель:
Потрудились вы на славу! Вижу я, что вы и вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Давайте вспомним, какие виды посуды изготавливают гжельские мастера. Назовите, что вы запомнили.
Дети: чайники, супницы, сахарницы, игрушки, чаши, вазы, подносы…
Воспитатель: вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель.
Воспитатель: у русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Волшебная Гжель" в подготовительной группе
Знакомство детей с русским декоративным искусством " Волшебная Гжель"...
Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе
Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.Форма работы: групповая.Цель: Расписать готовые глиняные тарел...
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мас...
Конспект НОД по пластилинографии «Сказочная гжель» в подготовительной группе
Конспект НОД по пластилинографии «Сказочная гжель» в подготовительной группе...
Досуг «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров....
Пластилинография. Сказочная Гжель в подготовительной группе. Конспект НОД. Гжельский чайник.
Цель: Знакомство детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.Задачи:• Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.• Закрепить приемы рисования пластилином в те...