Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.
Задачи:
- Образовательные:
расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: хохломской, дымковской, городецкой;
- Развивающие:
учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;
развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
- Воспитательные:
прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев;
воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования;
активизация словаря: гжельская роспись, мастера декоративной росписи, глиняная керамика, композиция;
Оборудование и материалы: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи, посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, дымковская барышня, матрешки, иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды, печати.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание посуды, игрушек, альбома «Сказочная гжель».
Ход занятия:
(Занятие проходит в мини - музее группы. Звучит русская народная мелодия)
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребятишки! Я приглашаю вас в музей народно – прикладного искусства. Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Это восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев. Русский человек создавал красоту вокруг себя своими руками. Он создавал красоту особую, для своей семьи и своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: например, вот эта сырная доска(показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
- Ребята, какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)
Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
- Ребята, а этот предмет какой росписью расписан? (Хохломская роспись). Хохломская роспись - это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, а затем расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды!
- Ребята, обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны? (Дымка). Правильно, это дымковская роспись. Для оформления глиняных игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из золота. Дымковские игрушки радуют глаз и улучшают настроение.
- А это что за диво такое? А это Гжель. О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как ее делают. А поможет нам в этом добрая сказочница, она пришла к нам в гости, чтобы рассказать о сказочной гжели.
Сказочница:
- Здравствуйте ребята, я вам расскажу о сине-голубой сказке-гжели, а вы внимательно слушайте. Проходите, присаживайтесь на свои места.
- И так, сказка начинается: «Сказочная гжель».
То ли сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад недалеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.
Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.
Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой. Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь». Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться, то можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.
Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.
Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка о Гжели?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
Дети: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки.
Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета.
Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
-А какой самый любимый узор у мастеров?
Дети: Гжельская роза.
Воспитатель: Правильно, самый излюбленный узор – это гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
- Ребята, что - то мы заболтались, а давайте покажем какая бывает посуда.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.( Сделать большой круг)
Сказочница: Молодцы ребята, интересную посуду показали, не разбили, не сломали. А вот моя посуда попала под дождь и весь узор на чашках размыло водой. Теперь моя посуда не очень красивая…Что мне делать я не знаю…
Воспитатель: Ребята, а я знаю как помочь сказочнице. Предлагаю вам раскрасить посуду печатями. Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами все необходимое для работы. Здесь шаблоны посуды без рисунка. А чтобы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку (в ходе работы напоминаю детям, какие элементы используем для раскрашивания)
- Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились! (дети рассказывают о своей работе 2 – 3 ответа)
Воспитатель: Ребята, вы славно потрудились, посуда получилась очень красивой. Давайте подарим нашу посуду сказочнице.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, где мы сегодня с вами побывали? О чем говорили и что нового узнали?
Дети: Сегодня мы говорили о декоративно-прикладном искусстве, о народных умельцах, и побывали в мини-музее. ( 2-3 ответа)
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего запомнилось? (2–3 ответа)
Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны по всей России. Это наша национальная гордость. Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. А мы будем с вами продолжать учиться и познавать мир декоративно-прикладного искусства.
Ребята, я хочу вам подарить на память раскраски народных умельцев. А на этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! До новых встреч!
Список литературы.
1.Грибовская А.А обучение школьников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М.: Скрипторий, 2008
2.И.А.Лыкова. -М.: Издательский дом Карапуз, 2008.-10с.
3. Народное искусство детям «Сказочная Гжель», Мозаика Синтез, 2015.
4. «Небесная лазурь»: М.А.Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elmira_gzhel.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.
Задачи:
- Образовательные:
расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: хохломской, дымковской, городецкой;
- Развивающие:
учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;
развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
- Воспитательные:
прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев;
воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования;
активизация словаря: гжельская роспись, мастера декоративной росписи, глиняная керамика, композиция;
Оборудование и материалы: экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и городецкой росписи, посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, дымковская барышня, матрешки, иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды, печати.
Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание посуды, игрушек, альбома «Сказочная гжель».
Ход занятия:
(Занятие проходит в мини - музее группы. Звучит русская народная мелодия)
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребятишки! Я приглашаю вас в музей народно – прикладного искусства. Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Это восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев. Русский человек создавал красоту вокруг себя своими руками. Он создавал красоту особую, для своей семьи и своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: например, вот эта сырная доска(показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)
- Ребята, какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)
Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
- Ребята, а этот предмет какой росписью расписан? (Хохломская роспись). Хохломская роспись - это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, а затем расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды!
- Ребята, обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны? (Дымка). Правильно, это дымковская роспись. Для оформления глиняных игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из золота. Дымковские игрушки радуют глаз и улучшают настроение.
- А это что за диво такое? А это Гжель. О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как ее делают. А поможет нам в этом добрая сказочница, она пришла к нам в гости, чтобы рассказать о сказочной гжели.
Сказочница:
- Здравствуйте ребята, я вам расскажу о сине-голубой сказке-гжели, а вы внимательно слушайте. Проходите, присаживайтесь на свои места.
- И так, сказка начинается: «Сказочная гжель».
То ли сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад недалеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.
Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.
Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой. Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь». Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться, то можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.
Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.
Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка о Гжели?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
Дети: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки.
Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета.
Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
-А какой самый любимый узор у мастеров?
Дети: Гжельская роза.
Воспитатель: Правильно, самый излюбленный узор – это гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
- Ребята, что - то мы заболтались, а давайте покажем какая бывает посуда.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.( Сделать большой круг)
Сказочница: Молодцы ребята, интересную посуду показали, не разбили, не сломали. А вот моя посуда попала под дождь и весь узор на чашках размыло водой. Теперь моя посуда не очень красивая…Что мне делать я не знаю…
Воспитатель: Ребята, а я знаю как помочь сказочнице. Предлагаю вам раскрасить посуду печатями. Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами все необходимое для работы. Здесь шаблоны посуды без рисунка. А чтобы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку (в ходе работы напоминаю детям, какие элементы используем для раскрашивания)
- Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились! (дети рассказывают о своей работе 2 – 3 ответа)
Воспитатель: Ребята, вы славно потрудились, посуда получилась очень красивой. Давайте подарим нашу посуду сказочнице.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, где мы сегодня с вами побывали? О чем говорили и что нового узнали?
Дети: Сегодня мы говорили о декоративно-прикладном искусстве, о народных умельцах, и побывали в мини-музее. ( 2-3 ответа)
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего запомнилось? (2–3 ответа)
Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны по всей России. Это наша национальная гордость. Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. А мы будем с вами продолжать учиться и познавать мир декоративно-прикладного искусства.
Ребята, я хочу вам подарить на память раскраски народных умельцев. А на этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! До новых встреч!
Список литературы.
1.Грибовская А.А обучение школьников декоративному рисованию, лепке, аппликации. М.: Скрипторий, 2008
2.И.А.Лыкова. -М.: Издательский дом Карапуз, 2008.-10с.
3. Народное искусство детям «Сказочная Гжель», Мозаика Синтез, 2015.
4. «Небесная лазурь»: М.А.Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией "Вода - царица жизни" подготовительная группа
На занятии уточняются знания о воде, о ее значении для живого мира, о ее формах и видах....
План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»
Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....
Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...
Презентация занятия по ознакомлению детей с русским народным промыслом 4-5 лет
Данный материал знакомит детей с русским народным творчеством Хохлома. Помогает создать условия для развития познавательной и творческой инициативы дошкольников в возрасте 4-5 лет. Помогает воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народные промыслы. Хохлома» во второй младшей группе.
Воспитание любви к русскому народному творчеству, знакомство детей с хохломской росписью,сохранение традиций русского творчества....
Занятия по ознакомлению детей с русским народным календарно обрядовым праздником в старшей группе. Тема: «Вербное воскресенье»
Приобщение детей к истории и традициям русского народа через знакомство детей с русским народным праздником «Вербное воскресенье»....