ООД – творческая мастерская в подготовительной группе «РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ РОСПИСЬ
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Задачи
— закреплять знания детей о дымковской и филимоновской игрушках, обобщить знания о хохоломской росписи и гжели.
— продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения;
— развивать физические качества, быстроту, ловкость, силу, выносливость;
— доставлять детям радость, желание играть командой, оценивать как свои действия, так и действия своих товарищей. Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._zanyatie_russkaya_narodnaya_rospis.docx | 651.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД – творческая мастерская
в подготовительной группе
«РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ РОСПИСЬ »
Задачи
— закреплять знания детей о дымковской и филимоновской игрушках, обобщить знания о хохоломской росписи и гжели.
— продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения;
— развивать физические качества, быстроту, ловкость, силу, выносливость;
— доставлять детям радость, желание играть командой, оценивать как свои действия, так и действия своих товарищей. Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.
Оборудование: лотки «Хохломская роспись», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»; плакаты «Добро пожаловать, гости дорогие», «Мы приглашаем к себе всех, кто любит веселье, игры и смех», «Игры, аттракционы, много чудес! Спешите — мы приглашаем на ярмарку всех!», костюмы Петрушки и Матрешки, аудиоаппаратура, записи веселой музыки, ложки, вырезанные из бумаги, — по количеству детей, кисти, краски, вода в стаканчиках, канат, по 2 деревянные ложки, по 2 ориентира, мешка; гантели, подушки, коромысла, пара калош — по 4 шт., карусель — разноцветные атласные ленты, прикрепленные к одному концу деревянной палки длиной 1,5 м, 4 подноса, посуда и игрушки с хохломской, дымковской, гжельской, филимоновской росписью.
Словарь: декоративно-прикладное искусство, народный промысел, ярмарка, хохлома, гжель, дымка, роспись.
* * *
Дети собираются на спортивной площадке. На головах девочек русские платки, у мальчиков — картузы. Ребят встречает Матрешка.
Матрешка.
День добрый, гости дорогие.
Красны девицы да добры молодцы,
Не хотите ль на ярмарку отправиться?
Товар купить, товар продать.
На других посмотреть.
Себя показать.
Ребенок.
Отчего ж? Ярмарка — дело хорошее.
Матрешка
Больше шуток, улыбок и смеха,
Для нашей ярмарки они не помеха.
Мы просим вас веселиться, играть,
Радоваться другим и себя показать.
Пора и в путь-дорогу собираться.
Ребята, в детском саду никто не остался?
Дети с Матрешкой отправляются в путь-дорожку и подходят к первому лотку с хохломской росписью.
Матрешка (разглядывает лежащие на подносе изделия). Ребята, а что вы знаете о хохломской росписи?
Дети отвечают.
Продавец. А теперь послушайте мой рассказ. Хохломская роспись получила свое название благодаря одноименному селу — Хохлома. Сюда крестьяне свозили деревянные изделия с росписью — ложки, чашки, блюда, ковши для продажи. А кто из вас знает, как создаются хохломские изделия?
Дети отвечают.
Сначала из березовой или липовой заготовки выгачивают формы. Затем их покрывают жидким слоем глины с добавлением растительного масла. Готовые изделия хорошо просушивают, а затем в них втирают алюминиевый порошок. И вновь изделия сушат, покрывают лаком и закаливают в электрических печах при высокой температуре. Лак желтеет, а просвечивающий сквозь него алюминиевый порошок становится «золотым». Хохломская роспись очень красива.
Матрешка. Ребята, а вы хотите попробовать разукрасить ложку или блюдо хохломской росписью? Вспомните основные элементы хохломской росписи.
Дети отвечают.
Вы правы. Это трава, кустики, стройные осоки, ягоды, веточки.
Для детей заранее подготовлены столы и стулья, краски, кисти и вода, вырезанные из бумаги ложки, блюда. Под веселую музыку ребята наносят хохломскую роспись на предложенные шаблоны.
Дело сделано, теперь можно и поиграть.
Удаль, ловкость, быстроту показать.
Эстафета 1. «Перенеси воду»
Формируются две команды по 4 человека. В соревнованиях используются ложки с хохломской росписью.
В ложке с хохломской росписью — вода.
Быстро бежать нельзя.
Дышать можно,
Только очень-очень осторожно.
Воду не расплескать.
Красивую ложку не потерять.
Эстафета 2. «Собери блюдо из осколков»
Игрокам каждой команды вручают части бумажного или картонного блюда, расписанного под хохлому. Детям нужно собрать все части блюда вместе и увидеть его первоначальный узор.
Матрешка. Молодцы, все удальцы. Пора нам отправляться к следующему лотку. (Подходят к лотку «Филимоновская игрушка».)
Продавец (указывает на поднос с различными свистульками). Что же это за игрушки? Дайте мне ответ.
Если дети затрудняются с ответом, то продавец охотно рассказывает ребятам об этом промысле.
Это филимоновские игрушки. Промысел этот возник в деревне Филимоново Тульской области. Мастеров этой деревни так и называли — филимоновские мастера. Они делали свистульки для праздников. Были они разной формы. Это и зверюшки, и солдаты, и птицы. Посмотрите внимательно на них. У всех сильно вытянута шея. Кто из вас знает почему?
Дети отвечают.
Это объясняется свойствами местной глины, которая при сушке быстро покрывается трещинками. Эти трещинки мастера и заглаживали постоянно влажными руками. При этом, естественно, вытягивались шея и туловище фигурки. Филимоновская роспись особая: белые краски сочетаются с малиновой, зеленой, лимонно-желтой, иногда на фигурках встречается синий цвет. Животных и птиц расписывают по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы, голову окрашивают зеленым или красным цветом. Фон украшают штрихами, веточками, полосами, пятнами, овалами. В старину роспись проводилась гусиным пером.
Матрешка. Какие интересные и забавные эти свистульки... А нам посвистеть можно?
Продавец. Ну конечно, можно. И даже их приобрести нужно.
Продавец раздает свистульки детям. Около лотка появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, здравствуйте! Ой, как давно мы с вами не виделись.
Матрешка. Здравствуй, Петрушка, поздоровайся со всеми ребятами.
Петрушка
Здравствуйте, дорогие зрители!
Подраться со мной не хотите ли?
Матрешка. Ты что такое говоришь? Перестань безобразничать, а то мы тебя выгоним.
Петрушка. А что я такого сказал? Здравствуйте, дорогие ребята! Не хотите ли вы со мной посоревноваться?
Матрешка. А нам послышалось что-то другое... Соревноваться? Это же интересно. А в чем бы ты хотел с ребятами соревноваться?
Петрушка. Ну, например, кто громче хрюкнет, кто дальше плюнет или кто сильнее затопает ногами.
Матрешка. Нет, дорогой Петрушка. Твои соревнования нам неинтересны. Правда, ребята?
Петрушка. Ладно, ладно, я просто пошутил. Но играть я люблю, потому что всегда у всех выигрываю.
Матрешка. Не хвастайся, Петрушка. Ребята у нас спортивные, сильные. В обиду себя не дадут.
Игра «Кто быстрее?»
Дети встают в круг, в центре которого стоит стул, а на нем три свистульки. Ребята под музыку выполняют движения по кругу: бегают, прыгают на двух ногах, «змейкой» и т.д. С окончанием музыки, кто успеет, должен быстро схватить со стула свистульку. Таким образом игра повторяется несколько раз. Петрушка участвует наравне с детьми.
Матрешка. Спасибо за рассказ, а тебе, Петрушка, за игру.
Дети прощаются с Петрушкой и отправляются к лотку с дымковской игрушкой.
Продавец
Что же это за товар
На моем лотке?
Знать об этом вы должны.
Расскажите, знатоки.
Если дети затрудняются с ответом, то продавец рассказывает ребятам о дымковской игрушке.
Этот промысел возник в слободе Дымково. Поэтому игрушки так и называются — дымковские. Лепили их из красной глины, затем белили мелом, разведенным на молоке. Готовые игрушки расписывали красками. Это были величавые барыни в разноцветных юбках, бравые кавалеры, женихи и невесты, важные петухи и индюки, красавцы-бараны, резвые кони, удивительные птички и коровы. Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой обычно является небольшой цилиндрик, который в нужных местах вытягивается, расширяется или сужается, а затем изгибается. К видоизмененному цилиндрику мастера прилепляют мелкие части. Готовые игрушки отправляют в печь. После обжига их белят и расписывают. Узор дымковской игрушки состоит из различных полос, клеточек, кругов.
После рассказа продавец предлагает детям слепить из пластилина (или глины) игрушки по предложенным образцам, а раскрашивать их ребята будут уже после развлечения. Готовые игрушки выставляют на поднос, а дошкольники проходят к следующему лотку — с изделиями гжельской росписи.
(Указывает рукой на стоящие на подносе изделия.)
Пить захочешь — не беда,
Заходи скорей сюда.
На нашем лотке посуда стоит,
Красивый узор обо всем говорит.
Вот послушайте, ребята, историю возникновения гжельской росписи. Давным-давно к востоку от Москвы была найдена особая глина, из которой стали делать посуду. Мастера расписывали свои изделия удивительными сказочными птицами и цветами. Даже различные сцены из жизни можно было увидеть на этой посуде. При этом в росписи таких удивительных изделий преобладали белый и голубой цвета. Со временем слава о красивых и необычных изделиях подмосковных мастеров разнеслась по всей Руси. Современная гжель очень нарядна. Сегодня можно увидеть разнообразные бело-голубые чайные и столовые сервизы. Даже встречаются шахматы и часы, расписанные гжелью. Все предметы украшены узорами из ромашек, колокольчиков, ягод земляники, малины, завитками, и почти на каждом изделии — роза. Все эти изделия представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своем стиле, выполняя узоры в старинных русских традициях.
(Указывает рукой на большой бело-голубой майник.)
Пить захочешь — не беда,
Заходи скорей сюда!
Не проходите стороной,
Чай отведайте со мной.
На заранее подготовленных столах на гжельских подносах лежат булочки, пирожные. Дети из стилизованного чайного сервиза угощаются чаем с душистыми травами да вареньем.
Матрешка
А сейчас, детвора,
Начинаются игры затейные
В разных углах нашего двора,
Нашей ярмарки,
Развеселой ярмарки.
В разных местах заранее подготовлены атрибуты для игр и соревнований.
Дети с продавцами лотков с народными промыслами по очереди обходят все игровые места, где впоследствии принимают участие в веселых играх и состязаниях: «Перетягивание каната», «Бой петухов», «Веселые соревнования», «Бег в калошах», «Бег с коромыслом», «Прыжки в мешках», «Поднимание гантелей».
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
В. Берестов
Дети под веселую музыку катаются на карусели.
Все когда-то кончается.
Веселая ярмарка закрывается.
Но вы не грустите и не огорчайтесь.
На любимых праздниках чаще встречайтесь.
К друзьям ходите,
К себе их зовите
На чай с вареньем,
С баранкой, печеньем,
С пирогами горячими,
С конфетами сладкими.
На этом праздник ярмарки заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская в подготовительной группе "Пушистые картины"
Это занятие для развития творческого потенциала детей. Проводится в качестве дополнительного образования....
Перспективный план работы творческой мастерской в подготовительной группе.
Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом....
Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной группе "Русская народная игрушка".
Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на пр...
Творческая мастерская в подготовительной группе на 2021-2022 г.
Актуальность.Творческая мастерская – одна из самых интересных форм организации педагогического процесса, поскольку каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих ...
Проект «Мы умелыми руками смастерим театр сами» с применением педагогической технологии «Творческая мастерская» в подготовительной группе ДОУ.
Авторы - Савинова Екатерина Михайловна и Дмитрова Татьяна Леонидовна, воспитатели МДОУ № 1 «Аленушка» г.Тейково.Тип проекта: творческий.Срок реализации проекта: 6 месяцев ...
Конспект творческой мастерской в подготовительной группе "Замок для добрых и злых сказочных героев."
....
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...