Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.
«Русская изба и традиции русского народа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_izba.docx | 31.83 КБ |
1_nedelya.docx | 1.46 МБ |
2_nedelya.docx | 1.34 МБ |
konspekt_russkaya_pech.docx | 21.2 КБ |
igry_stihi.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.
«Русская изба и традиции русского народа»
Воспитатели:
Карманова Н.П
Голых С.А
2023 г.
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.
Тема проекта:
«Русская изба и традиции русского народа»
Сроки реализации: краткосрочный
Вид проекта: творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи:
- Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
- Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
- Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
- Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
- Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
- Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Направление проекта:
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Материальное обеспечение:
Спонсорская помощь родителей в приобретении призов для конкурсов и помощь в поисках предметов старинного быта.
Актуальность проблемы:
Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решили организовать проект Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Проблема детская: Как жили люди на Руси?
Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
11.Дети покажут открытое интегрированное занятие "Русская печь".
12. Презентация результатов проектной деятельности.
Подготовительный этап:
- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
Основной этап. Реализация проекта: (таблица №1)
Заключительный этап.
- Открытое интегрированное занятие "Русская печь"
- Презентация результатов проектной деятельности.
Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями и | ||
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Понедельник «Эти мудрые русские сказки». | Беседа об истории русского народа. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» | «Слава русской старине» Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. | Познакомить детей с прялкой и веретеном. Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено. Хоровод «Как на тоненький ледок» | Познакомить с предметами русского быта. Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители). |
Вторник «В гостях у Василисы Премудрой» | Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) | Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. | Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу» | Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве. |
Среда «Чудо – чудное, диво – дивное». | Рисование "Народная праздничная одежда" | Беседа: "Народная праздничная одежда" Углубить представление о русском наряде. Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане. Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании. | Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку сюжетно – ролевая игра «Детский сад» Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. | Оформление выставки детских рисунков для родителей "Народная праздничная одежда" |
Четверг «Русская изба». | Знакомство с русской избой. Формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. | Задачи: Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта. Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям. Материалы и оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. | Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» | Подготовка консультации для родителей «Подготовка детей к русским посиделкам». «Советы для родителей, что нужно к посиделкам». |
Пятница «Русские посиделки». | Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко. |
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры. | Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка». | Формировать культуру проведения совместных мероприятий, с опорой на русские традиции, детей и родителей. Цель: Совершенствовать умение играть в русские народные игры. |
Понедельник «Зеленая лампа» | Беседа об обычаях и традициях русского народа. | Подвижные игры: -«Ручеек» -«Салки» -«Горелки» | Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки. |
Вторник "Царство Дымково" | Лепка из соленого теста дымковской игрушки. | Беседа о дымковской игрушке. Знакомство детей с народными художественными промыслами. Способствовать закреплению знаний о народных промыслах: дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). | Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки. Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка). | Подготовка соленого теста. Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой» |
Среда « Весёлые матрёшки» | Украшение узором игрушки-матрёшки. | Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки, наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла. | Украшение узором игрушки-матрёшки.Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана. | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. Консультация для родителей «Игры детей с матрешками» |
Четверг «Русская печь» | Открытое интегрированное занятие русская печь | Задачи: Образовательные: Знакомить детей с культурой своего народа, с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русскими народными играми. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Развивающие: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.). Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору. | Разучивание слов. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун. Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, чугун, ухват, кочерга, шапочка-маска для р. н. игры, русский народный костюм для хозяйки. | Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). |
Пятница «Презентация проекта» | Итоговое мероприятие | Презентация результатов проектной деятельности. | Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества. | Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад» |
Результат:
- Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Русская печь».
Ход занятия:
(Дети входят в зал. Их встречает хозяюшка в русском народном костюме)
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!
По русскому обычаю хлебом-солью дорогих гостей встречаем, поклоном низким привечаем!
Хозяюшка: Милости прошу, гости дорогие, проходите в избу. Изба у меня небольшая, да красивая какая!
(дети садятся на лавки)
Поудобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Приготовьте ушки, глазки.
(Дети рассаживаются на свои места)
Ребята, а что такое изба?
Дети: (это дом).
Хозяюшка: Правильно! Это старинное название деревенского дома.
Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота.»
Дети: печь.
Хозяюшка: Правильно, дети! Это печь.
-ребята, как вы думаете, для чего нужна печь в избе?
Дети: (чтобы в доме было тепло).
Хозяюшка: Да ребята, невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи. Печь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, для обогрева всего дома. Русская печь должна быть большой, как вы думаете почему?
Дети: чтобы в избе долго сохранялось тепло.
Хозяюшка: Ребята, а печь нужно была только для тепла?
Дети: (в ней готовили еду).
Хозяюшка: Верно ребята, использовали печь для разных нужд, для каких как вы думаете?
Дети:(для тепла, в ней готовили еду, спали на ней).
Хозяюшка: Правильно ребята, печь использовали для обогрева и для приготовления пищи, и для сна на ней, и даже для мытья.
Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно, только и слышно, как дрова потрескивают.
Хозяюшка подходит к печке.
-ой, кто это здесь лежит?
- Дети: котик.
-ох, Васька проказник, ты куда забрался?
Хозяюшка: Ребята что делает кот Васька на печи?
Дети: греется.
Хозяюшка: Ребята, но ведь печка сама по себе не нагревается,
что нужно сначала сделать, чтобы печка дала нам тепло?
Дети:(нужно её растопить).
Хозяюшка: Да, ребята, как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Весь день печка пыхтит-старается.
Что в ней ребята хозяйка варила?
Дети:(кашу, картошку, суп).
Хозяюшка: Правильно! В печи хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются.
Печка считалась – семьи кормилица.
Что ребята в старину говорили о русской печи?
Дети:
«Печь нам – мать родная»,
«У печи всё красное лето».
«Печь - греет и варит, печёт и жарит.
«Печь накормит, обсушит и порадует душу!»
«Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;
«Добрая- то речь, коль в избе есть печь»;
Игра «Козел и ребята»
-Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята».
Выбирается один ребёнок – Козленок. (Он надевает маску козла.)
Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него, и ведется диалог.
Козленок.: Я – Козёл, ме-ме!
Я в лес ходил.
Я дрова рубил.
Дети: А зачем тебе дрова?
Козленок.: Ме-ме, печь топить.
Дети: А зачем печь топить?
Козленок.: Ме-ме, кашу варить.
Дети: А зачем кашу варить?
Козленок.: Ме-ме, ребят кормить.
Дети: Не хотим мы каши!
Козленок.: Ме-ме, накормлю!
Догоню и накормлю! (Дети разбегаются)
(Дети присаживаются на свои места)
-Хозяюшка: Скажите ребята, кто кладет печь?
Дети:(Печник).
-Хозяюшка: Какой строительный материал использует печник, когда кладет печь в избе?
Дети:(Кирпич, глину)
-Хозяюшка: а теперь ребята давайте посмотрим, как устроена русская печь.
Хозяюшка: Ребята как вы думаете, что это такое?
(Воспитатель показывает на трубу)
Дети:(труба).
Хозяюшка: Да ребята правильно это труба, а для чего она была нужна?
Дети:(из нее выходил дым)
Хозяюшка: Верно ребята, а от чего появлялся дым?
Дети:(от того что в печи горели дрова).
Хозяюшка: Да, ребята правильно, а куда же дрова закладывали?
Дети: (Ответы детей).
Хозяюшка: Ребята, дрова закладывали в специальное место в печи, называется устье. Чтобы печь лучше топилась, брали березовые дрова, они давали больше тепла.
Ребята посмотрите, что у меня в руке?
Дети: кочерга.
Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, для чего нужна кочерга?
Дети: чтобы в топке угольки мешать.
Хозяюшка: Да ребята, для того, чтобы огонь веселей горел в печке, дрова ворошили кочергой.
Хозяюшка: Ребята что еще в устье ставили?
Дети:(кастрюли)
Хозяюшка берет чугун
-А это что такое?
Дети: чугун
Хозяюшка: Ребята как вы думаете, для чего нужен был в то время чугун?
Дети: в нем варили каши, супы.
Хозяюшка ставит чугун на шесток. Ой, а как же поставить чугун, ведь в печке то горячо?
Хозяюшка: Ребята чтобы отправить чугун в печь нужен ухват.
(Хозяюшка берет ухват и отправляет чугун в печь).
А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонкой.
Хозяюшка: в нижней части печки остается свободное пространство — подпечье.
Ребята как вы думаете, для чего использовала это место хозяйка?
Дети: (в подпечье хозяйка хранила веник совок, кочергу)
Хозяюшка: Подпечье используют для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и даже зимой в мороз кур под печкой держали.
- Наверху печи было особое место – лежанка.
Хозяюшка: ребята, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Хозяюшка: Правильно! Ещё при помощи печи, изгоняли хворь, например, простудные заболевания, грели спинки.
На печи ребята сушили не только одежду, а что ещё?
Дети: грибы, ягоды да лук.
- У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка!
Как вы думаете, зачем она была нужна?
Дети: (в ней сушили одежду).
Хозяюшка: Да, ребята правильно, в печурке сушили одежду и обувь.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» этот угол, был занавешен цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка. Как вы думаете, что там делала хозяйка?
Дети: варила еду, пекла хлеб, стряпала.
Хозяюшка: Ребята, а про печку есть и загадки. Отгадаем?
- Чего из избы не вытащишь?
Дети: (печь)
Хозяюшка: Зимой, нет теплей, а летом нет холодней.
Дети: (печь)
Хозяюшка: Без чего печь не затопить?
Дети: (без дров)
Хозяюшка: В чём варили кашу, щи в русской печи?
Дети: (в чугунке, глиняном горшке)
Хозяюшка: Чем вытаскивали горячий чугун из печи?
Дети: (ухватом)
Хозяюшка: Ребята, в каких сказках говорится о чудесной печке?
Дети: (Гуси-лебеди, По щучьему велению, колобок) .
Хозяюшка: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.
Хозяюшка идет к печке, принюхивается.
А вот и каша наша готова, ах как вкусно пахнет, ребята пока мы с вами беседовали, каша сварилась.
(Хозяюшка приглашает ребят за стол и угощает гречневой кашей)
Хозяюшка: Ребята понравилось вам у меня в гостях?
Пора и честь знать. В гостях хорошо, а дома лучше.
Предварительный просмотр:
Приложение №12
Русские народные игры.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из них.
"Уголки"
Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.
Описание
Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - "домики" ("норы"). Все находящиеся по углам - "мышки". Одна из них - водящая "мышка" - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к "норке") и говорит: "Мышка, мышка, продай свой уголок!" Та отказывается. Тогда водящая идет к другой "мышке". В это время "мышка", отказавшаяся продать "уголок", вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой "мышке" с просьбой продать "уголок". Если водящий скажет: "Кошка идет!" - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо "уголок" ("норку").
Правила
1. "Уголок-норку" занимает тот, кто первым попал туда.
2. Если на слова "кошка идет" кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Разновидности "Уголков"
"Ключи"
Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: "Где ключи?" Находящийся в кружке отвечает ему: "Вон там постучи!" - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.
"Чур у дерева"
Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: "Чур у дерева!" Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
"Море волнуется"
Играют на воздухе и в помещении. Если находятся на воздухе, то рисуют кружки по кругу по количеству играющих, кроме одного. Каждый должен запомнить свой кружок. При игре в помещении ставят стулья в два ряда так, чтобы спинка одного из них соприкасалась со спинкой другого. Каждый должен помнить свой стул. В стороне стоит водящий. Он ходит между кружками или вокруг стульев и неожиданно говорит: "Море волнуется!" Все играющие выбегают из кружков или вскакивают со стульев и бегают до тех пор, пока водящий не скажет: "Море спокойно!" - после чего каждый стремится быстрее занять свое место. Водящий также старается занять чье-либо место. Оставшийся без места становится водящим.
"Два мороза"
На противоположных сторонах площадки (зала) линиями отмечаются два "дома" на расстоянии 10-20 м один от другого. Из играющих выбирается двое водящих - два "мороза": "мороз - красный нос" и "мороз - синий нос". Они становятся посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией "дома".
Оба "мороза" обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я мороз - красный нос.
Другой:
Я мороз - синий нос.
И вместе:
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию "дома". Оба "мороза" ловят и "замораживают" перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их "заморозили". Затем "морозы" опять , обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в "дом", по дороге выручая "замороженных": дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. "Морозы" ловят играющих и мешают им выручать "замороженных". Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой "мороз" сумел больше "заморозить" ребят.
Правила
1. Выбегать можно только после слов "не страшен нам мороз".
2. Если кто-либо выручит "замороженного", но сам, не добежав до "дома", будет "заморожен", то вырученный им опять становится на место, где был "заморожен".
"Гуси-лебеди"
В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую "гусятник", на другой стороне - линию, за которой находится "пастбище". Из играющих выбирают "пастуха" и "волка". Остальные - "гуси" и "лебеди". Они становятся в ряд в "гусятнике". "Пастух" располагается сбоку от "гусей", "волк" - посередине площадки.
"Пастух" говорит:
Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!
Все "гуси" и "лебеди" "летят на пастбище", подражая птицам. Как только "пастух" скажет громко:
"Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!",
они убегают с "пастбища" в "гусятник", а "волк" ловит их до линии их "гусятника". Пойманных подсчитывают и отпускают в их "стадо" или они идут в "логово волка" и остаются там до его замены. Играют с одним "волком" 2-3 раза, затем выбирают нового "волка" и "пастуха" из непойманных. В заключение отмечаются лучшие "гуси" (ни разу не пойманные "волком") и лучший "волк" (сумевший поймать больше "гусей"). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все "гуси".
Правила.
1. "Гусям" разрешается выбегать и возвращаться в "гусятник" только после слов, сказанных "пастухом". Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
2. "Волк" может ловить только после слов "под горой" и только до линии "гусятника". Дети любят в этой игре вести разговор между "пастухом" и "гусями": после слов "серый волк за горой" "гуси" спрашивают:
- А что он там делает?
"Пастух" отвечает:
"Гусей щиплет!"
- Каких?
- Серых да белых.
После последних слов "гуси" бегут домой в "гусятник".
3. Водящий имеет право ловить убегающих только до линии "дома"; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.
Эту игру можно усложнить, введя в нее второго "волка", установив на пути передвижения "гусей" и "лебедей" препятствия в виде скамеек ("дорога"), по которым надо пробежать или перепрыгнуть
«Веревочка»
Старинная русская игра. Игра для детей, начиная с дошкольного возраста. Количество играющих - от 5 до 30 чел. В комплект сундука входит одна веревочка.
Любым способом определяют водящего. Все играющие становятся в круг и берутся двумя руками за веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Играющие могут отдергивать ладони от веревочки или двигать их вдоль нее. Осаленный сменяет водящего. Опытный водящий старается не осаливать, а так напугать игроков, чтобы они отпустили веревочку и она упала на землю. При этом он побеждает всех игроков.
Варианты игры:
Если в кругу соберется слишком много ребят, то они держатся за веревочку одной рукой или назначается сразу двое водящих. Можно проводить игру с ходьбой по кругу или другими движениями, не нарушая формы круга.
«Волк и дети»
Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипали, щипали по ягодку
По черную смородинку
Батюшке на вставчик
Матушке на рукавчик
Серому волку
Травки на лопату
Дай бог умыться
Дай бог убежать
И дай бог убраться.
С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.
«Лиса в норку»
Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой.
Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.
«Мост»
Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.
Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.
«Черта»
Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.
«Казаки и разбойники»
Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.
Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.
"Черное" и "белое" не берите, "да" и "нет" не говорите.
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:
- Какая у тебя шляп?
- Синяя.
- Какая синяя? Она белая.
- Зеленая.
- Какая зеленая? Да она вовсе черная.
- Голубая.
- Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
- Нет не белая, а черная.
Ответивший так, подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога?
- Есть.
- Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.
- Нет, человек.
И отвечающий платит штраф.
«В шепотка»
Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.
«Молчание»
Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.
«Кухня»
Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д.
Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга".
- Что на лице?
- Кочерга.
- На чем сидите?
-На кочерге, и т. п..
Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.
Приложение №13
Русские народные стишки, небылицы, потешки.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж.
***
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
***
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
***
Скучно волку жить в лесу –
Он заводит песню.
Так неладно, так нескладно –
Хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет –
Рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу –
Пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке
Изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно–
Все равно приятно.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
***
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
***
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.
***
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей подготовительной группы (6-7 лет) по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской народной культуры) с использованием современных социоигровых технологий «Ярмарка»
Уважаемые коллеги, представляю конспект досуга "Ярмарка" для детей подготовительной группы....
Краткосрочный проект в подготовительной группе " Знакомство с русскими традициями, обычаями"
Проводился в подготовительной группе с 28.10.2018- 10.11.2018г.Фото,планирование....
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Познавательное развитие «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тема: История Масленицы, традиции празднования.
Познавательное развитие«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Тема: История Масленицы, традиции празднования. Цели: Познакомить детей с историей...
Познавательно-творческий проект в средней группе "Знакомство детей с русскими народными промыслами,традициями и культурой"
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...