Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Голубое чудо Гжели»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству.
Программное содержание: Расширять и закреплять представления детей о гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», «точка», «волна». Закреплять приёмы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать воображение, мышление, речь и мелкую моторику рук детей. Воспитывать умение оценивать работу сверстников
Материал и оборудование:
Игра «Собери посуду» («осколки» разбитой гжельской посуды); изображения гжельской посуды; части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам; образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги. Слайдовая презентация «Сказочная гжель».
Предварительная работа:
Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Могла ли разбиться посуда из дерева? Конечно, нет. А металлическая? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Из чего она была сделана? Правильно, из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (Показываю «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Игра «Собери посуду»
Воспитатель: Как называется посуда, которую вы сложили из осколков, какой росписью она расписана? Верно, гжельской. Посмотрите на изображения гжельской посуды. Егор , расскажи стихотворение о гжельской посуде.
Ребенок читает стих:
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Где изготавливают эту посуду? Верно, в местечке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров.
(Показ презентации, отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет)
Воспитатель: Ребята, как можно охарактеризовать гжельскую посуду? Верно, нарядная, красивая, праздничная. Рассмотрим роспись поближе. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).
Воспитатель: Бордюрами украшают края изделий (показываю бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?
Дети: Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.
Воспитатель: Один из основных элементов – «капелька» (показываю таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек) такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показываю на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?
Дети: - Капелька рисуется способом примакиванием ворса кисти к бумаге.
Воспитатель: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? Правильно, равномерно, аккуратно.
А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир. Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
1 карточка – белая глина 2 карточка – цвет росписи 3 карточка – элементы росписи 4 карточка – предметы промысла.
Воспитатель: Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (голубую, синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (Точка, волнистая линия волна, лепесток, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).
Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).
Побежала наша кисть (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).
- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напоминаю, что начинать лучше с самых больших элементов узора).
Итог занятия:
В конце занятия дети раскладывают посуду на столе. Любуются. Рассматривают.
Воспитатель: Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали?
Дети: Гжельская!
Воспитатель: Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
Воспитатель: А скажите мне, какие приёмы рисования использовали?
Дети: Мазки, точки, завитки.
Воспитатель: Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?
Какая получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
На какой работе использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhelskaya_skazka.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Голубое чудо Гжели»
Цель: формировать умение составлять узоры по мотивам гжельской росписи, пробуждать интерес к народному творчеству.
Программное содержание: Расширять и закреплять представления детей о гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», «точка», «волна». Закреплять приёмы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать воображение, мышление, речь и мелкую моторику рук детей. Воспитывать умение оценивать работу сверстников
Материал и оборудование:
Игра «Собери посуду» («осколки» разбитой гжельской посуды); изображения гжельской посуды; части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам; образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги. Слайдовая презентация «Сказочная гжель».
Предварительная работа:
Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Могла ли разбиться посуда из дерева? Конечно, нет. А металлическая? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Из чего она была сделана? Правильно, из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (Показываю «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Игра «Собери посуду»
Воспитатель: Как называется посуда, которую вы сложили из осколков, какой росписью она расписана? Верно, гжельской. Посмотрите на изображения гжельской посуды. Егор , расскажи стихотворение о гжельской посуде.
Ребенок читает стих:
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Где изготавливают эту посуду? Верно, в местечке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров.
(Показ презентации, отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет)
Воспитатель: Ребята, как можно охарактеризовать гжельскую посуду? Верно, нарядная, красивая, праздничная. Рассмотрим роспись поближе. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).
Воспитатель: Бордюрами украшают края изделий (показываю бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?
Дети: Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.
Воспитатель: Один из основных элементов – «капелька» (показываю таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек) такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показываю на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?
Дети: - Капелька рисуется способом примакиванием ворса кисти к бумаге.
Воспитатель: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? Правильно, равномерно, аккуратно.
А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир. Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
1 карточка – белая глина 2 карточка – цвет росписи 3 карточка – элементы росписи 4 карточка – предметы промысла.
Воспитатель: Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (голубую, синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? (Точка, волнистая линия волна, лепесток, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины? (посуда, различные фигурки)
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).
Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем вверх и вниз).
Побежала наша кисть (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).
- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напоминаю, что начинать лучше с самых больших элементов узора).
Итог занятия:
В конце занятия дети раскладывают посуду на столе. Любуются. Рассматривают.
Воспитатель: Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали?
Дети: Гжельская!
Воспитатель: Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
Воспитатель: А скажите мне, какие приёмы рисования использовали?
Дети: Мазки, точки, завитки.
Воспитатель: Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?
Какая получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
На какой работе использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие) для детей старшей группы Тема: «В гостях у зимушки – зимы».
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познавательное и художественно – эстетическое развитие)для детей старшей группыТема: «В гостях у зимушки – зимы». Прогр...
Конспект непосредственной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы Тема: « Моя рука - моя семья»
Формировать знания детей о том, что семья - это все те, кто живет вместе с ребенком. воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты используя разные техники рисования....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы по теме «Роспись дымковской игрушки»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы по теме «Роспись дымковской игрушки»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование. Тема. «Девочка в нарядном платье»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование.Тема. «Девочка в нарядном платье»Форма организации: мастерская по изготовлению продуктов детского т...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема "Дорожные знаки" - лепка
Конспнкт НОД по художественно-эстетическому развитию - лепка "Дорожные знаки".Цель: закрепить знания о дорожных знаках,уточнить их разделение их группы (предупреждающие, запре...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Тема «Лиса - кумушка и лиса-голубушка» (рисование сюжетное)
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы, Используемая литература: И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Рисуем сирень».
Цель: учить детей использовать различные виды техники нетрадиционного рисования....