ПРОЕКТ по теме «Рисование на манной крупе»
проект по рисованию
ПРОЕКТ по теме «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teme_risovanie_na_mannoy_krupe.docx | 67.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ по теме «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей старшего дошкольного возраста»
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная
активность организма или отдельных органов.
Под моторикой понимают последовательность
движений, которые в своей совокупности нужны
для выполнения какой-либо определённой задачи.
Википедия.
Вид проекта:
Познавательный, частично-поисковый, краткосрочный, групповой.
Идея проекта:
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития кистей рук и пальцев. Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и т.п. В данном проекте предлагается использовать рисование на манной крупе. Этот вид деятельности развивает ручную моторику ребенка, познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, процессы психоэмоциональной саморегуляции, формируют творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки).
Актуальность проекта:
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Противоречия:
Между тем, что педагоги и исследователи предлагают разные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и тем, что педагоги ДОУ не достаточно используют с детьми данные исследования;
Между тем, что необходимо развивать у детей мелкую моторику рук и тем, что в ДОУ совсем не используют рисование на манной крупе.
Практическая значимость проекта:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по рисованию.
Гипотеза:
Систематическое использование методики рисования на манной крупе в процессе обучения и воспитания повышает уровень развития мелкой моторики ребенка.
Участники:
Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Предмет:
Познание.
Интеграция:
Познание, речевая коррекция, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, физическое развитие, экология, социальный мир, безопасность.
Цель проекта:
Поиск эффективных путей развития и коррекции мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Тренировать мелкую моторику рук;
2. Формировать коммуникативные навыки;
3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
4. Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;
5. Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
6. Формировать установку на положительное отношение к себе.
Этапы:
I. Организационный - подготовительный
- Диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений детей.
- Анкетирование. Обсуждение целей и задач с родителями.
- Обеспечение информационных условий (сбор, обработка методической литературы; анализ информации, нужной для реализации проекта; работа в библиотеке; работа с интернет ресурсами).
- Отбор эффективных техник рисования по манной крупе.
- Разработка комплексно-тематического плана по теме «Рисование на манной крупе, как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста».
- Обеспечение материально-технических условий (наличие материала и оборудования)
II. Практический
1. Предварительная работа:
- Рисование на песке простых форм, линии, отдельные предметы простые по композиции (дом, дерево, машина и прочие);
- Рисование на листе бумаги без использования кисти, красок и карандашей простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;
- Рисование в воздухе пальцами и ладонями простые формы, линии, отдельные предметы простые по композиции;
- Рассмотрение с детьми иллюстрации в книгах и журналах;
-Рассмотрение с детьми книги, обратить внимание на иллюстрации, как они нарисованы, на отдельные детали предметов, на характер изображения;
- Разучивание игр с пальчиками.
2. Совместная работа детей с воспитателем:
- Проведение цикла познавательных занятий (приложения 1 – 4).
- Коммуникативная деятельность: беседы, обсуждения, рассказывание, ситуативные разговоры и речевые ситуации.
- Рассматривание репродукций пейзажей и натюрмортов знаменитых художников.
- Дидактические, сюжетные, словесные игры (приложение 6).
- Пальчиковые гимнастики, игры, упражнения; физминутки.
- Чтение художественной литературы.
- Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Галерея творчества»
3. Совместная работа с родителями:
- Консультация «Советы родителям - Развиваем мелкую моторику» (приложение №7).
- Проведение мастер-класса для родителей и педагогов (приложения №5).
III. Аналитический (заключительный)
- Повторная диагностика знаний и умений детей.
- Оценка эффективности осуществляемых воздействий, мероприятий.
- Подведение итогов работы.
- Оформление результатов в виде презентации.
Используемые техники и приемы рисования:
1. Рисование на сухой крупе;
2. Рисование по трафаретам из сухого песка;
3. Рисование картин из сухой крупы, используя основные цвета спектра.
1. Кулаком,
2. Ладонью,
3. Мизинцем,
4. Щепотью,
5. Симметрично двумя руками,
6. Одновременно несколькими пальцами,
7. Ребром большого пальца,
8. Указательным пальцем,
9. Ребром мизинца.
Предполагаемые результаты:
Разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствует повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей.
1. Дети стали более уверенно держать карандаш в руках, в рисунках начал проявляться сюжет, стала преобладать цветовая гамма;
2. Дети стали четко лепить из пластилина и теста различные формы, в поделках стали появляться все части тела человека и животных;
3. Заметные изменения произошли в развитии речи. Появился диалог, высоко возросла способность отвечать полным предложением на вопрос. Речь стала красива и понятна.
4. Дети закрепили названия геометрических фигур.
5. Слаженная и умелая работа пальцев ребенка повысила умение ребенка застегивать и расстегивать пуговицы на кофте, куртке; помогла овладеть правильно, держать ложку, что позволило, есть детям аккуратно и чисто.
Срок реализации проекта:
месяц
Методические источники обеспечения:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
2. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8, с.12.
3. Монтессори М. Педагогическая методика, М.: 1992.-120с.
4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 44 стр. – 3-6 стр.
5. Ребенок в детском саду, № 1-2013г., стр. 55
6. Интернет сайт.
Организация контроля:
Промежуточная диагностика, анализ мероприятий (занятие, беседы, игры, прогулки, рассматривания, и т.д.), подключение узких специалистов для анализа результатов.
Приложение №1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию на тему
«Белый пух кружиться, под ноги ложиться»
Цель - познакомить детей со свойствами манной крупы.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами манной крупы;
2. Дать детям знания о том, что манная крупа состоит из мелких частиц– зернышек - крупинок;
3. Учить регулировать вдох и выдох при работе с трубочками для коктейля;
4. Упражнять детей в четком звукопроизношении;
5. Расширять словарный запас детей (сыпучая, легкая, воздушная);
6. Развивать мелкую моторику рук;
7. Развивать путем экспериментирования устанавливать причинно-следственные связи;
8. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
Познакомить детей со свойствами сухой манной крупы (сыпучая, легкая, воздушная);
Показать, что манная крупа состоит из мелких частиц - зернышек – крупинок.
2. Коммуникация:
Вступать в диалог с воспитателем, детьми;
Внимательно слушать собеседника, отвечать друг другу, не перебивать товарища.
3. Социализация:
Учить детей приходить друг другу на помощь, не смеяться над неправильными ответами других детей.
4. Труд:
Побуждать детей помогать педагогу в подготовке рабочего места, уборке рабочего места.
5. Художественное творчество:
Изображение снега, ветра.
6. Чтение художественной литературы:
Чтение стихов И. Плагина «Дует, дует ветер»
7. Физическая культура: физкультминутка
8. Здоровье:
Следить за правильной осанкой детей при работе за столом.
9. Музыка: аудиозапись песни «Метелица» сл. и муз. Ю. Этнина, «Белые снежинки» сл. и муз. А. Шульгина, «Серебристые снежинки» сл. Р. Пангина, муз. А. Варламов.
Предварительная работа: наблюдение за ветром, метелью, экспериментальная деятельность со снегом.
Оборудование: поднос- стол, манная крупа, коктельные трубки.
Ход занятия:
По легкую музыку дети садятся на пол. Воспитатель рассказывает сказку о пухе, ветре и солнце.
Воспитатель: Озорной ветерок подлетел и стал дуть. Пушистое море улыбнулось ветру и поприветствовало его «Чух-чух-чух». Прекрасный наступил день «Уффф-уффф», - рассмеялся ветерок и полетел над пушистым «морем».
(Ребята помогите мне, пожалуйста. Подуем как ветер. Дети с воспитателем произносят звуки)
Ребятки, попробуем с вами сделать ветер, на «пушистом море».
Перед работой не мешало - бы размяться, потрудиться
(Дети и педагог выполняют артикуляционную гимнастику)
Артикуляционная гимнастика «Слоник пьет», «Трубочка».
Воспитатель: сейчас покажу, как дует ветер.
В правую руку берем коктельную трубку, прикасаемся к ней слегка губами и тихонько дуем в нее. У нас получается ветер, «Пушинки» поднимаются ввысь и кружатся.
Получился ветер, ребятки?
Дети: Да
Воспитатель: Наши ребятки попробуют сделать ветер.
(Дети берут коктельные трубки и занимаются на столах-подносах. Педагог читает стих И. Плагина «Дует, дует ветер»).
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Белые снежинки
В воздухе играют.
И летят снежинки
Прямо на дорожки
И бегут по снегу
Маленькие ножки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнышко улыбается!
(Дети смотрят на нарисованное солнце на стене, педагог продолжает рассказывать сказку). (Предлагаю поздороваться с солнышком, Встаем в кружок – Дети с воспитателем делают физкультминутку).
«Солнышко»
Солнце выглянуло из-за горизонта. Расправило один лучик, второй…
Открыла один глаз, другой.
(Дети и педагог выполняют физкультминутку)
Поднять правую руку, поднять левую руку,
Пальцами широко раздвинуть правый глаз, затем левый глаз.
Встань и подняться на цыпочки.
Солнце залило всю землю теплым ласковым светом. Пушинки и солнце стали играть. Солнышко кидало лучики в пушинки, а пушинки возвращали их в виде золотых отблесков. Они заигрались, что позабыли про ветер. Ветер рассердился и стал дуть «Уффф-фффу, уууу, оооо, уоуоуоуо».
(Ребята помогите мне, пожалуйста, покажите, как ветер рассердился. Ребятки изображают ветер, дуя через коктельные трубки на манную крупу.)
Солнце испугалось. Закрыло глаза. Ветер дул не переставая. Началась метель.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, как кружатся пушинки при сильном ветре.
Воспитатель: Хорошо, ребятки. Превратимся в пушинки и полетим?
Дети: Да
(Дети с педагогом кружатся под музыку. Музыка «Метелица» Сл. и муз. А. Шульгина).
В: Хорошо мы с вами размялись. Пойдем творить.
(Дети садятся за столы и творят. Педагог помогает детям.
Спрашивает, как они делают метель?)
Первым опомнился ветер. Ему стало стыдно, и он поспешил спрятаться в дупло. Метель превратилась в легкое покрывало. Солнце засияло ярче прежнего, вот это чудо …
Молодцы, ребятки, хорошо потрудились. Сейчас ляжем на спинки, закроем глаза и представим, какое было настроение у нас в группе.
(Дети, лежат на спине, звучит тихая, спокойная музыка, воспитатель рассказывает о свойствах манной крупы).
(По завершению НОД воспитатель спрашивает, какая манная крупа. Идет закрепление свойств манной крупы)
Приложение №2
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по художественному творчеству (рисование) на тему
«Машины едут и гудят»
Цель – учить детей рисовать линий и кругов на манной крупе.
Задачи:
1. Учить детей рисовать горизонтальные линии широкие и узкие;
2. Развивать у детей сюжетно-игровой замысел на основе впечатлений об окружающем;
3. Развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
Дать детям знания о том, что машины ездят по дороге, оставляют след;
Продолжать знакомить детей со свойствами сухой манной крупы.
2. Коммуникация:
Способствовать развитию речи как средство общения;
Продолжать учить детей вступать в диалог с педагогом и другими детьми.
3. Художественное творчество:
Закрепить навыки рисования широких (узких) линий.
4. Социализация:
Развивать сюжетно игровой замысел на основе впечатлений об окружающем,
Развивать мелкую моторику рук,
Воспитывать интерес к познанию окружающего через рисование.
5. Труд:
Продолжать учить детей помогать взрослым в раздаче материалов для работы, уборке рабочего места.
6. Чтение художественной литературы:
Чтение стиха О. Корнеевой «Грузовик»;
Чтение стиха «Машина».
7. Физическая культура: физкультминутка
8. Здоровье:
Следить за правильной осанкой детей при работе за столом.
9. Музыка: аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем» со слов С. Михалкова.
Материал и оборудование: грузовая машина игрушка, подносы-столы, манная крупа.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за проезжающими машинами, следами от колес на дорогах. Игры с машинами, катание кукол.
Ход занятия
Дети сидят на ковре. В группу въезжает машина «Би-би-би». Ездит по группе и оставляет след.
(Воспитатель читает стих О. Корнеевой «Грузовик»)
Грузовик везет песок
По шоссе, через лесок.
Он на стройку подъезжает
И песочек выгружает.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, где машины ездят?
Дети: По дороге
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень внимательны. Машины едут по дороге.
Скажите, пожалуйста, ребята. Люди ходят по дороге ногами, а машина…?
Дети: На колесах
Воспитатель: Умницы, ребята. Правильно. Машина идет по дороге колесами.
Скажите, пожалуйста, ребята, что машина оставляет после себя на дороге?
(Дети обращают внимание на след от колес которые оставила машина.)
Дети: Следы, отпечатки.
Воспитатель: Умницы. Вы правы. Проезжая по дороге, машина оставляет за собой след.
Попробуем, ребята превратится в машины, и проехать по дороге.
(Педагог и дети делают пальчиковую гимнастику)
«Ехали»
(Дети поочередно загибают пальцы)
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим – поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С третьим сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись - ка, пятый в самолет,
С тобой отправимся в полет.
(Правая рука изображает самолет. Большой палец и мизинец оттопырены – это крылья)
Воспитатель: Хорошо попутешествовали! Чтобы наше путешествие не заканчивалось, было интересным, запоминающим, нарисуем дорогу сами.
(Педагог показывает способы рисования широких и узких линий)
Дороги мы будем рисовать на манной крупе. Это будет поле. Широкую дорогу, по которой будут ездить машины, будем рисовать ребром большого пальца.
Узкую тропиночку, для детишек, будем рисовать мизинцем.
Сейчас, ребята, вы будете рисовать дороги.
(Дети рисуют, педагог помогает, нуждающимся, беседует «Как рисует дорогу?», «Для кого рисует дорогу?», «Какая дорога по ширине?»).
Воспитатель: Хорошо справились с работой. У нас с вами получилась длинная дорога. Путешествие наше будет интересным и запоминающим.
Посмотрите, ребята, дорога у нас уже есть. А на чем мы с вами поедем в путешествие?
Дети: на машине
Воспитатель: Нарисуем машину?
Дети: Да
(Дети садятся за столы, педагог, и дети постарше рисуют машину, педагог читает стих)
Быстро, быстро заяц мчится
На машине легковой.
Ездил в гости он к медведю,
А теперь спешит домой.
Воспитатель: Теперь у нас с вами для путешествия есть все, и машина, и дорога. Отправимся в путешествие интересное и запоминающее.
(Дети встают в круг, выполняют физкультминутку)
«Едем, едем, едем»
Завели машину – ш-ш-ш
(Вращение руками перед грудью)
Накачали шину – ш-ш-ш
(Наклоны вперед)
Улыбнулись поскорей,
И поехали скорей
(Вращение воображаемого руля)
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
(Вращение воображаемого руля. Ходьба по залу под песню «Мы едем, едем, едем» слова С. Михалкова).
Приложение №3
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Добрый доктор Айболит»
Цель – учить детей рисовать манной крупой при помощи трафаретов.
Задача:
1. Продолжать учить детей составлять композиции при помощи трафаретов;
2. Развивать мелкую моторику рук,
3. Развивать психологические процессы: речь, внимание;
4. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
Познакомить детей с особенностями фруктов, с их характерными признаками, формой;
2. Коммуникация:
Способствовать развитию речи как средство общения;
3. Социализация:
Продолжать учить приходить на помощь, тем, кто в этом нуждается, не смеяться над теми, у кого не получается;
4. Труд:
Продолжать учить детей помогать педагогу в подготовке рабочего места, в уборке рабочего места;
5. Художественное творчество:
Продолжать учить детей выстраивать композиции при помощи трафаретов;
6. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», рассказы о фруктах.
7. Физическая культура: физкультминутка
8. Здоровье:
Следить за правильной осанкой детей при работе за столом.
Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций фруктов, рисование фруктов на листе бумаги.
Материал и оборудование: столы-подносы, манная крупа, трафареты фруктов (груши, яблоки), костюм врача, письмо.
Ход занятия:
(В группу входит доктор Айболит с телеграммой. Дети сидят на стульях)
Доктор: Здравствуйте, ребята
Дети: Здравствуй доктор Айболит
Доктор: Ребятки, мне пришла телеграмма с Далекого Севера, где всегда зима и снег, где живут белые медведи. Случилась у них беда: маленькие медвежата заболели. Я им поставил укольчики, дал микстуры, и они выздоровели. Но они так ослабли, что нуждаются в витаминах. Витамины содержаться во фруктах.
Где же их взять на Севере? Там ведь фрукты не растут? Как же теперь быть?
Может, ребятки вы нам поможете? Подскажете где взять фрукты?
Дети: Можно купить в магазине.
Доктор: Молодцы ребятки, но я был уже в магазине там, к сожалению, все фрукты разобрали. Что же теперь делать? Где фрукты взять?
Ребятки, можно нарисовать фрукты?
Дети: Да. Можно
Доктор: Ребятки, какие вы знаете фрукты?
Дети: Яблоки, апельсины, бананы, груши, мандарины, лимон, персики т.д.
Доктор: Молодцы ребятки, так много вы фруктов знаете.
Скажите, пожалуйста, вы рисовали уже фрукты?
Дети: Да
Доктор: Какие фрукты вы рисовали, ребятки?
Дети: яблоки, апельсины
Доктор: Как вы их рисовали?
Дети: рисовали шарик. (Дети рисуют в воздухе круг)
Доктор: ребятки, вы рисовали груши?
Дети: Нет
Доктор: Хотите научиться?
Дети: Да
Доктор: Медвежата очень любят груши, так что внимательно смотрите и запоминайте, чтобы потом сумели нарисовать.
Берем трафарет с изображением груши. Кладем на стол-поднос. В ладонь правой руки набираем манную крупу и насыпаем вовнутрь трафарета, насыпаем по всему трафарету. Убираем трафарет.
Ребятки, посмотрите, получилась груша?
Дети: Да
Доктор: Сейчас потренируемся рисовать груши.
(Дети садятся за столы и рисуют груши)
Получается груша. Теперь ребятки будут, рисуют вкусные, сочные, богатые витаминами фрукты.
Чтобы наши пальчики не ленились и хорошо работали, мы сделаем для них маленькую зарядку
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
«На базаре»
(Соединение пальчиков, начиная с мизинцев, в ладони зажат мячик-шарик, надо не уронить. Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.)
На базар ходили мы,
(Постукать мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(Постукать безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(Постукать средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(Постукать указательные пальцы)
Но купили мы арбуз -
(Постукать большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(Пальцы сжимают в кулак, зажимая шарик, большой палец отводят вверх)
Молодцы, ребятки, ваши пальчики хорошо потрудились, теперь не будут лениться.
Рисуем фрукты, а то медвежата ждут с нетерпением. Только не забывайте ребятки, что медвежата любят все фрукты, но особенно предпочитают груши.
(дети начинают рисовать фрукты)
Аккуратно, ребятки, работаем с крупой, не рассыпаем везде, только на столе-подносе (воспитатель ведет индивидуальную работу, помогает тем детям, которые затрудняются, общается, задает вопросы «Что ты рисуешь?», «Как рисуешь грушу (яблоко)?» и т.д.)
Доктор: Молодцы, ребятки. Хорошо потрудились. Теперь наши медвежата быстро пойдут на поправку.
Отвезем ребята, фрукты медвежатам.
(Доктор и дети играют в игру «Огородная»)
Игра «Огородная»
(Дети встают в круг. Выбирают водителя. Остальным детям раздают фишки с изображением фруктов. Ходят по кругу. Поют песню)
Есть у нас огород
Там яблочко растет
Вот такой ширины,
(Разводят руки в стороны)
Вот такой вышины
(Поднимают руки вверх, встают на носочки)
Ты яблочко к нам спеши
И немножко попляши,
А потом не зевай
В грузовик к нам полезай
(Ребенок у кого названная фишка танцует, и садится на стул, выстроенный в машину)
(Повтор всех фруктов и движений)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик
Вот такой ширины,
(Разводят руки в стороны)
Вот такой вышины.
(Поднимают руки вверх, встают на носочки)
Ты шофер к нам спеши,
И немножко попляши,
А потом не зевай
Увози наш урожай.
(Ребенок-шофер садится в грузовик и произносит звук Дж-Дж).
Приложение №4
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по художественному творчеству (рисование)
на тему: «В гости к весне»
Цель – учить детей рисовать манной крупой, выкрашенной в основные цвета спектра.
Задачи:
1. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму;
2. Учить умению располагать предметы в пространстве на подносе-столе;
3. Учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы;
4. Закрепит умение работать с нетрадиционной техникой рисования;
5. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество;
6. Развивать мелкую моторику рук.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
Познакомить детей с особенностями, приметами весны.
2. Коммуникация:
Совершенствовать у детей диалогическую речь,
Продолжать развивать речь, как средство общения,
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
3. Социализация:
Воспитывать любовь к природе.
4. Художественное творчество:
Закреплять умение детей рисовать линии, круги, точки на манной крупе.
5. Труд:
Побуждать детей приходить на помощь воспитателю при подготовке (уборке) рабочего места.
6. Здоровье:
Следить за правильной осанкой детей при работе за столом.
7. Чтение художественной литературы:
Чтение стихов о весне Ф. Тютчева «Весенние воды», В. Бирюкова «Весенняя песня», чтение отрывка из стиха В. Степанова «Белый терем, зимний лес».
8. Физическая культура: физкультминутка
9. Музыка: спокойная музыка «Одинокий пастух», музыка на слово С. Михалкова «Мы едем, едем, едем», «Голубой вагон».
Предварительная работа: рассмотрение картин о весне, чтение художественных произведений о весне, о приметах весны.
Материал и оборудование: стол-поднос, манная крупа выкрашенная в основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый).
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и видят на столе стоит коробка. Они рассматривают коробку. Пытаются отгадать, что спрятано в коробке. Воспитатель просит открыть коробку, ребенок достает из коробки сюрприз – колокольчик.)
Воспитатель: Ребята, колокольчик не простой. Это ключик золотой. Позвоню сейчас в него и загадку загадаю.
(Воспитатель загадывает загадку)
Она раскрывает почки в зеленые листочки.
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут ее …
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, ребята, в загадке спряталась весна. Весна приглашает нас в весенний лес. Ребята, хотите поехать в гости к весне?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, на чем можно поехать в путешествие?
Дети: На машине, поезде, на лыжах…
Воспитатель: Умницы, ребята. В путешествие можно поехать на машине, поезде, на лыжах, полететь на самолете, поскакать на лошади.
Предлагаю поехать на поезде. Мы едем в лес до станции «Весна».
Занимаем места в поезде.
(Дети встают друг за другом, воспитатель читает отрывок из стиха В. Степанова «Белый терем, зимний лес»)
На вокзале в первом зале,
Мы билеты в кассе взяли.
Только сели мы в вагон
Побежал по рельсам он.
Воспитатель: Все сели! Поехали, чтобы веселей было ехать, мы возьмем с собой веселую песенку.
(Звучит музыка на слова С. Михалкова «Мы едем, едем, едем…», дети идут друг за другом змейкой)
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез будто настоящий
Чух! Чух! Чу-чу-чу
Кто в поезде едет?
Ребятишки - Саша, Дарина, Тимоша, Захар…
Воспитатель: (Воспитатель читает отрывок из стиха В. Степанова «Белый терем, зимний лес»)
Остановка.… Настежь двери!
Нас встречает чудо лес.
Он стоит как терем,
Полный сказок и чудес.
Вот и станция «Весна». Мы приехали в весенний лес. Пойдемте на весеннюю полянку, как тут красиво. Цветочки цветут, птички поют.
- Ребята, посмотрите, какая тут красивая картина, садитесь на пенечки, и полюбуемся весенней картиной.
(Дети садятся на пол вокруг картины и рассматривают ее).
- Дети, скажите, пожалуйста, какое время года нарисовано на картине?
Дети: Весна
Воспитатель: Почему, вы так решили? Что весной происходит в природе?
Дети: Тает снег, светит солнце, прилетает птицы, появляются первые цветы.
Воспитатель: Что происходит, весной с деревьями? Ребята?
Дети: Набухают почки. Появляются листочки
Воспитатель: Правильно, ребята, весной солнце ласково смеется, звонко бегут ручьи, сугробы снега тают. Все радуются солнышку.
- Ребята, вы знаете стихи о весне?
(Дети рассказывают стихи).
- Хорошо на этой полянке. Поехали дальше. Занимайте места в вагонах. Поехали!
(Дети встают друг за другом и идут змейкой, воспитатель читает стих.)
Загудел паровоз,
И вагончики повез.
Чах! Чах! Чу-чу-чу!
Далеко я укачу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту полянку, какая она грустная. Наверно, ее зима заколдовала. Расколдуем и как настоящие художники нарисуем картину о весне.
Вы наверно придумали, что будете рисовать, но я вам сначала покажу.
(Воспитатель показывает приемы рисования цветов, деревьев, солнца)
- Картина у нас будет необычная. Рисовать мы будем на белом фоне манной крупы, используя манную крупу, выкрашенную в разные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый).
Сначала нам нужно сделать белый фон из манной крупы. Набираем песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по столу-подносу.
На картине будет две полянки – это цветочная полянка.
Вы, наверно, умеете это рисовать цветы, но я вам напомню. В кулак правой руки, набираем манную крупу красного (желтого) цвета и насыпаем ее в маленькие кучки по кругу. Лепесточки цветка поправляем указательным пальцем правой руки. На глазах расцвела цветочная полянка.
Далее рисуем деревья. Ствол и ветки будем рисовать ногтем указательного пальца правой руки. Проводим прямые линии сверху вниз, слева - направо, справа - налево. Рисуем листья. В кулак правой руки набираем манную крупу зеленого цвета. Высыпаем в маленькие кучки около веток. Листочки фиксируем указательным пальцем правой руки. Распустились листочки на деревьях.
Приступим рисовать солнышко. В кулак правой руки набираем манную крупу желтого цвета, высыпаем в одну кучу. Лучи солнца мы продавливаем ладонью правой руки с раздвинутыми пальцами. Солнышко нам улыбнулось.
Птиц, мы будем рисовать мизинцем правой руки. Проводим одну линию сверху вниз, а вторую снизу вверх. Не отрывая палец от подноса. Птички прилетели, песенки запели.
Весенний дождик рисовать мы будем одновременной всеми пальцами правой руки. Проводим короткие линии, отрывая пальцы от подноса.
Какая яркая, звенящая, поющая картина весны у нас получилась.
Воспитатель: Теперь ребята будут рисовать картины.
Перед работой предлагаю взбодриться, отбросить лень. Сделаем зарядку.
(Воспитатель с детьми делает пальчиковую гимнастику.)
Игра "Весна"
(Пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения,
пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты, чашечка цветка).
А из-под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены)
(чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
В: Хорошо размялись. Теперь наши руки не будит лениться.
- Ребята, подумайте, что вы будете рисовать.
Аккуратно, ребятки, работаем с крупой, не рассыпаем везде, только на столе-подносе
(Творческая работа детей, звучит спокойная музыка «Одинокий пастух»).
(Воспитатель подходит к детям помогает им, ведет диалог. Что ты рисуешь? Как ты это будешь делать? Какие цвета ты использовал в своей картине?)
(По окончанию работы дети с воспитателем рассматривают картины детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые картины у вас получились. Солнце ярко светит, на деревьях появляются первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы, песни запели. Умницы, ребята, вы постарались и нарисовали весеннюю картину.
А еще у нас с вами получилось расколдовать полянку. Теперь она сияет яркими лучами солнца, пением птиц.
Полянка, хочет нас поблагодарить и поиграть с нами.
(Дети встают в круг и играют в игру «Веснянка»)
Игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(Дети идут по кругу)
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Полетели сто грачей,
(Дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(Дети приседают на месте).
А цветочки подрастают
(дети медленно встают).
В: Хорошо повеселились на полянке. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд и поехали!
(Дети встают друг за другом и имитируют ход поезда, Напевая веселую песню «Голубой вагон»).
Приложение №5
Мастер-класс для родителей и педагогов по познавательному и художественному творчеству (рисование)
«Создание галереи творчества»
Цель – повысить педагогическое мастерство педагогов и родителей.
Задачи работы с детьми:
1. Совершенствовать зрительно-моторную координацию;
2. Развивать навыки сотрудничества, монологическую речь, логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук;
3. Формировать самостоятельность, активность при общении с взрослыми и другими детьми, умение работать в команде.
Задачи работы с родителями и педагогами:
1. Повысить педагогическое мастерство родителей и педагогов;
2. Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционной техникой рисования;
3. Формировать у родителей и педагогов ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание:
Познакомить родителей и педагогов с разнообразными приемами и техниками роботы с манной крупой.
2. Коммуникация:
Формировать самостоятельность, активность при общении с взрослыми и другими детьми;
3. Художественное творчество:
Совершенствовать технику рисования кругов, линий, точек, рисунков простых по композиции на манной крупе;
4. Физическая культура: физкультминутка
5. Музыка: аудиозапись спокойной музыки «Одинокий пастух», «Кораблики» сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского, «Голубой вагон» сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского.
Материал и оборудование: стол-поднос, манная крупа белого цвета, манная крупа, выкрашенная в основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый), трафареты геометрических фигур, трубки для коктейля, недорисованный рисунок зайца, игрушка зайца, медведя, Бабы-Яги, картина грустной природы, картина весны.
Предварительная работа: проведение эксперимента с сухой манной крупой, создание картин из белой и цветной манной крупы на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Содержание организованной деятельности:
(Звучит спокойная музыка «Одинокий пастух». Ведущий встречает родителей и приглашает их в зал).
Добрый день! В добрый час!
Начинаем мастер-класс.
Приходите, не стесняйтесь,
К детям присоединяйтесь.
Будете с крупой играть
И картины создавать.
Уважаемые гости, сегодня мы вас приглашаем отправиться в путешествие по страницам сказок. Сегодня наши мастера научат создавать картины из манной крупы. Ребята выступят в роли мастеров. Они будут помогать.
Сейчас предлагаю занять места в поезде и отправиться в путешествие.
(Дети и родители, педагоги встают друг за другом и имитируют ход поезда)
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чах! Чах! Чу-чу-чу!
Далеко я укачу.
Уууууууу ….
Первая остановка «Станция лес»
Ведущий: Друзья! Кто нас встречает?
(Родители и дети дорисовывают незаконченный рисунок зайца)
Друзья: зайка
Ведущий: правильно зайка
(Воспитатель достает игрушку зайца)
Посмотрите, ребята, у зайки что-то случилось, он грустит.
Зайка, зайка, что с тобой!
Что ты голову склонил? Нос повесил?
Заяц: Потерялся от братишек и сестричек. Была сильная вьюга, шел снег. Дорогу замело. Как до дому доберусь не знаю.
Друзья: Не грусти зайчишка. Поможем мы тебе.
Ведущий: Проходите к первому столу.
(Участники занимают места за столами, на которых стоят столы-подносы с сухой манной крупой.)
Первый мастер-класс. Устраивайтесь, удобнее мы научим вас делать снег. Ваши ладони должны быть сухими. Если они влажные, протрите их салфеткой. А теперь наберите манную крупу в ладонь и осторожно просейте его между пальцами. Тонкие струйки крупы похожи на идущий снег.
(Родители и дети выполняют упражнение «Снег»)
Второй мастер-класс. Покажу вам, как можно поиграть с ветром. Настоящий ветер перемещает горы снега и рисует на них волны. Вы сможете создать свой ветер. Возьмите трубочки для коктейля, подуйте в них и постарайтесь струей воздуха сделать на поверхности крупы ямки и канавки. Помните: крупа не должна попадать в трубочку. Потом разровняйте поверхность и попробуйте выдуть простой узор из ямок-точек и линий-канавок.
Друзья, вы не забыли, что нам нужно найти дорогу для зайки и отправить его в сказку. При помощи трубки для коктейля сдуем дорогу.
Посмотрите друзья, вот и дорогу для зайки нашли.
(Родители и дети выполняют упражнение «Ветер». По окончанию работы дети и родители рассматривают узоры)
Зайке мы помогли. Нам пора отправляться в путь. Впереди автобусная остановка. Занимаем места в автобусе.
(Дети и родители садятся на стулья, выложенные в два ряда)
Этот маленький автобус шел экспрессом
Рядом с морем, желтым полем, синим лесом,
Оставляя за собою неудачи,
Встречи, дачи и селения рыбачьи….
Следующая остановка «Деревня»
Ведущий: Приехали. Выходим. Смотрите, нас уже встречают.
Кто нас встречает, друзья?
Друзья: Мишка
Ведущий: друзья, наш мишка о чем-то грустит.
Что ты наш дружок не весел?
Что ты голову повесил?
Мишка: Теремок сломался. А стоить рук не хватает.
Ведущий: Поможем мишутке, друзья?
Друзья: Поможем. Не оставим мишутку в беде.
Третий мастер-класс.
Сейчас я предлагаю вам превратиться в архитекторов-строителей и построить сказочный теремок. Для начала попробуем собрать наш теремок из плоского строителя.
(Дети и родители собирают дом из плоского конструктора).
Хорошо справились с работой. Попытаемся построить теремок из трафаретов геометрических фигур (квадрат и треугольник). Затем набираем в ладонь манную крупу и насыпаем в трафарет по всей площади.
(Дети и родители насыпают в трафареты манную крупу, ведущий читает стих Т. Казаковой «Кошкин дом»).
Дом построили друзья,
В доме окна расписные,
На них ставенки резные,
Домик с крышей и трубой,
Дом с крылечком,
Дом большой.
Ведущий: Хорошо справились с работой. И на наших глазах вырос теремок теплый, уютный.
Медведь: Спасибо, ребята. Большой, теплый теремок вы построили. Звери будут очень рады.
Ведущий: Хорошо с мишуткой. Но нам пора идти дальше. Попрощаемся с мишуткой.
Друзья: До свидания, мишутка.
Ведущий: Посмотрите впереди глубокая река. На чем мы реку переплывем?
Друзья: На корабле, на лодке.
Ведущий: Хорошо можно поплыть на корабле, переплыть на лодке.
Чтобы переплыть нужно нам корабль построить.
Четвертый мастер-класс. Для этого нам понадобиться трафареты геометрических фигур (треугольники)
Для начала построим корабль. Возьмем трафареты геометрических фигур – треугольник и построим.
(Дети и родители составляют корабль из трафаретов геометрических фигур).
Замечательно у нас с вами получилось. Теперь берем наш строительный материал и строим наш корабль. Набираем в ладонь манную крупу и насыпаем в трафареты по всей площади.
(Дети и родители насыпают манную крупу в трафареты, звучит музыка «Кораблики» сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского)
На наших глазах корабль возрос для наших дальних путешествий.
Занимаем места на корабле.
(Дети и родители встают в круг и делают физкультминутку).
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
(Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа.
(Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Ведущий: Друзья посмотрите, какая полянка грустная. Ее наверно заколдовала Баба-Яга.
Предлагаю превратиться в художников и расколдовать полянку.
Скажите, пожалуйста, что можно нарисовать на полянке.
Друзья: цветы, деревья, лучистое солнышко.
Ведущий: Предлагаю занять места за столами.
(Дети и родители занимают места за столами с подносами с крупой)
Пятый мастер-класс. Картины мы будем создавать необычные. Для этого нам понадобиться манная крупа белого цвета, манная крупа, выкрашенная в основные цвета спектра (Красный, желтый, синий, зеленый), трубка для коктейля.
Предлагаю вам придумать приемы и техники рисования самим.
Чтобы ваши картины были веселые, звучащие, звенящие предлагаю вам поиграть.
(Дети и родители выполняют пальчиковую гимнастику)
Пальчиковая гимнастика "Весна"
(Пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения,
пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(Ладони сомкнуты "ковшом").
Уже глядит цветок...
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты, чашечка цветка).
А из-под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены)
(чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Ведущий: Хорошо с вами отдохнули и размялись, ваши картины будут веселые, яркие.
(Дети и родители начинают рисовать картины).
Замечательные картины у вас получились! И полянка стала весела, ярко светит солнышко, птички весело поют, цветочки цветут.
(По окончанию рисования дети и родители рассматривают картины).
Ведущий: Хорошо мы с вами попутешествовали, но, к сожалению, нам пора отправляться в детский сад. Занимаем места в поезде.
(Дети и родители встают змейкой и имитируют ход поезда, ведущий читает стих, звучит музыка «Голубой вагон» сл. Э. Успенкого, муз. В. Шаинского; воспитатель читает отрывок из стиха В.Степанова «Белый терем, зимний лес»)
Словно занавес на сцене
Опустился вечер вдруг.
От берез упали тени,
Прекратился дятла стук.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
До свиданья, сказка наша.
Ведущий:
Завершили мы сейчас
Наш мастер-класс.
Постарались мы для вас.
До свиданья, в добрый час!
Приложение №6
Дидактические игры
Приложение к работе - Проект «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»
«Чудесный мешочек»
Цель – учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Игровое правило - отгадывать знакомый предмет на ощупь.
Материал – три мешка с разным наполнителем (первый мешок – манная крупа, второй мешок – мелкая галька, третий мешок - вата).
«Большой - маленький»
Цель - учить детей различать формы геометрических фигур, размер геометрических фигур, побуждать проговаривать в речи название геометрических фигур, размер геометрических фигур большой, маленький.
Материал – манная крупа, стол-поднос, трафареты геометрических фигур (круг (большой, маленький), квадрат (большой, маленький), треугольник (большой, маленький)).
«Что лишнее?»
Цель – Учить детей замечать ошибки в использовании предметов, развивать наблюдательность, внимание, умение доказывать правильность своих суждений.
Игровое правило – закрывать карточкой только ту картинку, которая лишняя.
Материал – манная крупа, стол-поднос, трафареты.
«Найди предмет по описанию»
Цель - учить детей описывать предмет, не называя его, развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать умение находить предмет по его характерным признакам, воспитывать выдержку.
Материал - стол- поднос, манная крупа, трафареты.
«Какая игрушка?»
Цель - учить представлять себе предмет по их схематическим изображениям, развивать воображение детей.
Материал – стол-поднос, манная крупа, трафареты.
«Сложи узор»
Цель - учить детей пользоваться предметами заместителями: располагать предметы на плоскости, учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости (подносе).
Материал – стол-поднос, манная крупа 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
«Найди ошибку»
Цель - учить детей находить ошибки, закреплять знания об основных цветах спектра, о форме предмета.
Игровое правило - учить проводить исследовательские мероприятия для нахождения и устранения ошибок.
Материал – стол-поднос, манная крупа 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
Приложение №7
Советы родителям - Консультации специалистов.
Развиваем мелкую моторику
Что такое мелкая моторика?
Движения пальцев рук в ходе исторического развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сопровождаться возгласами и выкриками. Движения пальцев рук в процессе эволюции совершенствовались, и люди выполняли более тонкую работу. Таким образом, развитие руки и речи у людей являлись параллельными процессами.
Примерно так же развивается и речь малыша, развитие пальцев обеих рук подготавливает почву для последующего формирования речи.
Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о том, что полноценное развитие таких движений обычно происходит под контролем зрения. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому родители должны способствовать развитию навыков мелкой моторики ребенка уже с самого раннего возраста.
Упражнения, которые способствуют развитию умелости рук и кистей.
Очень важно понимать, что развитие ручной умелости у малыша требует специального подхода. Довольно часто в наше время у детей наблюдается задержка в речевом развитии, даже если они абсолютно здоровы. Дети, которым уже в раннем возрасте удается повторить движения пальцами, раньше начинают говорить. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе, или наоборот, вялые, ватные и не делают никаких отдельных движений, часто наблюдается задержка речи. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехи в развитии речи ребенка будут слабыми.
Работу по тренировке пальцев нужно начинать с самого рождения. После того, как малыш научится захватывать отдельные предметы, полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью, а также зарядку для пальчиков. Для этого необходимо брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибая и разгибая его по две-три минуты ежедневно. С десятимесячного возраста можно предложить ребенку перебирать сначала крупные, а затем и мелкие предметы. Для этой цели очень подходят бусы. Детям постарше можно давать различные пирамидки, наборы коробок для собирания всевозможных предметов, кубики и пособия для застегивания пуговиц и шнуровки.
Хорошо помогают в развитии движений мелкой моторики:
народные игры с пальчиками. Эти игры очень эмоциональны, способствуют развитию речи, творческому мышлению ребенка. В них отражается реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук – вырабатывается ловкость, умение управлять своим телом, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Если с одного до двух лет малышам удается повторять движения только одной рукой, то в два-три года они хорошо воспринимают игры, которые проводятся двумя руками. Это дает детям возможность быстрее сориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Пальчиковые игры с четырехлетками можно проводить с использованием разнообразных мелких игрушек, шариков, напальчников, можно проводить такие игры под музыкально-ритмическое сопровождение вращение волчка. Регулярные манипуляции с волчком помогают в процессе овладения инструментом для рисования и письма. Особенно тем детям, у которых непослушная, зажатая рука. Вращать волчки можно в перерывах на занятиях по рисованию. Это помогает снять напряжение руки рисование является одним из самых необходимых занятий. Не откладывайте покупку цветных карандашей, мелков и акварели в долгий ящик – приобщать малыша к рисованию нужно на втором году жизни. Это занятие способствует не только постепенному овладению предметом письма, но и развивает воображение.
- создание поделок с помощью различных инструментов, лепка из пластилина, плетение с помощью ткани или бумаги, вышивка, шитье – все это создает хорошую базу для последующего обучения и применения своих навыков в дальнейшей жизни.
Специальные занятия с ребенком будут способствовать не только общему развитию его личности, но и формированию интеллекта. Особенно они необходимы и полезны детям с особенностями состояния нервной системы, у которых труднее и длительнее вырабатываются двигательные навыки в области тонких движений. При этом нужно учитывать, что развивающие занятия необходимо сочетать с физическими упражнениями, основанными на хватательных движениях и развивающих силу кисти. Игры с мячом, бег, лазание на лесенки, плавание – всевозможные виды физических упражнений благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать процесс так, чтобы было интересно и ребенку, и вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗИМНЯЯ СКАЗКА» (РИСОВАНИЕ НА МАННОЙ КРУПЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК)
- развитие познавательных процессов, саморегуляции сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала;-...
Рисование на манной крупе
рекомендации...
Фото поэтапного рисования "СНЕЖИНКА" - рисование клеем + манная крупа
поэтапное рисование...
Конспект занятия "СНЕЖИНКА" - рисование клеем + манная крупа
конспект занятия...
Дидактические игры "Рисование на манной крупе"
Дидактические игры с использованием манной крупы для развития мелкой моторики...
Развитие речи детей среднего возраста при помощи техники нетрадиционного рисования ( рисование на манной крупе) НОД "Такая разная осень"
Цель: развитие речи детей 4-5 лет посредством развития мелкой моторики при помощи техники нетрадиционного рисованияЗадачи: Образовательные:-учить составлять небольшой рассказ, используя наглядно...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию (рисование на манной крупе) в младшей группе Тема: «Помоги зайчику»
Цель: учить рисовать на крупе линии, рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой....