"Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"
статья
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_dou_hudozh_estetich_vospitan.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дегтярёва Т.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад №116 Центрального района
Санкт-Петербурга
Семинар ПРОЕКТ:
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом - реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.
И педагоги, прежде чем решать эту проблему, должны сами быть компетентными в подобных вопросах. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.
В соответствии с ФГОС ДО п. п. 2.6., художественно-эстетическое развитие предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
И одна из основных целей нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания, так как художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по данному направлению, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в сочетании с парциальной программой художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Особое внимание программы «Цветные ладошки» уделено задачам эстетического воспитания в разделах: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд.
Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
2. Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды)
Кадровое обеспечение:
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется через повышение квалификации в рамках курсовой подготовки, в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения.
Учебно-методическое обеспечение:
Имеются картотеки занятий, сценариев, досугов и праздников, дидактические, музыкальные игры, библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Организация развивающей предметно – пространственной среды:
Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, музыкальные, театральные уголки, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, эстетично оформлены, доступны для детей, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать.
Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.
Музыкальное развитие призвано решать несколько основных задач.
Главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальные занятия в группе благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.
3. Организация воспитательно-образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями)
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
• специально организованная деятельность;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• тематические музыкальные вечера,
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание книг - самоделок и т. д.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Мы оформляем папки – ширмы, выпускаем фотогазеты для родителей о проведении культурно- значимых мероприятиях.
Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
4. Координация работы с другими учреждениями и организациями
Эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями это посещение выставок, концертов, театральных постановок участие в конкурсах детских творческих работ, где работы неоднократно занимали призовые места как на муниципальном, так и на региональном уровнях).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество педагогов ДОУ воспитателей) и всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса.
Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение и основывается на следующих принципах:
- эстетическое воспитание и художественно-творческая деятельность осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;
- детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;
- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.
Поэтому, при отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как:
• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
• целостное развитие личности ребенка;
• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
• игровая организация обучения, способствующая двигательной
активности детей;
• актерские способности воспитателя, способствующие превращению
детей в действующих лицах.
Для реализации задач эстетического воспитания детей в нашем ДОУ созданы следующие условия, которые эффективны сами по себе, так и во взаимосвязи:
• максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;
• взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
• различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;
• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;
• организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и другое;
• вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;
• обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой;
• тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;
• широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное;
• знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае;
• познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Общим педагогическим условием развития художественно-эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно- эстетическому воспитанию детей - создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса - позволит создать благоприятные условия для развития художественно - эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, - духовно богатую, всесторонне развитую, творческую личность.
В перспективе планируем совершенствовать работу по вопросам художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО.
Хочется, чтобы у наших детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он в этот мир пришел творить добро и красоту, приносить людям радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...
Консультация для воспитателей "Организация кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Консультация для педагогов дополнительного образования и воспитателей ДОУ, раскрывающая цели, функции, формы и условия успешной реализации кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДО...
Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....
Статья "Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья...
Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Статья...
Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...