«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
методическая разработка на тему
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
· воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
· развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_l.i.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
- принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа развивающего образования (системности и последовательности);
- принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
- принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад №73 , разработанной с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования . В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
При одевании, умывании используются песенки-потешки. Сюжетно-ролевая игра «Мама моет дочку Катю». Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности) | Дидактические игры «В гостях у Феи Гигиены». Досуг «Ушастый Нянь»Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду. | Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их) |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения (расставляют, салфетки) | Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Сюжетно ролевая игра «Прачечная». Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. | Старшие дошкольники помогают помощнику воспитателя накрыть на стол, разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца, дежурные проверяют порядок в шкафчиках, качество мытья рук, протирают пол. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда
в природе
Младший возраст | Средний возраст | Старший дошкольный возраст |
С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. (с мамами) Принимают участие в сборе урожая со своего огорода на даче (задания на лето «Фотоотчёт», подкармливают зимующих птиц Проявляют интерес к жизни растений и животных. | Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, сажают лук дома, приносят в сад, выращивают лук (наблюдают) Помогают воспитателям кормить птиц Корм приносят из дома, в кормушки насыпает воспитатель Целевая прогулка с родителями в парк. Изготовление с родителями кормушек. | Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). У себя на даче «Фотоотчёт». Посещение занятий в Ботаническом саду вместе с родителями С интересом наблюдают за жизнью растений и животных. Осуществляют посадки на участке в вечерний период вместе с родителями. |
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа | Подготовительная группа |
В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности ( счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам | Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы – Дома- изготовление ковриков Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.) Конкурс «Новогодняя гирлянда», «Бусы для Принцесс» |
Новые требования СанПиН
Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. А как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.
Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только помощник воспитателя.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше
СанПиН 2.4.1.2660-10 | СанПиН 2.4.1.3049-13 |
3.1 При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников. 3.16 При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены: площадки для огорода, ягодника, фруктового сада | 3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений. Проводим посадку неплодоносящих цветов, кустов и деревьев (родители с детьми в вечерний отрезок времени). «Аллея выпускников» (растениями дополняется каждый май) |
6.13 В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования: - животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых; - недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения; - животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры); - недопустимо принимать бродячих животных; - уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети. Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. | 6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается Аквариумы стоят в коридорах детского сада. Кормление и уборка осуществляется только персоналом. Работа с родителями: совместные творческие выставки, проекты «Мой домашний питомец», «Жизнь под водой» |
7.6 На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, а так же цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника) | 7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. Создание Зимнего сада, где уход за растениями осуществляется детьми под присмотром персонала сада Работа с родителями: совместные творческие выставки, проекты «Домашний сад на подоконнике», «Что я вырастил на даче», «Занятия в Ботаническом саду», «Клумба с цветами» |
12.22 Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день. | Работа с родителями: совместные творческие выставки, проекты «Как я помогаю дома», «Профессии моих родителей» |
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Пространство для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:
-психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
-дизайн современной среды дошкольного учреждения;
-особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. (СанПин 2.4.1.3049-13, п.6.10.). Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
Формы и методы работы с родителями:
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «Откуда хлеб на стол пришёл»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев Мастер классы родителей «Профессия моей мамы»)
Только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Перечень литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева – ПИТЕР, 2015
2. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С.Буре МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.
4. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
5. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. ФГОС ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....
Статья "Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья...
СТАТЬЯ. «Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
1.Формирование положительного отношения к труду через решение задач.2.Новые требования СанПиН3.Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с тре...
Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
Приобщать к труду ребенка необходимо с раннего возраста, так как чем раньне он начнет положительно и правильно относиться к труду взрослых и окружающих его людей, тем проще ему будет в дальнейшем и са...
Статья "Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"
В данной статье мною излагается о том, как важно в настоящее время детям прививать навык трудиться....
Семинар для педагогов «Современный подход к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...