Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.
проект (подготовительная группа) на тему
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённый приказом МО и Н РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, (далее - ФГОС ДО), ставятся цели по нравственно-патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelno.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Актуальность темы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённый приказом МО и Н РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, (далее - ФГОС ДО), ставятся цели по нравственно-патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В.Запорожец, А. Н. Монтоев, О. М.Дьяченко, , Н. Н.Поддъяков), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, видна целесообразность внедрения предложенной модели проектно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками. Базируясь на психологических исследованиях, пришли к выводу, что старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.
Отечественные и зарубежные психологи ( Х. Литтон, В.А.Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Но самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии, одной из которых является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», и построенной на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и даёт возможность педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность и т. д.
Задачи
1. Сформировать нравственно - патриотическую компетентность у дошкольников посредством приобщения к культурно-историческим ценностям.
2. Создать развивающую среду, способствующую воспитанию нравственно – патриотических чувств у дошкольников;
3. Активизировать родителей в формировании единых требований к воспитанию нравственно – патриотических чувств, через познавательно- исследовательскую совместную деятельность.
4. Развивать интерес детей к исследовательской, творческой работе и дать им возможность опыта самопрезентаций.
План
1. Теоретическая часть.
1.1. Освещение проблемы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведущими отечественными специалистами.
1.2. Создание условий осуществления нравственно - патриотического воспитания детей, взаимосвязь с семьей.
2. Практическая часть.
Реализация нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процесс взаимодействия ДОО с семьей.
Этапы реализации
Сроки реализации позновательно-творческой работы:
с 22 мая2018 г. по 22 июня 2018 г.
I этап – Подготовительный (22 мая – 31 мая 2018 г.)
II этап – Практический (1 июня– 21 июня 2018 г.)
Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию проходит через все образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие: рассматривание картин, оформление альбома рисунков, экскурсии.
Познавательное развитие: беседы, видео-презентации.
Речевое развитие: стихи, пословицы, загадки,песни.
Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, игры, танцевальное - игровое творчество, пение, танцы.
Физическое развитие: спортивные, народные игры.
Целевая аудитория
Участники практико-ориентированной работы: дети дошкольного возраста, музыкальный руководитель, педагоги, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты
1. Реализация творческого потенциала ребёнка, познание законов и премудрости жизни, обогащение жизненного опыт, через творческую –исследовательскую работу
2. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, в ходе проекта у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии;
3. Прививание чувства патриотизма, любви к Родине, традициям и обычаям, достопримечательностям, через совместную деятельность педагогов и родителей воспитанников.
.
Основная часть
Теоретическая часть
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Многими психологами (А.Г. Ковалевым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы всё, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему - основа нравственных чувств.
Отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды: организации экскурсий, фотовыставок, создании мини-музеев, оформлении фольклорных праздников атрибутами, изготовлении для детей элементов костюмов.
На данный момент одной из основных проблем воспитания является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага.
Практическая часть
№ | Форма работы | Содержание | Сроки проведения | Ответственные | |
Этап 1 | |||||
1. | Анкетирование для родителей | Определение социального запроса по проблеме: «Нравственно –патриотическое воспитание в ДОУ» | 22-31 мая | Воспитатель | |
2 | Обучающее занятие для детей старшей группе | «Моя малая Родина» | 13-14 июня | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
3 | Консультация для родителей | «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» | 4 -14июня | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Этап 2 | |||||
1 | Совместный творческий проект | «Родина моя-Татарстан» (Приложение ) | 22июня | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | |
Заключительная часть
В результате реализации проектно – исследовательской работы по нравственно - патриотическому воспитанию воспитанник превращается в активного участника процесса, приобретает социальные знания, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Приобретенные социальные знания — получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой в коллективе, с семьей, ДОУ, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.
Список использованных источников и литературы
Основная литература:
1. Витохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигаль Е.Н.: Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Детство-Пресс, 2017г.
2. Пантелеева Н.Г.: Знакомство детей с малой родиной. - М., Дрофа - плюс, 2013г.
3. Рубан Т., Таранцева М., Сапрыкина Л.: «С чего начинается Родина… Воспитание основ патриотизма у дошкольников» - «Музыкальный руководитель» № 12/2017г., стр. 12-17.
4. Савченко В.И.: Авторизированная «Программа нравственно - патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации - Спб.: ООО. Издательство «Детство – пресс», 2013г. - 320с.
Дополнительная литература:
1. Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.48-50.
2. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Кондрыкинской. Л.А. - Москва: Сфера, 2006. - 192с.
3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ Новицкая М.Ю. - Москва: Линка - Пресс, 2003г. - 200с.
Интернет-ресурсы
2. Социальная сеть работников образования «Nsportal.ru»
3. Социальная сеть работников образования «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...
Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Доклад выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»
Доклад выступление на районном семинаре...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
доклад к педсовету...
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО...
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в контексте современных требований ФГОС ДО»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель дол...