Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкальное воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Статья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Петрова С.Ю., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида

 Невского района Санкт-Петербурга

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Музыкальные руководители в ходе своей профессиональной деятельности обязаны:

  • Обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
  • Обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
  • Руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к  результатам освоения программы.

Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы ДОУ.

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями.  К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

  • Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
  • Использование музыки в повседневной жизни детей в  ДОУ;
  • Праздники и развлечения;
  • Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя» [4]

Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «в  образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере». [4]

Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность». [3]

И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»  (В.А. Сухомлинский).

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL:  http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот.
  3. Головня М.Е. Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/22/osobennosti-muzykalnogo-vospitaniya-v-usloviyakh-dou.
  4. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. [Электронный ресурс]. URL:    http://www.resobr.ru/materials/45/50379/.
  5. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс]. URL:    http://минобрнауки.рф/документы/3071.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...

Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...