Конспект образовательной деятельности ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование в средней группе с использованием технологии «Ситуация» «Гроздь рябины»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Щеглова Динара Эльмурзаевна

Образовательная цель

Формировать у детей умения нестандартного использования привычных средств изображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shcheglova_grozd_ryabiny.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование в средней группе

с использованием технологии «Ситуация»

«Гроздь рябины»

Образовательная цель

Формировать у детей умения нестандартного использования привычных средств изображения.

Новый  способ действия

Дети рассказывают о птицах, кормах и находят новый способ  рисования ровных кругов: «прикладывание» –

отпечаток на бумаге  концом карандаша, окунутого в краску

Какие понятия, знания необходимо актуализировать

Дети вспоминают о временах года, об осени, зимующих птицах, известных им кормах для птичек, способы рисования кистью и красками, карандашами.

Причина затруднения

Дети не знают, как изобразить краской ровные и одинаковые кружочки, если нет известных им средств: карандаша, фломастера, кисточки

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

 (детская цель)

Помочь птицам с кормом, нарисовать на ветке рябины ягоды, чтобы зимой было чем питаться.

Материалы для образовательной деятельности:

Краски гуашевые красного цвета, влажная салфетка на каждого ребенка, шаблон ветки рябины, маленькая гроздь рябины, картинна с изображением грозди рябины, письмо, карандаши, иллюстрация «Птицы на рябине», шаблоны дерева без кистей рябины, и птиц.

Ход образовательной деятельности.

I-й этап. Введение в ситуацию.

Создание условий

Воспитатель проводит беседу на тему «Осень».

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень, поздняя осень)

- Осенью погода какая? (ответы детей)

- А небо какое? А деревья какие? (ответы детей)

- Какие вы все молодцы, ……….  

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и попробуйте догадаться о каком дереве идет речь.

«Осыпается весь бедный сад,

Листья пожелтевшие летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долины,

Кисти ярко красных, вянущих …(рябин)»

Ответы детей.

Формирование и фиксация «детской цели».

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на доске письмо.

Интересно?! Кто же нам письмо написал? Прочтем ребята?  

Дети:  Да!

Воспитатель: Слушайте: «Дорогие  друзья!  В лесу случилась беда. Поднялся сильный

ветер и сорвал все ягоды на рябине. (Воспитатель обращает внимание на нарисованное дерево без ягод и листьев). Нам, птицам зимой нечего будет есть. Помогите, пожалуйста!» Ребята, птицы просят нас помочь им. Хотите им помочь?

Дети: Да, поможем.        

Формирование веры  собственные силы.        

Воспитатель:    А вы справитесь, ребята?

Дети: Да, у нас получится!

2-й этап. Актуализация знаний.

Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

 Воспитатель:

- А вы знаете птиц, которые зимуют у нас.  (Снегири, дятел, синица, воробей).  

- Ребята, чем питаются птички осенью. (ответы детей)

- Ребята, посмотрите на доску, какое дерево изображено на картине? (ответы детей).  А теперь, давайте рассмотрим веточку рябины.  Какого цвета веточки на ней? (зеленого, желтого). Какие ягодки цветом? (красные). Какой формы ягоды? (круглой). Такой рябина остается до самой зимы,  значит…

Дети: Птицы могут зимой клевать ягоды рябины.

Воспитатель: Да, вы догадались.

Воспитатель: А как мы - сможем им помочь?  (ответы детей). Конечно, ребята, ягоды рябины можно нарисовать!

Дети идут за столы, по пути делают разминку.

Физминутка: Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)

Дождь и ветер принесла, (вращения руками)

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает, (хлопки над головой)

Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)

И под ноги нам ложатся,

Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед)

3-й этап. Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности.

Воспитатель: Ребята, птицы просили  нас помочь им, и вы решили нарисовать для них ягоды. А как мы можем нарисовать? (ответы детей: карандашами, ватными палочками, пальцами, кисточкой).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои столы, что лежит перед вами? (ответы детей)

А сможем ли мы нарисовать ягоды красками? Давайте попробуем.

Дети затрудняются.  

Фиксация затруднения и выявление его причины.

Воспитатель: Смогли нарисовать?.... Почему не смогли?.... (не знаем, как рисовать  красками без кисти)

4-й этап.  «Открытие» нового способа действия

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.

Воспитатель: Ребята, а что можно сделать, если не знаешь, как нарисовать?

Дети называют разные способы. Воспитатель предлагает догадаться самим.

Воспитатель: Давайте еще раз, внимательно рассмотрим изображение рябины, какие у нее ягодки «дружные», одна возле другой растет. Ягодок много, они собраны в гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».

Посмотрите, грозди направлены вниз.

У вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, вы будете рисовать ягодки.

Чем вы сможете их нарисовать?

 Дети: Мы будем рисовать карандашом.

 Воспитатель: А вы сможете? (ответы детей), а у вас получится, попробуйте?

Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий).

Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к открытию нового знания.

Воспитатель: Посмотрите на кончик карандаша, какая у него форма? (круглая), а  ягоды  рябины на рисунке будут какими? (тоже круглыми). Чтобы нарисовать ягодки с помощью карандаша и красок, что мы должны сделать с ним и с красками? (ответы детей). А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, как мы должны нанести отпечатки? (рядышком, близко друг к другу)

Фиксирование «нового» знания (понятия или способа действия)

Показ воспитателя и словесные объяснения.

5 –й этап. Включение нового способа действия в систему знаний и умений

Использование нового знания (способа действия).

Воспитатель: Итак, каким способом  мы сейчас будем изображать ягоды рябины? (ответы детей).

Начинаем рисовать.

Использование новых знаний (способов действия)

6-й этап. Осмысление

Фиксирование детьми достижения «детской» цели , создание ситуации успеха

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Что мы сделали для птиц?

Нам удалось помочь птицам, нарисовать замечательные гроздья рябины, потому что мы научились рисовать новым способом «прикладывание».

Воспитатель:  А что еще можно нарисовать способом прикладывание

Дети: «Цветочки, ягодки другие, украшения»

Воспитатель: Давайте повесим  ваши рисунки на рябину и все вместе полюбуемся…

- Какие вы молодцы, хорошо постарались. Ягодок много, теперь птицам не страшна зима,  потрудились, спасли птиц от голодной зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «На выставке кошек» (рисование тычком, средняя группа) с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«На выставке кошек» (рисование тычком, средняя группа) с использованием ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы с использованием технологии экспериментирования

Материал знакомит детей с использованием нетрадицыонных техник в художественно-эстетической деятельности ( ватные палочки и шарики для выполнения узоров )....