Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» для детей от 4 до 7 лет
рабочая программа по рисованию

Буюкли Наталья Владимировна

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности ребенка в целом. Отталкиваясь от запроса родителей, интереса детей и потенциала ДОУ созданная программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 62» 

Структурное подразделение «Детский сад № 14» 

456219, Россия, Челябинская область, город Златоуст, 

проспект им. Ю.А. Гагарина 3-й м/р-он 39-а 

тел. 8 (3513) 79-11-04, Эл. адрес mdu62zgo@mail.ru 

 

 

 

 

ПРИНЯТО:

на заседании Рабочей группы  

Протокол № 2 от  19.04. 2019г. 

 

УТВЕРЖДЕНО: 

Заведующий  МАДОУ «Детский сад № 62» 

Сибирякова Надежда Вячеславовна 

____________________ 

Приказ № ___ от  _________20____г. 

Дополнительная общеразвивающая программа

Воспитатель

Буюкли Наталья Владимировна

«Разноцветный мир»

для детей от 4 до 7 лет

Художественной направленности

Срок реализации программы 2 года

Златоуст, 2019 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

3

Учебно-тематический план.

8

Содержание

13

Методическое обеспечение.

16

Список литературы.

17

Приложения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, а изобразительное искусство в свою очередь располагает многообразием материалов и техник.

Чем же хороши нетрадиционные техники изобразительной деятельности? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изодеятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, не утомляет.

Актуальность программы «Разноцветный мир», художественной направленности, для детей от 4 до 7 лет.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности ребенка в целом. Отталкиваясь от запроса родителей, интереса детей и потенциала ДОУ созданная программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Отличительные особенности.

В основу настоящей программы легла программа М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»

«Разноцветный мир» по нетрадиционным техникам рисования имеет инновационный характер. В программе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

В дополнительной общеразвивающей программе «Разноцветный мир» для детей от 3 до 7 лет, направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии, большое внимание уделяется коллективным работам. Это позволяет воспитывать у детей чувство внимания и уважения друг к другу, способность работать в команде.

Педагогическая целесообразность.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо - техник.

Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир»

Цель: Развитие у детей 4-7 лет художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. 

Задачи: 

-   Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости, экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

-   Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов используя нетрадиционные средства изображения

Адресат обучающихся.
Психологические особенности детей от 4 до 7 лет

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.

Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжают совершенствовать восприятие цвета и его оттенков, промежуточные цветовые оттенки; формы прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

На общих основаниях кружок могут посещать дети с ОВЗ, которые имеют заключение ПМПК – нарушение речи. Для этого не требуется создание специальных условий, но обязательным является контроль  педагога за речью ребенка.

Работа ведется с детьми, желающими рисовать, имеющими индивидуальные способности усвоить больше, чем образовательные программные материалы. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется в течение двух лет. Курс программы включает 64 занятия по темам.

Первый год обучения

дети 4–5 лет

Второй год обучения

дети 5–7 лет

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающие группы компенсирующей направленности

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) это дети с речевыми нарушениями, которые имеют заключение ПМПК, но не требуют особых условий для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир».

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Никаких замен по физиологическому принципу: более легкий по артикуляционному укладу звук применяется вместо более сложного — уже не должно остаться. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха.

Здесь важную роль играют индивидуальные занятия, в которых большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, что благоприятно влияет на развитие речи. Педагог должен всегда контролировать речь детей. Использовать здоровьесберегающие технологии (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические паузы, и т.д.)

 Формы организации образовательного процесса: групповая.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрасту детей.

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 4–5 лет

20 минут

(один академический час)

Второй год обучения

дети 5–7 лет

30 минут

(один академический час)

Планируемые результаты:

Дети 4–5 лет

Правильно пользоваться нетрадиционными материалами и средствами: рисовать пальцами, ладонью, кулаком. Создавать композиции, используя оттиск, рисование по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой.

Использовать различные нетрадиционные материалы, изображая предметы и явления, создавая отчетливые формы, подбирая цвет.

Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

Дети 5–7 лет

Правильно пользоваться нетрадиционными материалами и средствами. Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, ватными палочками, нитками, пластилином, создавая композицию используя подручный материал.

Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.

Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.

Способы определения результативности.

Формы проведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир».

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.

Итоговая диагностика проводится в форме наблюдения. Основным критерием в оценке рисунков является оригинальность, фантазийность, эксперементальность и художественность.

Контроль эффективности проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

Диагностика продукта деятельности воспитанников позволяет определить их уровень овладения рисованием с использованием нетрадиционных материалов .

Оценка уровня овладения ребенком рисованием с использованием нетрадиционных материалов и способов дети 4–5 лет

Имя

Ребенка

Оттиск (Ладошкой, пальчиками, штампами)

Рисование по -мокрому

восковые мелки+ акварель

тычок жесткой полусухой кистью

рисование ватной палочкой

Аккуратность

Общее

число баллов

Итого баллов по критериям

+ справился

- не справился

Оценка уровня овладения ребенком рисованием с использованием нетрадиционных материалов и способов дети 5-7 лет

Имя

Ребенка

Оттиск (Ладошкой, пальчиками, штампами, мятой бумагой,)

Рисование по -мокрому

восковые мелки+ акварель

тычок жесткой полусухой кистью

рисование ватной палочкой

граттаж (черно-белый, цветной)

кляксография

монотипия

Аккуратность

Общее

число баллов

Итого баллов по критериям

+ справился

- не справился

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

Форма организации  занятия

Формы

контроля

теоретических

практических

 

Дети 4–5 лет

«Укрась платочек»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ на тему «Осень золотая»

«Мухомор»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ на тему «Осень золотая»

«Деревья осенью»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ на тему «Осень золотая»

«Осенний лес» (коллективная работа)

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка детских работ «Природа в осеннее время»

«Листопад» (коллективная работа)

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка детских работ «Природа в осеннее время»

«Паутина»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка детских работ «Природа в осеннее время»

«Белочка в дупле»

1

0,2

0,8

фронтальная

Пополнение альбома дикие животные в уголке природы

«Моя любимая игрушка»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка для родителей на тему «Мои игрушки»

«Волшебные зонтики»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка для родителей на тему «Мои игрушки»

«Котенок»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка для родителей на тему «Мои игрушки»

«Домик»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Зимнее дерево»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Елочка»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Укрась елочку бусами»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Красивые снежинки»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Снеговик»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Зима»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Метель»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Зимушка – зима»

«Укрась варежки»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Зима»

«Северное сияние»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Зима»

«Придумай и дорисуй»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Зима»

«Снежинка»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Зима»

«Цветок для мамы»

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы в подарок маме и бабушке.

«Волшебный цветок»

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы для оформление групповой комнаты по проекту «Весна красна»

«Облака»

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы для оформление групповой комнаты по проекту «Весна красна»

«Весеннее солнышко»

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы для оформление групповой комнаты по проекту «Весна красна»

«Космос»

1

0,2

0,8

фронтальная

Участие детей в конкурсе «Космос глазами детей»

«Весенний пейзаж»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Цветущая весна»

«Цветущая ветка»

1

0,2

0,8

фронтальная

Тематическая выставка «Цветущая весна»

«Праздничный салют»

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ «Территория творчества»

«Красивые бабочки»

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ «Территория творчества»

«День защиты детей» (плакат)

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ «Территория творчества»

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

Форма организации  занятия

Формы

контроля

теоретических

практических

 

Дети 5 -7 лет

«Ёжик»

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ, посвященная дню «Дошкольного работника»

«Осенние листья»

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

«Ваза для цветов»

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

«Осенние пейзажи»

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

«Пестрые кошки»

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

«Листопад»

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

«Идёт дождь»

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой комнаты на тему «Осень золотая»

Осень на палитре краски разводила

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Территория творчества»

В подводном мире

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Территория творчества»

Барышня

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Территория творчества»

Небо при закате солнца

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка детских работ для родителей «Территория творчества»

Фантазии

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Зимние узоры

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Морозные узоры на окне

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Дед Мороз

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Царство хозяйки зимы

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Витражи для окошек в избушке Зимушке-Зимы

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Зимняя ночь

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Сказочная жар – птица

1

0,2

0,8

фронтальная

Оформление групповой и приемной комнат на тему «К нам зима шагает снежными шагами»

Необычные машины

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка для родителей.

Город спит

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка для родителей.

Галстук для папы

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы, посвященные «23 февраля»

Филин

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка для родителей.

Открытка для мамы

«8 Марта»

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы в подарок мамам и бабушкам.

Платок для бабушки

1

0,2

0,8

фронтальная

Детские работы в подарок мамам и бабушкам.

Натюрморт

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка на тему «Поспешим на помощь весне»

Поспешим на помощь весне (коллективная работа)

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка на тему «Поспешим на помощь весне»

Космические фантазии

1

0,2

0,8

фронтальная

Выставка к дню космонавтики.

Вишня в цвету

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ по работе в нетрадиционной технике рисования.

Разноцветные бабочки

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ по работе в нетрадиционной технике рисования.

Букет сирени

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ по работе в нетрадиционной технике рисования.

Вот и лето пришло

1

0,2

0,8

фронтальная

Итоговая выставка детских работ по работе в нетрадиционной технике рисования.

Календарный учебный график 2019-2020 учебный год

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

недели 

28.10-03.11

04-10

11-17

18-24

26.11-01.12

02-08

09-15

16-22

23-29

30.12.20-05.01.20

06-12

13-19

20-26

27.01-02.02

03-09

10-16

17-23

24.02-01.03

02-08

09-15

16-22

23-29

30.03-05.04

06-12

13-19

20-26

27.04-03.05

04-10

11-17

18-24

25-31

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

В

№ 10

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

№ 15

№ 16

№ 17

№ 18

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

июнь

июль

август

Дни недели

01-07

08-14

15-21

22-28

29.06-05.07

06-12

13-19

20-26

27.07-02.08

03-09

10-16

17-23

24-31

№ 31

№ 32

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Условные обозначения:

У – занятия по дополнительным общеразвивающим программам

В – государственные выходные и праздничные дни

Л – летний оздоровительный период

№ - номер занятия

Календарный учебный график 2020-2021учебный год

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

недели

02.11-08.11

09-15

16-22

23-29

30.11-06.11

07-13

14-20

21-27

28-31

01.01.2020-10.01.2020

11-17

18-24

25-31

01.02-07.02

08-14

15-21

22-28

01.03-07.03

08-14

15-21

22-28

29.03-04.04

05-11

12-18

19-25

26.04-02.05

03-09

10-16

17-23

24-30

31.05-06.06

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

В

№ 10

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

№ 15

№ 16

№ 17

№ 18

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

июнь

июль

август

Дни недели

07-13

14-20

21-27

28.06- 04.07

05-11

12-18

19-25

26.07-01.08

02-08

09-15

16-22

23-29

№ 31

№ 32

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Л

Условные обозначения:

У – занятия по дополнительным общеразвивающим программам

В – государственные выходные и праздничные дни

Л – летний оздоровительный период

№ - номер занятия

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Условия реализации программы:

Методы, приёмы и формы:

-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)

- наглядные

-практические

-игровые

Основные принципы:

  • Принцип поэтапности
  • Принцип динамичности
  • Принцип сравнений
  • Принцип выбора

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой, оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги, скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
  • набрызг, отпечатки листьев,

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется

  • нравственно - эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Структура занятий:

Мотивация детей с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

Нетрадиционная изобразительная деятельность включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей нетрадиционных материалов и техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках.

На занятиях используются игровые персонажи: Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают, не могут найти необходимые материалы для творчества. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе.

Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Технологии используемые на занятиях

«Укрась платочек»

Оттиск пробкой, пальчиками

«Мухомор»

Рисование пальчиками, фон – монотипия.

«Деревья осенью»

Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

«Осенний лес» (коллективная работа)

Рисование с использованием салфеток.

«Листопад» (коллективная работа)

Пуантилизм (рисование точками).

«Паутина»

Рисование окрашенным шариком.

«Белочка в дупле»

Рисование ладошкой, пальчиками.

«Моя любимая игрушка»

Пуантилизм.

«Волшебные зонтики»

Пластилинография.

«Котенок»

Тычок полусухой жесткой кистью.

«Домик»

Оттиск пенопластом.

«Зимнее дерево»

Рисование зубной пастой.

«Елочка»

Рисование ладошками.

«Укрась елочку бусами»

Рисование палочками, оттиск пробкой.

«Красивые снежинки»

Свеча, акварель.

«Снеговик»

Штамп, рисование ватными палочками

«Зима»

 Рисование на мятой бумаге.

«Метель»

Ниткография.

«Укрась варежки»

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

«Северное сияние»

Монотипия.

«Придумай и дорисуй»

Создание образов.

«Снежинка»

Пластилинография

«Цветок для мамы»

 Пуантилизм.

«Волшебный цветок»

 Рисование пастелью.

«Облака»

 Рисование по сырому.

«Весеннее солнышко»

 Рисование ладошками.

«Космос»

 Граттаж.

«Весенний пейзаж»

Оттиск скомканной бумагой.

«Цветущая ветка»

Выдувание трубочкой, аппликация.

«Праздничный салют»

Восковые мелки, акварель.

«Красивые бабочки»

Рисование ладошкой.

«День защиты детей» (плакат)

Рисование ладошками.

Второй год обучения

Наименование разделов и тем

Технологии используемые на занятиях

«Ёжик»

Кляксография трубочкой

«Осенние листья»

Печатание листьями

«Ваза для цветов»

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

«Осенние пейзажи»

Рисование по сырому

«Пестрые кошки»

Рисование ватными палочками

«Листопад»

Тиснение

«Идёт дождь»

Восковые карандаши и акварельные краски.

Осень на палитре краски разводила

Монотипия

В подводном мире

Рисование ладошкой, восковыми мелками, акварелью

Барышня

Рисование ватными палочками.

Небо при закате солнца

Монотипия пейзажная

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Зимние узоры

Граттаж

Морозные узоры на окне

Свеча + акварель

Дед Мороз

Гуашь + соль

Царство хозяйки зимы

Печатание, кляксография

Витражи для окошек в избушке Зимушке-Зимы

Витраж

Зимняя ночь

Набрызг, кляксография

Сказочная жар – птица

Раздельный мазок

Необычные машины

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Город спит

Полоски картона

Галстук для папы

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Филин

Тычок полусухой жесткой кистью

Открытка для мамы

«8 Марта»

Печать по трафарету

Платок для бабушки

Различные

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Поспешим на помощь весне (коллективная работа)

Оттиск печатками (картофель, пробки)

Космические фантазии

Цветной граттаж

Вишня в цвету

Тычкование

Разноцветные бабочки

Монотипия

Букет сирени

Рисование по мокрому

Вот и лето пришло

Совместное рисование

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Занятия проводятся в кабинете ИЗО, в наличии столы и стулья для детей в соответствии с ростом дошкольников, шкафы и стеллажи для хранения дидактических, наглядных пособий и учебных материалов.

Принцип размещения материалов в кабинете ИЗО по возрастам

Средний возраст

Детские работы в   начале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей или на выставку. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставлять в группе.

Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые, пенопластная форма, мыльный раствор, свечи восковые, гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса, бумажные салфетки, палитра, (материалы необходимые для нетрадиционного рисования).

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы (наглядный материал для занятий).

Картины, выполненные в нетрадиционной технике.        

Старший дошкольный возраст

В приемной организуются периодически меняющиеся выставки (народное искусство, детские творческие работы). В кабинете ИЗО на отдельной полке находятся материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, салфетки, и др.).

Нитки разного цвета и диаметра, палочки ватные, трубочки пластмассовые, пенопластная форма, мыльный раствор, свечи восковые, гуашь, краски акварельные, баночки для воды, салфетки влажные, кисти для рисования разного размера, ворса, бумажные салфетки, палитра, (материалы необходимые для нетрадиционного рисования)

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к книгам, картины разных художников на разные темы. (наглядный материал для занятий). Картины, выполненные в нетрадиционной технике.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2006
  2. Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В. Смагина. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р.Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
  3.  К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.-  ГНОМ и Д,2007.-64с.
  4. И.А.Лыкова «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки», И. А. Лыкова. – М.:Цветной мир, 2013. - 134 с.
  5. И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития– М.:Цветной мир, 2013. - 96 с
  6. Т.Н. Доронова, Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», М.:Просвещение, 1992
  7. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа. М.:Мозайка-Синтез,2012
  8. А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.:КАРО, 2008 – 96с.
  9. В.Б.Косминская, Н.Б. Халезова Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб.практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110«Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Разноцветные ладошки"

Программа сертифицирована и обобщена на базе УМиИЦ г. Мичуринска Тамбовской области...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветная палитра» средний возраст

Дополнительная общеразвивающая программа   «Разноцветная палитра» средний возраст (нетрадиционные техники рисования"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир сенсорики»

Дополнительная образовательная программа имеет познавательнуюнаправленность, т.е. включает в себя такие игры, которые направлены наформирование восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста.Прогр...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир»

Данная программа направлена на развитие творчества, восприятия, фантазии детей пятого года жизни, на развитие их моторных навыков, развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специа...

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности  у детей 2-3 лет...

Конспект занятия «Аппликация из ткани» в старшей группе по Дополнительной общеразвивающей программе «Разноцветные ладошки»

План – конспект занятия «Аппликация из ткани» Тема занятия: “Петушок” Цель: научить приемам выполнения аппликации из ткани. ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...