Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Данная программа направлена на развитие творчества, восприятия, фантазии детей пятого года жизни, на развитие их моторных навыков, развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Дополнительный аспект программы – работа с различными материалами и нетрадиционные техники изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnyy_mir.doc | 192 КБ |
raznotsvetnyy_mir.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по направлению физического развития воспитанников № 31 «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная программа
-дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветный мир»
Возраст воспитанников - 3-4 года
Срок реализации программы – 1 год
г. Саров
Содержание:
1. Титульный лист……………………………………………………………………………1
2. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
3. Содержание изучаемого курса …………………………………………………………... 7
4. Учебно-тематический план………………………………………………………………..8
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы…………………………………………………………………………………15
6. Список литературы………………………………………………………………………..18
- Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа направлена на развитие творчества, восприятия, фантазии детей пятого года жизни, на развитие их моторных навыков, развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Дополнительный аспект программы – работа с различными материалами и нетрадиционные техники изображения.
Актуальность
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник. Практика неоднократно доказывает: нетрадиционные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Педагогическая целесообразность: нетрадиционные техники изображения позволяют детям быть успешными в изобразительной деятельности и не бояться рисовать.
Новизна данной дополнительной программы заключаются в необычности для детей старшего дошкольного возраста способов изображения предметов и явлений, не предусмотренных основной программой.
Цель дополнительной программы
Помочь детям в усвоении обобщенных способов изображения предметов, объектов и явлений, в развитии процесса восприятия, воображения, способствовать развитию творческий способностей, удовлетворять потребность детей в самовыражении посредством использования нетрадиционных техник изображения.
Цели-
образовательные:
1.Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
2.Расширение кругозора по нетрадиционным техникам рисования.
развивающие:
1. Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах.
2. Формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики.
3. Формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
4. Формирование умения доводить до конца начатое дело.
воспитательные:
1. Познавательная компетентность. Воспитание интереса к изучению и познанию художественного искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.
2. Коммуникативная компетентность. Формирование у детей культуры речевого общения, выразительной речи, эмоционального настроения.
3. Культурно-социальная компетентность. Приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
образовательные
1. Ознакомление детей с разными техниками и различными нетрадиционными изобразительными материалами.
2.Овладение основами, умениями работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
3.Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
4.Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
5. Формирование у детей умения изображать предметы и явления передавая их особенности.
воспитательные
1. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, к эстетической стороне окружающей действительности.
2. Развивать художественное восприятие.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
развивающие
1. Развитие индивидуальных способностей детей.
2. Развитие пространственного и творческого воображения
3 .Повышение уровня навыков и умений детей.
4.Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения изображения.
5.Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Принципы построения и реализации Программы:
Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
Принцип сознательности, активности, инициативности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, развитие у воспитанников заинтересованности в овладении элементами грамоты.
Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей на данном возрасте.
Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Нормативно-правовая основа Программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Возраст детей, участвующих в реализации программы: содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников старшей группы.
Сроки реализации программы: один год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в форме кружка с группой детей 10 человек.
Общее количество занятий -28; 1 занятие в неделю (среда).
Время проведения 16-16.25 (25 минут)
Место проведения – музыкальный зал.
Методы, используемые на занятиях:
-наглядный;
-практический
-игровой;
Этапы реализации программы,
1 этап - «Секреты живописи»
Цель: воспитание устойчивого интереса к живописи;
Развитие умения выделять специфические особенности различных предметов и явлений.
Способы
Дидактические игры:
-составление композиций;
-исследование особенностей цветопередачи;
- соотнесение форм предметов с основными геометрическими эталонами
- подбор элементов;
-упражнения на развитие восприятия: мозаики ( составление целого из частей), «Узнай по силуэту», «Симметричные предметы»,
-тактильное обследование объектов, установление их качеств (гладкие, шераховатые, шелковистые и т.д.);
2 этап - «Необычные помощники»
Цель: формирование у детей умение чувствовать специфику материала, его фактуру и на основе этого создавать разнообразные художественные образы
Способы:
знакомство с новыми нетрадиционными техниками, приемами и материалами, которые будут использоваться для работы в соответствии с тематикой занятия;
экспериментирование с нетрадиционными материалами:
- определение способов действия с ними;
-определение, какой способ изображения лучше всего подходит для передачи структуры того или иного предмета.
3 этап - «Умелые ручки»
Цель: подбор техники и материалов в соответствии с темой учебно-тематического плана.
Содержание: изображение на готовом фоне элементов рисунка с нетрадиционными материалами и нетрадиционными техниками.
Ожидаемые результаты
На уровне детей
1. Проявление желания и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества
1. Проявление интереса к изобразительному творчеству, к эстетической стороне окружающей действительности.
2. Развитие художественного восприятия в соответствии с возрастом.
3. Умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
4. Развитие успешности и чувства уверенности в изображении предметов и явлений.
5. Использование в своих работах нетрадиционных изобразительных материалов, отсутствие страха работы с ними и умение передавать с их помощью строение предмета, основную форму его частей и цвет.
6. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
На уровне педагога
- Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей
- Повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
2. Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1.Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2.Составление альбома лучших работ.
3. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
4. Открытое мероприятие для воспитателей в рамках КМО.
5. Открытые мероприятия для родителей (не менее 2).
3.Содержание изучаемого курса
Ноябрь | Тема «Осенние подарки» |
1 неделя «Осенние цветы» - кляксография и мазки ватной палочкой | |
2 неделя «Дары Осени» Натюрморт | |
3 неделя «В осеннем лесу, у озера» Монотипия | |
4 неделя «Узоры и украшения в природе» графика | |
Декабрь | Тема «Новый год» |
1 неделя «Изображения животных» - сухая кисть | |
2 неделя «Сказочный лес» | |
3неделя « Узоры на моем окне» - восковые мелки + заливка гуашью | |
4 неделя «Зимняя ночь» - рисунок манкой | |
Январь | Тема «Зима» |
3 неделя «Зимний лес» | |
4 неделя «Дворец Зимы» - рисование свечой. заливка гуашью | |
Февраль | Тема «Разноцветный мир» |
1 неделя «Цирковое представление» - | |
2 неделя «Золотая рыбка» - | |
3 неделя « Кораблики для папы» | |
Март | Тема «Весна» |
1 неделя «Букет для мамы» - узелковый батик + фломастеры | |
2 неделя «Весна пришла» | |
3 неделя «Весенний дождь» - ниткография прямое выдергивание | |
4 неделя «Весеннее дерево» - выдувание через трубочки. | |
Апрель | Тема «Весенние подарки» |
1 неделя «Фантазийные цветы » | |
2 неделя «Сказочные птицы» | |
3 неделя «Разноцветные паучки» - кляксография | |
4 неделя «Золотые одувачики» - набрызг по силуэту | |
Май | Тема «Мир вокруг нас» |
1 неделя «Сирень» - мятая бумага | |
2 неделя «Букет цветов» | |
3 неделя коллективная работа «Весенний луг» - смешанные техники (кляксография, тычок кл кисти, ватной палочки, ниткография и т.д.) | |
4. Учебно-тематический план программы
Октябрь «Осенние деревья» | ||||
1. | 1 неделя «Листопад» -поролоном, ватными палочками, | 1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования поролоном и ватными палочками (тычок). 2. Показать приемы получения разной величины точек. 3. Формировать умение подбирать цветосочетания, используя цвет, как средство выразительности. 4.Воспитывать аккуратность. | Распечатка с сайтов «Фестиваль педагогических идей» + «Педкопилка.ру» | 15 мин |
2 | 2 неделя «Праздник деревьев» - отпечатки листьями |
| См кн Давыдовой стр 4 («Осень на опушке краски разводила») + распечатка с сайта ТРИЗ плюс | 15 мин |
3. | 3 неделя «Веселые деревца» - рисование ладошками |
| Распечатка с сайта «ТРИЗ плюс» | 15 мин |
4. | 4 неделя коллективная работа «Осенний лес» - смешанные техники (ладошки, листья, кл. кисти, ватн. палочки) |
| См кН Давыдовой часть 1 стр 4 + распечатки с сайта «ТРИЗ плюс» | 15 мин |
Ноябрь «Осенние подарки» | ||||
1. | 1 неделя «Осенние цветы» - кляксография и мазки ватной палочкой |
| См кн Давыдовой Часть 1 стр 28 («Веселые кляксы») | 15 мин |
2 | 2 неделя «Подарки Осени» - отпечатки фруктов (яблоки, груши) |
| Распечатка с сайта «БебиБлог.ру» | 15 мин |
3. | 3 неделя «Ветка рябинки» - пальчиком и отпечатки листьев |
| См кн Давыдовой Часть 1 стр 11 | 15 мин |
4. | 4 неделя «Осенний натюрморт» - коллективная работа – смешанные техники |
Закреплять умение составлять простую композицию – наиболее удачно располагать изображения фруктов и овощей по пространству листа.
| См кн Давыдовой Часть 1 стр 28 («Веселые кляксы») + Распечатка с сайта «БебиБлог.ру» + кн Давыдовой Часть 1 стр 11 | 15 мин |
Декабрь Тема «Новый год» | ||||
1. | 1 неделя «Снегопад» - набрызг белой гуашью |
| См кн Давыдовой часть 2 стр 5 | 15 мин |
2 | 2 неделя «Елочка» - изображение тычком клеевой кисти |
| Распечатка с интернет сайта «Незабудка» | 15 мин |
3. | 3неделя «Новогодние игрушки» - восковые мелки + заливка гуашью |
| См кн Давыдовой часть 1 стр 54 | 15 мин |
4. | 4 неделя «Разноцветный дождь у елочки» - клеевая кисть + ниткография прямое выдергивание |
| Распечатка с интернет сайтов «Незабудка» + «ТРИЗ плюс. РУ» | 15 мин |
Январь Тема «Зима» | ||||
1. | 3 неделя «Зимний лес» - диатипия белой краской по фону холодных тонов |
| См кн Давыдовой часть 2 Стр 49 | 15 мин |
2 | 4 неделя «Снежное дерево» - рисование свечой. заливка акварелью |
| См кн Давыдовой часть 1 стр 49 | 15 мин |
Февраль Тема «Разноцветный мир» | ||||
1. | 1 неделя «Золотая рыбка» - отпечаток ладошкой |
| Распечатка с интернет сайта «Фестиваль педагогических идей» | 15 мин |
2 | 2 неделя « Котята» - рисование смятой бумагой (туловище) |
| Распечатка с интернет сайтов «Незабудка» + «Педкопилка.ру» | 15 мин |
3. | 3 неделя « Кораблики для папы» монотипия и диатипия |
| Распечатка с интернет сайта «Дошколенок.ру» | 15 мин |
Март Тема «Весна» | ||||
1. | 1 неделя «Букет для мамы» - узелковый батик + фломастеры |
| Авторская разработка (см подборку конспектов «Натюрморты») | 15 мин |
2 | 2 неделя «Мимоза» - наклеивание комочков из салфеток |
| См кн Давыдовой часть 1 Стр 28 + распечатка с сайта «Незабудка» | 15 мин |
3. | 3 неделя «Весенний дождь» - ниткография прямое выдергивание |
| Распечатка с интернет сайтов «Дошколенок. Ру» + «ТРИЗ плюс. РУ» | 15 мин |
4. | 4 неделя «Весеннее дерево» - выдувание через трубочки. |
| См кн Давыдовой часть 1 стр 32 | 15 мин |
Апрель Тема «Весенние подарки» | ||||
1. | 1 неделя «Ласковое солнышко» - длинный мазок 4 пальцами |
| Распечатка с сайта «Маам.ру» | 15 мин |
2 | 2 неделя «Наводнение» - монотипия |
| См кн Давыдовой Стр37 + распечатка сайта «Фестиваль педагогических идей» | 15 мин |
3. | 3 неделя «Разноцветные паучки» - кляксография |
| Распечатка с интернет сайта «ЧудоПредки.ру» | 15 мин |
4. | 4 неделя «Золотые одувачики» - набрызг по трафарету. |
| Распечатка с сайта «Педкопилка.ру» | 15 мин |
Май Тема «Мир вокруг нас» | ||||
1. | 1 неделя «Сирень» - тычки клеевой кистью, поролоном | 1.Закрепить изобразительную технику рисования поролоном и ватными палочками (тычок). 2. Повторить приемы получения разной величины точек. 3. Продолжать формировать умение подбирать цветосочетания, используя цвет, как средство выразительности. 4.Продолжать воспитывать аккуратность. | Распечатка с сайта «Фестиваль педагогических идей» | 15 мин |
2 | 2 неделя «Бабочка» - симметричная монотипия |
| Распечатка с интерент сайта «Незабудка | 15 мин |
3. | 3 неделя коллективная работа «Весенний луг» - смешанные техники (кляксография, тычок кл кисти, ватной палочки, ниткография и т.д.) |
| Распечатка с сайта «Фестиваль педагогических идей» + интернет сайт «ЧудоПредки.ру» | 15 мин |
5.Методическое обеспечение программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие следующего:
столы;
стулья
мольберт
магнитофон;
диски с музыкой (детский репертуар).
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Диатипия. Кляксография, кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Рисование нитками.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти
Приложение
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
6. Список литературы
1. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».
2. Туфкрео, Кудейко «Коллекция идей»
3. М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»
4. « Я и мой кроха» - журналы 2004 г.
5. « Я и мой ребёнок» - журналы 2004 2005 г.
6. Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве».
Размыслова А.В.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» (ред 2007 год)
8. Казакова Т.С. серия «Растём и развиваемся», «Рисуем натюрморт»
(2003 год)
9. Казакова Т.Г «Развивайте у дошкольников творчество» (ред 1985 год)
10. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников» (2002 год)
11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду» в 2 частях - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
12. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
13. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
Интернет-ресурсы
- Сайт «Сто тысяч почему»
http://stotysyhc.ru/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya/#ixzz3nDZDhU9d
- Сайт «ТРИЗ плюс»
http://triz-plus.ru/xudozhestvennoe-tvorchestvo/netradicionnye-texniki-risovaniya
- Сайт «Незабудка» МАДОУ «Детский сад №72 общеразвивающего вида. Город Сыктывкар»
http://www.detsad72.ru/consult.php?id=218
- Сайт «Социальная сеть работников образования»
- Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/592653/
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 40 «Радуга»
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Разноцветный мир»
Возраст воспитанников - 3-4 года
Срок реализации программы – 1 год
г. Саров
Содержание:
1. Титульный лист……………………………………………………………………………1
2. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
3. Содержание изучаемого курса …………………………………………………………... 7
4. Учебно-тематический план………………………………………………………………..8
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы…………………………………………………………………………………15
6. Список литературы………………………………………………………………………..18
- Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа направлена на развитие творчества, восприятия, фантазии детей пятого года жизни, на развитие их моторных навыков, развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Дополнительный аспект программы – работа с различными материалами и нетрадиционные техники изображения.
Актуальность
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник. Практика неоднократно доказывает: нетрадиционные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Педагогическая целесообразность: нетрадиционные техники изображения позволяют детям быть успешными в изобразительной деятельности и не бояться рисовать.
Новизна данной дополнительной программы заключаются в необычности для детей старшего дошкольного возраста способов изображения предметов и явлений, не предусмотренных основной программой.
Цель дополнительной программы
Помочь детям в усвоении обобщенных способов изображения предметов, объектов и явлений, в развитии процесса восприятия, воображения, способствовать развитию творческий способностей, удовлетворять потребность детей в самовыражении посредством использования нетрадиционных техник изображения.
Цели-
образовательные:
1.Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
2.Расширение кругозора по нетрадиционным техникам рисования.
развивающие:
1. Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах.
2. Формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики.
3. Формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
4. Формирование умения доводить до конца начатое дело.
воспитательные:
1. Познавательная компетентность. Воспитание интереса к изучению и познанию художественного искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.
2. Коммуникативная компетентность. Формирование у детей культуры речевого общения, выразительной речи, эмоционального настроения.
3. Культурно-социальная компетентность. Приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
образовательные
1. Ознакомление детей с разными техниками и различными нетрадиционными изобразительными материалами.
2.Овладение основами, умениями работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
3.Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
4.Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
5. Формирование у детей умения изображать предметы и явления передавая их особенности.
воспитательные
1. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, к эстетической стороне окружающей действительности.
2. Развивать художественное восприятие.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
развивающие
1. Развитие индивидуальных способностей детей.
2. Развитие пространственного и творческого воображения
3 .Повышение уровня навыков и умений детей.
4.Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения изображения.
5.Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Принципы построения и реализации Программы:
Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
Принцип сознательности, активности, инициативности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, развитие у воспитанников заинтересованности в овладении элементами грамоты.
Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей на данном возрасте.
Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Нормативно-правовая основа Программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Возраст детей, участвующих в реализации программы: содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников старшей группы.
Сроки реализации программы: один год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в форме кружка с группой детей 10 человек.
Общее количество занятий -28; 1 занятие в неделю (среда).
Время проведения 16-16.25 (25 минут)
Место проведения – музыкальный зал.
Методы, используемые на занятиях:
-наглядный;
-практический
-игровой;
Этапы реализации программы,
1 этап - «Секреты живописи»
Цель: воспитание устойчивого интереса к живописи;
Развитие умения выделять специфические особенности различных предметов и явлений.
Способы
Дидактические игры:
-составление композиций;
-исследование особенностей цветопередачи;
- соотнесение форм предметов с основными геометрическими эталонами
- подбор элементов;
-упражнения на развитие восприятия: мозаики ( составление целого из частей), «Узнай по силуэту», «Симметричные предметы»,
-тактильное обследование объектов, установление их качеств (гладкие, шераховатые, шелковистые и т.д.);
2 этап - «Необычные помощники»
Цель: формирование у детей умение чувствовать специфику материала, его фактуру и на основе этого создавать разнообразные художественные образы
Способы:
знакомство с новыми нетрадиционными техниками, приемами и материалами, которые будут использоваться для работы в соответствии с тематикой занятия;
экспериментирование с нетрадиционными материалами:
- определение способов действия с ними;
-определение, какой способ изображения лучше всего подходит для передачи структуры того или иного предмета.
3 этап - «Умелые ручки»
Цель: подбор техники и материалов в соответствии с темой учебно-тематического плана.
Содержание: изображение на готовом фоне элементов рисунка с нетрадиционными материалами и нетрадиционными техниками.
Ожидаемые результаты
На уровне детей
1. Проявление желания и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества
1. Проявление интереса к изобразительному творчеству, к эстетической стороне окружающей действительности.
2. Развитие художественного восприятия в соответствии с возрастом.
3. Умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
4. Развитие успешности и чувства уверенности в изображении предметов и явлений.
5. Использование в своих работах нетрадиционных изобразительных материалов, отсутствие страха работы с ними и умение передавать с их помощью строение предмета, основную форму его частей и цвет.
6. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
На уровне педагога
- Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей
- Повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
2. Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1.Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2.Составление альбома лучших работ.
3. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т.д.
4. Открытое мероприятие для воспитателей в рамках КМО.
5. Открытые мероприятия для родителей (не менее 2).
3.Содержание изучаемого курса
Ноябрь | Тема «Осенние подарки» |
1 неделя «Осенние цветы» - кляксография и мазки ватной палочкой | |
2 неделя «Дары Осени» Натюрморт | |
3 неделя «В осеннем лесу, у озера» Монотипия | |
4 неделя «Узоры и украшения в природе» графика | |
Декабрь | Тема «Новый год» |
1 неделя «Изображения животных» - сухая кисть | |
2 неделя «Сказочный лес» | |
3неделя « Узоры на моем окне» - восковые мелки + заливка гуашью | |
4 неделя «Зимняя ночь» - рисунок манкой | |
Январь | Тема «Зима» |
3 неделя «Зимний лес» | |
4 неделя «Дворец Зимы» - рисование свечой. заливка гуашью | |
Февраль | Тема «Разноцветный мир» |
1 неделя «Цирковое представление» - | |
2 неделя «Золотая рыбка» - | |
3 неделя « Кораблики для папы» | |
Март | Тема «Весна» |
1 неделя «Букет для мамы» - узелковый батик + фломастеры | |
2 неделя «Весна пришла» | |
3 неделя «Весенний дождь» - ниткография прямое выдергивание | |
4 неделя «Весеннее дерево» - выдувание через трубочки. | |
Апрель | Тема «Весенние подарки» |
1 неделя «Фантазийные цветы » | |
2 неделя «Сказочные птицы» | |
3 неделя «Разноцветные паучки» - кляксография | |
4 неделя «Золотые одувачики» - набрызг по силуэту | |
Май | Тема «Мир вокруг нас» |
1 неделя «Сирень» - мятая бумага | |
2 неделя «Букет цветов» | |
3 неделя коллективная работа «Весенний луг» - смешанные техники (кляксография, тычок кл кисти, ватной палочки, ниткография и т.д.) | |
4. Учебно-тематический план программы
Октябрь «Осенние деревья» | ||||
1. | 1 неделя «Листопад» -поролоном, ватными палочками, | 1.Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования поролоном и ватными палочками (тычок). 2. Показать приемы получения разной величины точек. 3. Формировать умение подбирать цветосочетания, используя цвет, как средство выразительности. 4.Воспитывать аккуратность. | Распечатка с сайтов «Фестиваль педагогических идей» + «Педкопилка.ру» | 15 мин |
2 | 2 неделя «Праздник деревьев» - отпечатки листьями |
| См кн Давыдовой стр 4 («Осень на опушке краски разводила») + распечатка с сайта ТРИЗ плюс | 15 мин |
3. | 3 неделя «Веселые деревца» - рисование ладошками |
| Распечатка с сайта «ТРИЗ плюс» | 15 мин |
4. | 4 неделя коллективная работа «Осенний лес» - смешанные техники (ладошки, листья, кл. кисти, ватн. палочки) |
| См кН Давыдовой часть 1 стр 4 + распечатки с сайта «ТРИЗ плюс» | 15 мин |
Ноябрь «Осенние подарки» | ||||
1. | 1 неделя «Осенние цветы» - кляксография и мазки ватной палочкой |
| См кн Давыдовой Часть 1 стр 28 («Веселые кляксы») | 15 мин |
2 | 2 неделя «Подарки Осени» - отпечатки фруктов (яблоки, груши) |
| Распечатка с сайта «БебиБлог.ру» | 15 мин |
3. | 3 неделя «Ветка рябинки» - пальчиком и отпечатки листьев |
| См кн Давыдовой Часть 1 стр 11 | 15 мин |
4. | 4 неделя «Осенний натюрморт» - коллективная работа – смешанные техники |
Закреплять умение составлять простую композицию – наиболее удачно располагать изображения фруктов и овощей по пространству листа.
| См кн Давыдовой Часть 1 стр 28 («Веселые кляксы») + Распечатка с сайта «БебиБлог.ру» + кн Давыдовой Часть 1 стр 11 | 15 мин |
Декабрь Тема «Новый год» | ||||
1. | 1 неделя «Снегопад» - набрызг белой гуашью |
| См кн Давыдовой часть 2 стр 5 | 15 мин |
2 | 2 неделя «Елочка» - изображение тычком клеевой кисти |
| Распечатка с интернет сайта «Незабудка» | 15 мин |
3. | 3неделя «Новогодние игрушки» - восковые мелки + заливка гуашью |
| См кн Давыдовой часть 1 стр 54 | 15 мин |
4. | 4 неделя «Разноцветный дождь у елочки» - клеевая кисть + ниткография прямое выдергивание |
| Распечатка с интернет сайтов «Незабудка» + «ТРИЗ плюс. РУ» | 15 мин |
Январь Тема «Зима» | ||||
1. | 3 неделя «Зимний лес» - диатипия белой краской по фону холодных тонов |
| См кн Давыдовой часть 2 Стр 49 | 15 мин |
2 | 4 неделя «Снежное дерево» - рисование свечой. заливка акварелью |
| См кн Давыдовой часть 1 стр 49 | 15 мин |
Февраль Тема «Разноцветный мир» | ||||
1. | 1 неделя «Золотая рыбка» - отпечаток ладошкой |
| Распечатка с интернет сайта «Фестиваль педагогических идей» | 15 мин |
2 | 2 неделя « Котята» - рисование смятой бумагой (туловище) |
| Распечатка с интернет сайтов «Незабудка» + «Педкопилка.ру» | 15 мин |
3. | 3 неделя « Кораблики для папы» монотипия и диатипия |
| Распечатка с интернет сайта «Дошколенок.ру» | 15 мин |
Март Тема «Весна» | ||||
1. | 1 неделя «Букет для мамы» - узелковый батик + фломастеры |
| Авторская разработка (см подборку конспектов «Натюрморты») | 15 мин |
2 | 2 неделя «Мимоза» - наклеивание комочков из салфеток |
| См кн Давыдовой часть 1 Стр 28 + распечатка с сайта «Незабудка» | 15 мин |
3. | 3 неделя «Весенний дождь» - ниткография прямое выдергивание |
| Распечатка с интернет сайтов «Дошколенок. Ру» + «ТРИЗ плюс. РУ» | 15 мин |
4. | 4 неделя «Весеннее дерево» - выдувание через трубочки. |
| См кн Давыдовой часть 1 стр 32 | 15 мин |
Апрель Тема «Весенние подарки» | ||||
1. | 1 неделя «Ласковое солнышко» - длинный мазок 4 пальцами |
| Распечатка с сайта «Маам.ру» | 15 мин |
2 | 2 неделя «Наводнение» - монотипия |
| См кн Давыдовой Стр37 + распечатка сайта «Фестиваль педагогических идей» | 15 мин |
3. | 3 неделя «Разноцветные паучки» - кляксография |
| Распечатка с интернет сайта «ЧудоПредки.ру» | 15 мин |
4. | 4 неделя «Золотые одувачики» - набрызг по трафарету. |
| Распечатка с сайта «Педкопилка.ру» | 15 мин |
Май Тема «Мир вокруг нас» | ||||
1. | 1 неделя «Сирень» - тычки клеевой кистью, поролоном | 1.Закрепить изобразительную технику рисования поролоном и ватными палочками (тычок). 2. Повторить приемы получения разной величины точек. 3. Продолжать формировать умение подбирать цветосочетания, используя цвет, как средство выразительности. 4.Продолжать воспитывать аккуратность. | Распечатка с сайта «Фестиваль педагогических идей» | 15 мин |
2 | 2 неделя «Бабочка» - симметричная монотипия |
| Распечатка с интерент сайта «Незабудка | 15 мин |
3. | 3 неделя коллективная работа «Весенний луг» - смешанные техники (кляксография, тычок кл кисти, ватной палочки, ниткография и т.д.) |
| Распечатка с сайта «Фестиваль педагогических идей» + интернет сайт «ЧудоПредки.ру» | 15 мин |
5.Методическое обеспечение программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие следующего:
столы;
стулья
мольберт
магнитофон;
диски с музыкой (детский репертуар).
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Диатипия. Кляксография, кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Рисование нитками.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти
Приложение
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
6. Список литературы
1. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».
2. Туфкрео, Кудейко «Коллекция идей»
3. М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»
4. « Я и мой кроха» - журналы 2004 г.
5. « Я и мой ребёнок» - журналы 2004 2005 г.
6. Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве».
Размыслова А.В.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» (ред 2007 год)
8. Казакова Т.С. серия «Растём и развиваемся», «Рисуем натюрморт»
(2003 год)
9. Казакова Т.Г «Развивайте у дошкольников творчество» (ред 1985 год)
10. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников» (2002 год)
11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду» в 2 частях - М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
12. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
13. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
Интернет-ресурсы
- Сайт «Сто тысяч почему»
http://stotysyhc.ru/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya/#ixzz3nDZDhU9d
- Сайт «ТРИЗ плюс»
http://triz-plus.ru/xudozhestvennoe-tvorchestvo/netradicionnye-texniki-risovaniya
- Сайт «Незабудка» МАДОУ «Детский сад №72 общеразвивающего вида. Город Сыктывкар»
http://www.detsad72.ru/consult.php?id=218
- Сайт «Социальная сеть работников образования»
- Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/592653/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Разноцветная палитра"
занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...
Программа "Разноцветные ладошки"
Развивать знания эстетического восприятия, реализуемые через самостоятельную практическую и творческую деятельность ребенка....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Разноцветные ладошки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММАВозраст обучающихся: 3-7 летКоличество часов в год: 72 часаПедагог реализующий программу:Апрельская Виктория Валерьяновна «Разноцветные ла...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....
Программа "Разноцветные ладошки"
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по формированию у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....