Изобразительная деятельность и детское экспериментирование в воспитании творческой личности
статья по рисованию (подготовительная группа)

Скиба Ольга Александровна

Изобразительная деятельность и детское эксеприментирование с красками в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eksperimentirovanie.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»

г. Заречный Пензенской области

Изобразительная   деятельность и детское экспериментирование

 в воспитании творческой личности

                                    Воспитатель: Скиба Ольга Александровна

«Самое лучшее открытие –

то, которое ребенок делает сам».

                                                                                       

 Ральф  У. Эмерсон

В современном  мире перед  обществом и родителями встает первоочередная задача: вырастить  ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком, но и  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Экспериментальная деятельность -  особый вид педагогической  деятельности, требующий от педагогов творческого подхода, увлеченности т.к. увлеченный сам, способен увлечь других. По мнению академика Н.Н. Подъякова, « … в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

В детском саду экспериментальная, исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности. Толчком к началу экспериментирования   могут послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Экспериментирование  в изодеятельности  я начала со сбора материалов и оборудования. В  группе была создана мини-лаборатория  с различными материалами и инструментами. Дети  с большим энтузиазмом собирали материал: бумага, картон, пластик, древесина, нитки,  болтики, магниты и др. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей и друзей детского сада.  Это всевозможные  трубочки для коктейля, палочки, одноразовая посуда, которой нужно довольно много,  стаканы,  пластиковые чашечки, весы, микроскоп. Экспериментальная лаборатория была оснащена, а мелкие предметы,  нашли себе свое  место в  волшебном чемоданчике,  который дети очень полюбили. В нем хранятся мелкие предметы (бусины, пайетки, пуговицы, ракушки   и  многое другое).

 Для родителей были подобраны консультации: « Развитие творчества и познавательной активности посредством экспериментирования», «Волшебный цветной лед», «Экспериментируем дома» и др.

В течение года мы работали  с разным материалом и  провели ряд экспериментов.   Дети экспериментировали с  цветом и с удивлением обнаружили, что можно получить несколько  оттенков зеленого, при смешивании   синего и желтого.   Используя гипсовые заготовки,    дети обнаружили, что гипс очень быстро застывает, и получаются удивительные барельефы.  Малыши с интересом добавляли в тесто гуашь и с удивлением отметили, что тесто становится цветное.    Волшебными для детей стали и восковые  мелки. Когда ребята стали закрашивать листы бумаги   акварелью,  то  выяснили, что воск – не закрашивается.

 Наибольший интерес у детей  вызвал проект: «Из чего сделаны краски?». Это был информационно-исследовательский, краткосрочный проект, в   котором участвовали дети, родители и  воспитатели. На  занятиях по изодеятельности  дети рассматривали  первобытные  рисунки наскальной живописи.  Наскальные  рисунки вызвали огромный  интерес и недоумение, чем же рисовали древние люди? Так зародилась идея узнать, из чего же сделаны краски.  Из энциклопедий ребята узнали, что древние люди делали краску сами. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Узнали о том, что  первые краски, были получены  из угля и глины.  С  помощью экспериментов  и опытов мы с детьми решили  получить краски из природных  веществ, как   настоящие древние люди.

На первом этапе совместными усилиями детей и родителей был собран материал для предстоящих экспериментов. Основное оборудование лаборатории - это  лабораторная посуда и  разные виды природных, естественных красителей:  глина, уголь, мел, свекла, луковый настой, кофейные зерна, лимон, мед, яичный белок и др. Вместе с детьми  мы   уточнили представления детей о  составе красок и их свойствах. Чтобы еще больше создать интригу  мы прочитали рассказ: «Истории про мальчика, который хотел стать художником».  В ходе эксперимента мы охватили все образовательные области и  различные виды деятельности:  продуктивную, познавательно-исследовательскую (самостоятельные опыты), коммуникативную  (беседы, чтение художественной литературы). Дети узнали, что для того чтобы сделать краски, обязательно нужно связующее вещество – яичный белок, вода или масло.  Ребята узнали и о том,  почему  краски называются по-разному, и какие интересные названия красок бывают.

Наступил самый долгожданный момент, когда дети сами выбирали материал для экспериментов и изготавливали краски. Дети  сами выбирали краситель на основе природных материалов: свекольный сок,  серую, голубую  глину,  кофе,   и связующее вещество: мед, масло, яичный белок.  Они смешивали разные вещества и получали краски. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение свойств и  состава красок у детей сформировались естественнонаучные представления о возможностях и средствах художественных материалов. Каждый вид сырья дети  смешивали с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски. Результаты  экспериментов  вызвали у детей восторг и удивление, а иногда и разочарование. Ведь не все  краски, полученные таким путем долговечны. В ходе работы над проектом дети  ответили на самый главный вопрос: «Как самому сделать краски?». Опытным путем ребята получили   множество красок и их оттенков, а также  узнали о названиях  красок.  Например: бежевый цвет получился из мела и белка; бордовый и розовый  получились из свеклы;  золотистый и  коричневый  из  кофейных зерен; лимонный  и желтый из лимонного сока; голубой из глины и белка.  С помощью полученных красок дети нарисовали рисунки и сами сделали  выводы экспериментов:

-в  ходе экспериментов  удалось получить краски разных цветов и оттенков;

- полученными красками можно рисовать рисунки;

-самодельные краски имеют преимущества: экологически чистые, бесплатные, натуральные и недостатки. Они не очень насыщенные и их  нельзя долго хранить.  

Эти краски дети бережно хранили в стаканчиках, передавали друг другу, как самое ценное сокровище. Ведь эти краски они сделали сами. А как же интересно было рисовать такими красками!  Выставка рисунков порадовала всех детей и родителей детского сада.

В заключении хочется сказать, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает  мышление, обогащает знания, активизирует речь детей, пополняя  активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать, развивает фантазию, творчество и  любознательность. Поэтому, чтобы вырастить детей думающих, нужно оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...

«Внедрение ТРИЗ – технологий в старшем дошкольном возрасте для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Театрализованная деятельность в раннем возрасте как средство воспитания творческой личности

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...

Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности...

Статья на тему «Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников».

laquo;Синтез педагогической технологии и педагогического искусства как условие построения эффективного процесса воспитания творческой личности в проектной деятельности дошкольников»....

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Анатация В статье изобразительная деятельность рассматривается как эффективный метод воспитания творческой личности. Современные методики, применяемые воспитателями на занятиях по изобразительном...