Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности
консультация

Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Набиева Л.Ф., воспитатель

ГБДОУ детского сада № 85 Красносельского района СПб

Богодаева А.А., заместитель заведующего по образовательной работе

ГБДОУ детского сада № 85 Красносельского района СПб

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи                  и формировать новые цели. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Кроме того образовательный стандарт направляет педагогов на создание благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала
Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации                          и компьютеризации классические методы в воспитании детей постепенно уходят на второй план
. В содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» среди поставленных задач указывается реализация самостоятельной творческой деятельности ребёнка в различных направлениях: изобразительного искусства, музыкального направления, конструктивно — модельного. В поисках эффективных методик по развитию креативности  у детей нельзя забывать о театре, который включает в себя все эти направления творческой деятельности. Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое может способствовать развитию детской индивидуальности, раскрытию их способностей, творческой активности.

Наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников,  видя их желания примерить на себя разные образы и роли, а также вопросы и споры детей как создается спектакль, что происходит сначала, что потом, как называются театральные профессии, подтолкнуло нас, педагогов, поддержать детскую инициативу и окунуться вместе                            с воспитанниками в мир театрального искусства. Так нами была разработана  система работы с детьми старшего дошкольного возраста «Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности» по знакомству дошкольников с театром и развитию театрализованной деятельности. Реализация данного направления работы было гармонично включено в образовательную процесс с детьми в течение учебного года, тем более, что в соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации был объявлен Годом театра 

 Основной целью работы является воспитание творческой личности посредством создания  благоприятных условий для знакомства детей  с театральным искусством, участия  в театрализованной деятельности.

Также были поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать интерес детей к театру, как к искусству, объединяющему элементы разных видов художественного творчества
  2. Развивать умения передавать содержания произведения на сцене посредством художественного (сценического) слова, жестов, ритмопластики.
  3. Поддержать детскую инициативу, любознательность и самостоятельность                            в познавательно-поисковой  и театрализованной деятельности
  4. Осуществлять гибкое проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей ситуацию выбора
  5. Модифицировать и интегрировать современные образовательные технологии (технологии моделирования, экспериментирования, ТРИЗ, технологию развития творческого воображения, информационно-коммуникационные технологии)
  6. Внедрять новые формы взаимодействия с родителями, социальными партнерами                   в процессе творческой деятельности

Данная система работы «Воспитание творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» строилась на основе системно- деятельностного подхода               и  охватывала следующие направления:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Организация детских видов деятельности
  • Взаимодействие с родителями воспитанников
  • Взаимодействие с социальными партнерами

Создание развивающей предметно-пространственной среды по данному направлению началось с создания мини-музея «Мир театра», целью которого была знакомство детей                  с театральными профессиями и атрибутами, театрами Санкт-Петербурга. В результате активного участия воспитанников и их родителей в мини-музее появились целые коллекции атрибутов, макетов, иллюстраций и фотографий. Яркие маски, театральные бинокли,  миниатюрные макеты театров со сценами и занавесами, афиши, программки, билеты, фотографии  режиссеров, драматургов, артистов, суфлеров, звукорежиссеров, художников, костюмеров в процессе деятельности вызывали неподдельный интерес у детей, новые вопросы и желания побывать в разных ролях. Также большое внимание уделялось проектированию и созданию разных видов театра. Многие созданные виды театра просты                 в изготовлении и  использовании детьми  в игре.

Для создания театра на ложках нужны пластмассовые одноразовые  ложки, На их выпуклой стороне изображают лицо сказочного персонажа или мордочку зверюшки. Можно приклеить глаза из готовых деталей. Из ткани шьют юбочку и надевают на основание ручки, крепко завязав тесмой. Игрушки легки в управлении. Кукла-ложка может шагать, прыгать, покачиваться и поворачиваться в разные стороны, кружиться. Для театра  на палочках мы             с ребятами использовали палочки от мороженного. Нашли, вырезали и приклеили                            к палочкам изображения животных, персонажи мультфильмов Пальчиковый театр был изготовлен из бумаги на основе мини-стаканчиков по технологии оригами. Распечатанных на  принтере персонажей различных сказок приклеили на мини-стаканчики. Вместо стаканчиков также  использовались  прищепки, капсулы от  «киндер-сюрпризов». Очень полюбили наши воспитанники театр на магнитах или как дети сами называют «Магнитный театр». Для его изготовления использовалась металлическая  упаковка от чая с крышкой. Из ненужных журналов, книг, картин дети вырезают забавных персонажей. К вырезанным фигуркам прикрепляется магнитная самоклеящаяся лента, герои оживают при помощи магнита, перемещаемого по дну коробки. Героями магнитного театра могут быть и игрушки, которые,  перемещаются при помощи палочек, на одном из концов которых закреплен магнит. Магнит также крепится на опоре игрушки. Особенности магнита позволяют передавать движения персонажей, что вносит элемент динамизма и еще больше привлекает детей к созданию новых сюжетов на миниатюрной сцене. 

Играя с разными видами театра дети, незаметно для себя, начинают творить: озвучивать героев разными голосами, придумывать новые ситуации, сюжеты, вспоминать знакомые сказки, стихи, создавать декорации, ведь в такой деятельности дети сами себе                   и сценаристы, и режиссеры,  и декораторы.

Для развития самостоятельной творческой деятельности кроме традиционного оборудования для театрализованной деятельности (ширмы, элементы костюмов, маски),              в группе есть нетрадиционное: «Волшебный сундучок», в котором собраны разнообразные материалы (прищепки, трубочки, втулки, кусочки ткани, тесьма, одноразовые тарелки, пластиковые упаковочные емкости коробочки и др.) для создания детьми персонажей театра, декораций. «Волшебный сундучок» очень мобильный, его можно перенести в любое место группы и заняться творческой деятельностью по созданию своего авторского спектакля. Для создания мобильной сцены используется строительные наборы, степ-платформы, ширмы «наоборот». В летний период был организован «Театр на веранде». Также для творческих игр детей в театр в группе представлен  лэпбук «Театр для детей», который включает в себя пальчиковый театр, театр картинок, театр масок, книжка-гармошка, а также игры «Угадай героя сказки», «Подбери волшебный предмет», «Придумай сказку на новый лад» .

 Игра «Придумай сказку на новый лад» создано на основе методики «Круги Луллия»  и технологии решения изобретательских задач. Целью данной игры-пособия является  развитие у детей творческого воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки. На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку и все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова). Круги и стрелка свободно двигаются. Таким образом, можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов. 1-й круг – место, где происходят сказочные действия: замок принцессы, дворец короля, заколдованный лес, избушка на курьих ножках.                    2-й круг - сказочные герои: колобок, Красная шапочка, принцесса, Золушка, Крошечка Хаврошечка. 3-й круг - предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка               с пирожками, наливное яблочко, стрела. Теперь задания для детей: угадай сказку; придумай новую сказку; объясни необычное соединение; придумай сказку о том, как Золушка оказалась в избушке на курьих ножках. И после того, как один ребенок придумывает сюжет, другие дети могут импровизировать сказку на новый лад. Получается очень интересно.

 В целях формирования представлений детей о театре, развития театрализованной игры, особое внимание уделялось организации разнообразных видов деятельности детей, воспитанники являлись активными участниками в изготовлении декораций, элементов костюмов, афиш, билетов, программок, новых видов театра, постановки театрализованных представлений. Содержание детской театрализованной деятельности продумывалось                     с учетом комплексно-тематического планирования, сезонности, событий, праздников.           В течение учебного года было поставлено несколько театрализованных представлений (музыкальных, драматических, кукольных), которые были посвящены Дню матери, Дню Защитника Отечества, Недели сказок в детском саду. Особенно яркими стали спектакли «Гуси-лебеди», «Крошечка Хаврошечка»; «Как сорока кашу варила» (в рамках реализации познавательного проекта «Ароматная каша густая, пять минут и тарелка пустая»), «Без этого нельзя» по сказке Е. Г. Каргановой, «Как лечили петуха» по мотивам стихотворения                       А. Крылова. В процессе работы над  выразительностью образов применялись театральные  этюды, комплексы психогимнастики, дидактические игры «Покажи эмоцию» «Кубик эмоций», «Подбери эмоцию герою сказки (спектакля)», организуются просмотр видеороликов, презентаций «Спектакли в детских театрах», слушание аудио сказок. Для облегчения запоминания стихов, сюжетов спектаклей, текста ролей использовались  мнемотаблицы и схемы-модели.

В целях развития познавательных интересов к миру театра  прошли следующие мероприятия:

  • «Конкурсы чтецов», которые проходят в рамках одной группы детей и между группами одного возраста («Зимний вечер», «Об играх и игрушках», «Мамочка любимая»)
  • Вечер сказки (чтение при приглушенном освещении)
  • «Сказка для малышей» (кукольный театр, пальчиковый театр, театр медалей).
  • Виртуальные экскурсии «Театр», «Театральная мастерская», «У гримера» и др.
  • Викторина «Что мы знаем о театре» (по типу телевизионной игры «Своя игра»)
  • Сюжетно- ролевая игра «Играем в театр» (позволила детям попробовать себя в разных театральных профессиях: «Я-художник» «Я-оформитель», «Я-костюмер»,                         «Я-режиссер», «Я-звукорежиссер»)
  • Неделя театра (дети представляли свои спектакли воспитанникам других групп)

ФГОС ДО инициирует поиск новых механизмов взаимодействия с родителями              с целью непосредственного включения их в образовательный процесс. В процессе реализации данной системы работы родители являлись активными участниками                           и партнерами следующих совместных мероприятий:

  • «Гость группы» (семья воспитанницы представила инсценировку стихотворения               «А что у вас?»)
  • Викторина «Знатоки театрального искусства» (дети и родители)
  • Мастерская «Декорации своими руками»
  • Творческие конкурсы «Маска, я тебя знаю», «Театр глазами детей»
  • Создание альбома «Театральная азбука» (А-артист, Б-балкон, бинокль, В-веер,                         Г- гример, Д- декорации и т.д.)
  • Создание фото коллажа или презентации «Выходной в театре»
  • Создание карты «Театры Санкт-Петербурга» (на карте города отмечаются красными фишкой, театры в которых побывали дети, синими- отмечаются все театры города)
  • «Театральные пятницы» (дети  родителям показывают театрализованные представления,  а родители создают свое представление экспромтом (по сценарию, подготовленному воспитателями)
  • «Педагогический журфикс» (Сл. «журфикс» происходит от французского «jour fixe», то есть «фиксированный день»). Наш родительский журфикс - фиксированный день встречи семей с педагогами для общения и рассмотрения в неформальной обстановке вопросов, связанных  с организацией досуга детей: посещение театра, создание домашнего театра, включение театрализованных  игр в сценарии семейных праздников.

Инициаторами долговременного образовательного партнерства также становились представители внешних социальных институтов. Данное взаимодействие реализовывалось в различных видах детской деятельности и в образовательном пространстве детского сада и за его пределами. Разработанный план сетевого взаимодействия позволил оптимально  использовать образовательные возможности внешнего партнера в соответствии с данным направлением работы. Нашими социальными партнерами являются:

  • Средняя общеобразовательная школа № 270, учащиеся школы показали дошколятам занимательные спектакли- «Сказка о глупом мышонке», «Спящая красавица»)
  • Культурно-досуговый комплекс «Красносельский» подготовил для детей интерактивные спектакли по ходу, которых дети смогли побывать в разных ролях, примерить костюмы.
  • Детский театр «Мэри», артисты которого  рассказали о своей профессии
  • Детская писательница Л.И.Александрова в рамках встречи «Гость группы» познакомила воспитанников с процессом создания сценария по сюжету своих  стихотворений
  • Детская библиотека «Улыбка», в рамках литературных мероприятий в библиотеке сотрудники представили энциклопедии, иллюстрированные альбомы о разных видах театра, а также дети имели возможность познакомиться с произведениями (книгами), которые стали сюжетами будущих детских спектаклей.
  • Муниципальное образование города Красное Село организуют конкурсы детского творчества театрализованных представлений «Сказочная карусель», «Талантик», призерами которого являются наши воспитанники.

В результате реализации представленной системы работы  «Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности» в сотрудничестве                      с родителями и социальными партнерами была выявлена положительная динамика развития детей, а именно уровня развития творческого воображения, уровня игровых  умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей. У воспитанников значительно возрос интерес к театрализованной  деятельности,  словотворчеству, продуктивной деятельности в целом.

Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает сформировать творческую личность, привить устойчивый интерес                    к литературе, музыке, театру, а также накопить опыт разных переживаний и получить положительные эмоции от творческой деятельности.

Литературные источники:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет, -Москва, Обруч. 2014
  4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольногообразования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация аналитического отчёта «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

Театр: формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности

В данном материале самый распространённый вид детского творчества - театральная деятельность - рассматривается с точки зрения способа развития мышления, речи ребёнка, познания им окружающего мира, а т...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

"Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"

Привлечение внимания родителей к формированию личности, творческого потенциала ребенка посредством театрализованной деятельности....

Система работы по воспитанию творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Воспитание творческой личности ребенка через комплекс приемов и методов....

Воспитание ответственной личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности.         Она предполагает не только сознательное усвоение ребен...