ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Вершинина Наталья Ивановна

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.

  ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами.  Именно поэтому можно  говорить об универсальности  теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы  Анатолия  Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика» , тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.

 Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель  выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

 Актуальность данной  теории  заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к  решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика  требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие задачи:

·         Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

·         Обучение самостоятельной работе.

·         Воспитание  творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

 

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать и изобретать.

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из  сложной ситуации.

 При этом я применяю ряд  превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.

Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:

1. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

-уменьшение  - увеличение объекта  (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;

- наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);

- оператор времени ( нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);

2.Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

 Темами мозгового штурма могут быть такие:

  -как уберечь продукты от мышей;

  -как не намокнуть под дождем;

  -как выгнать лесу из зайкиной избушки;

  - как оставить кусочек лета в зиму.

Напомню правила мозгового штурма:

 -исключение всякой критики;

 -поощрение самых невероятных идей;

 -большое количество ответов, предложений;

 -чужие идеи можно дополнять и  улучшать.

Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим  продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

3.Метод аналогий

 Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

-изобрази чайник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому жмут туфли;

-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т.д.

4.Метод фокальных объектов

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.).

Работу по М.Ф.О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.

-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

-познакомить детей с новым объектом;

-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

-проанализировать художественное произведение.

5. Метод противоречий.

 Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в средней  группе я  реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим  воспитателем.

Игровая форма  подачи теории  дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

 Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.

Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр, которые использую в своей группе:


Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины  средней группы)

Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

 

Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?

Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?

 

Игра «Теремок»

(проводится со средней группы)

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

 В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

- Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Это я, лиса. А ты кто?

 А я волк, пусти меня к себе!

-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

 

 

 

Игра «Фантазия»

Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- игрушки и т.д.

Игра «Чем был - чем стал?»

 Воспитатель называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.  Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло. А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.

Используя  элементы ТРИЗ-педагогики , я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение детей решению нестандартных задач и формирование исследовательских умений».

Внедрила современную методику и приемы ТРИЗ-педагогики Г.С.Альтшуллера и М.Шустермана способствующие обучению детей решению нестандартных задач, формирование исследовательских умений....

«Внедрение ТРИЗ – технологий в старшем дошкольном возрасте для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда...

Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Воспитание творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности...

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

"Использование методов народной педагогики в воспитании творческой личности ребенка"

Самообразование направлена на познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего ...

Презентация «ТРИЗ – технология как метод креативного мышления дошкольников»

В этой презентации можно узнать как с помощью ТРИЗ- технологии научить детей креативности....

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Анатация В статье изобразительная деятельность рассматривается как эффективный метод воспитания творческой личности. Современные методики, применяемые воспитателями на занятиях по изобразительном...