«Внедрение ТРИЗ – технологий в старшем дошкольном возрасте для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности
материал (подготовительная группа) на тему
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение ТРИЗ – технологий в старшем дошкольном возрасте для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»
(Г.С.Альтшуллер).
Цель семинара практикума: обогащение опыта педагогов в области методов ТРИЗ технологии (типовое фантазирование, каталог)
Задачи семинара практикума:
- обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.
- разработать методические рекомендации по использованию методов типового фантазирования, коллажа для развития творческих способностей, памяти детей старшего дошкольного возраста.
Дата проведения: 02.02.2017г.
Целевая группа: педагоги и специалисты ДОУ.
Место проведения: музыкальный зал детского сада.
Оборудование: средства ТСО, флешка с презентацией, папки с таблицами.
Ход работы.
- Вступительное слово ведущего.
- Просмотр презентации.
- Практическое применение методов ТРИЗ (типовое фантазирование, метод коллаж) на практике.
Ход семинара.
Вступительное слово.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Основной функцией ТРИЗ является развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Очень важно знать этапы проведения занятий по ТРИЗ.
В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.
- На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
- Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
- На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи, и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
- Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Типовое фантазирование.
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
а.) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Технология ТРИЗ - технология развития творчества
Игры и творческие задания для развития детей
Название игры, цель | Методические рекомендации |
«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. | Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста. |
«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. | Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. |
«Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. | Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста. |
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением. |
«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?» |
Упражнения на раскрытие функций предмета
1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?
2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.
Представленные коллажи, таблицы являются дидактическим материалом в помощь по разучиванию стихов, по составлению рассказов и (или) их пересказу.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц и коллажей на занятиях по развитию связной речи, заучивание стихов, исследовательской деятельности очень эффективно для развития восприятия зрительных образов и воспроизведения их в нужный момент. Особенность методики заключается в том, что ребенок ориентируется не на изображение, а на символ изображения. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы, коллажи-схемы, таблицы являются дидактическим материалом. Их можно использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Коллаж.
Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие.
Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Этапы работы.
- Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
- Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
- Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.
- Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Цели. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
Развитие речи, умение связно рассказывать.
Этапы работы.
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации.
- Пересказ сказки или рассказывания стихотворения с опорой на символы (образы).
Задачи работы педагога.
- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.
- Развивать умения составлять описательные рассказы.
- Развивать психические процессы: память(различные виды), внимание, мышление,
- Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц и коллажей можно достичь следующих результатов:
Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, заучивание стихов, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.
Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе детского сада очень эффективна, так как благоприятно влияет на развитие всех познавательных функций.
Используемая литература.
- Акимова Г. «Память- на 5»-Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
- Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
- Белоусова Л. Веселые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.
- Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение», 2006.-№-6.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб., ООО «Издательство Детство Пресс», 2011.
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб., ООО «Издательство Детство-Пресс», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования
Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...
Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».
Конспект по развитию речи "Зимние забавы"...
Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».
Задачи: 1. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. 2. Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности. 3. Развивать навык целе...
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...
Консультация для родителей на тему « Обучение ТРИЗ технологии детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Цель: Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии
Взаимодействие педагога с детьми старшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности с элементами ТРИЗ технологии...
Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»
Программное содержание:- Уточнять и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...
- Мне нравится (1)