Программа кружковой работы по художетвенно-эстетическому развитию "Разноцветные ладошки ".
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа)

Залялова Марина Владимировна

Данная программа предназначена для обучеия детей 4-7 лет нетрадиционным приемам рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ

 программа  кружковой работы по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных технологий

Автор: Залялова Марина Владимировна

 

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Мама краски мне купила,

                                                                                Ну, а кисточку - забыла.

                                                                             Только я не унываю –

   Пальцы в краску окунаю,

                                                                         На бумагу их кладу,

                                     Ловко линии веду.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

   Главным принципом   программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, по которой работает ДОУ,  является организация целостного развития и воспитания ребенка как субъекта детской деятельности.

    Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в  программе: «Детство», авторы программы предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

На практике несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Анализ  авторских разработок, различных материалов, а также передового опыта работы с детьми, накопленного на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, показал возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Направленность данной дополнительной программы: развитие художественно-творческих способностей развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями. 

Актуальность программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

  В результате анализ имеющейся литературы (методических рекомендаций, публикаций в педагогических средствах массовой информации)  исследования  пришла к выводу: одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения - помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть скрытые ресурсы. Ресурс - это то, что помогает решить творческую задачу. И если рассматривать тему занятия по изобразительной деятельности как творческую задачу, то удачный выбор ресурса - основа для успешного её решения. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование. Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Таким образом, пришло решение составить программу «Разноцветные ладошки», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей  по основной  программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Но не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Поэтому пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Цель программы: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи программы:

Обучающие

1. Формирование художественного мировосприятия.

2. Обогащение словарного запаса художественными терминами.

3.Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:

- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка,

используя нетрадиционные техники рисования;

- овладение техническими приемами работы с различными материалами.

4. Формирование художественной грамотности:

- ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный);

- изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);

- обучение предметному рисованию;

- обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ творческого характера.

Развивающие

1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.

2. Развитие эстетической восприимчивости.

Воспитательные

1. Воспитание художественного вкуса.

2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.

   Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной (1940 ), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и др.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Эту же позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что выявлены доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники. Такие как: монотипия, работа с губкой, гравюра на картоне, коллаж и т.д.; раскрыта зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработаны педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник.

Практическое значение:  техники акварельных мелков, рисунка кистью, работы с губкой, монотипии, граттаж, оттиск, кляксографии, рисование солью, пенопластом, значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 4-7 лет.

Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его  как творческой личности.

Программа составлена по возрастным группам и охватывает три этапа:

1 этап - Ознакомительный (средняя группа).

2 этап – Практический (старшая группа).

3 этап – Обобщающий (подготовительная группа).

       Формы работы:

1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детей из других групп и учреждений (несколько раз в год).

В работе используются различные методы и приемы:  обследования, наглядности, словесный, практический,  частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе:

- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, дорисовка клякс.

- Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги. Рисовать можно вдвоем один сюжет или изолированные предметы, работая рядом.

- Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.

- Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и поролоном. 

- Метод волшебного рисунка. Рисование восковой свечой и акварелью, солью, крупой и т.п.

- Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги.

- Метод монотопии. Это изображение, которое переносится в зеркальном отражении.

- Объемная аппликация. Объемная аппликация лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир.

- Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге (пейзаж, рисование животных).

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (3-8 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор   того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (7-25 мин).

3. Заключительная часть (3-8 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

 Программ « Разноцветные ладошки»  реализуется в кружковой работе. Предполагает проведение одного кружкового занятия  в неделю в средней, старшей и подготовительной группе, во второй половине дня. Продолжительность занятия: средняя группа – 15-20,  старшая 20-25,  подготовительная – 25-30 минут.

   Модель реализации программы.

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружковой работе.

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков

2 раза в год (октябрь, апрель)

3. Посещение детьми познавательных занятий и выставок

В течение учебного года

4. Чтение художественной литературы.

В течение учебного года

5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом.

В течение учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

7. Участие в городских выставках детского творчества.

В течение учебного года

8. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

1 раз в год (май)

2.Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течение учебного года

5. Участие в Неделе творчества «Город мастеров».

Май

6. Участие в викторинах и конкурсах.

В течение учебного года

3. Методическое сопровождение

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

В течение реализации программы

2. Подборка художественной литературы

В течение учебного года

3. Картотека нетрадиционных способов рисования.

Май

5. Конспекты  кружковых занятий.

В течение реализации программы

7. Консультационный материал для педагогов.

В течение реализации программы

8. Консультационный материал для родителей.

В течение реализации программы

4. Работа с педагогами

1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В течение учебного года

2. Консультации для педагогов.

В течение реализации программы

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

В течение реализации программы

4. Работа в творческой группе педагогов.

В  течение реализации программы

5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

2 раза в год  

Ресурсное обеспечение программы:

- Уголок изобразительной деятельности в группе.

-Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка репродукций картин известных художников).

Ожидаемые результаты:

    Основное внимание  следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.

   По итогам первого года обучения дети должны:

- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).

- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, печатанье по трафарету, рисование тычком, салфеткой, поролоном.

- Украшать силуэты элементами росписи,  используя оттиск.

- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

- Делать фон для своей будущей работы.

  По итогам второго года обучения дети должны:

- Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.

- Знать особенности изобразительных материалов.

- Выполнять рисунки, используя изученные различные нетрадиционные техники и приемы рисования.

- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы рисования.

  По итогам третьего года обучения дети должны:

      - знать разные виды изобразительного искусства;

      - находить выразительные средства для воплощения образов в рисунке;

      - свободно применять в своих работах различные нетрадиционные техники и способы рисования;

      - создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на различные темы;

      - свободно экспериментировать с различными материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;

     - изображать один и тот же предмет различными способами и техниками рисования;

     - применять полученные знания и умения на практике.

При разработке программы учитывались  принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала.   

  Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

 Способы определения результативности:

 Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май).

Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «Детство» Т.И.Бабаева.  

По методике выделяются показатели, по которым можно отнести продукцию детей к творчеству (заполнение диагностических карт):

1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к художественно привлекательным образам: обращает внимание на эстетически  привлекательные предметы окружающего мира, продолжительно рассматривает эстетически привлекательные предметы,  искренность переживаний увиденного.

2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: проявляет индивидуальные особенности в процессе создания изображения, использования материалов, сочетания техник, оригинальность способов действий.

3. Показатели качества продукции:  гармоничность, привлекательность, эстетичность созданного ребенком изображения: передача формы,  строения предмета, основных индивидуальных особенностей предмета, композиция, цветовое решение, удачно выражающих личное отношение ребенка и передающих замысел.

Итоги реализации программы кружковой работы «Разноцветные ладошки» за  3 года

Уровень

высокий

средний

низкий

% усвоения

Средняя группа

 2008-2009

23%

65%

12%

88 %

Старшая группа    

2009-2010

42%

52%

6%

93 %

Подготовительная группа 2010- 2011

64%

32%

4%

96 %

    Анализ проведенного исследования показал, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Оказывают развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка, эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

    Формы подведения итогов реализации программы «Разноцветные ладошки»:

  1. Участие в городских выставках детского творчества.
  2. Творческие отчеты – организация выставки работ кружка, презентации.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- характеристика методов и приемов нетрадиционного рисования,  

- перспективное годовое планирование занятий по возрастным группам,

-  примерные сокращенные  конспекты  занятий.

Перспективное годовое планирование

По программе  кружковой работы по изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционных технологий

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Автор: Залялова М.В.

                                                 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы

                                        Старшая группа, первый год обучения.

Режим занятий: раз в неделю.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Перечень тем

Количество занятий

Количество часов

1.

Выдувание краски соломинкой.

2

40мин.

2.

Пальцевая живопись.

4

1ч20мин.

3.

Печать по трафарету.

3

1ч.00мин.

4.

Рисование восковыми мелками, свечкой.

3

1ч.00мин.

5.

Рисование жёсткой кистью.

4

1ч.20мин.

6.

Рисование по мокрой бумаге.

4

40мин.

7.

Рисование различными печатями.

3

1ч.00мин.

8.

Рисование смятой бумагой, поролоном.

5

1ч.40мин.

9.

Свободное эксперементирование с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.

4

1ч20мин.

ИТОГО в год:

32

10ч. 00мин.

Старшая группа, второй год обучения.

Режим занятий: 1раза в неделю.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Перечень тем

Количество занятий

Количество часов

1.

Выдувание краски соломинкой.

2

50мин.

4.

Пальцевая живопись.

2

50мин.

5.

Рисование восковыми мелками, свечой.

5

2ч05мин.

6.

Рисование жёсткой кистью.

3

1ч05мин.

7.

Рисование по мокрой бумаге.

3

1ч.05мин.

8.

Рисование различными печатями.

5

2ч.05мин.

9.

Создание фактурной поверхности.

6

2ч.10мин.

10.

Свободное эксперементирование с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.

6

2ч.10мин.

ИТОГО в год:

32

12ч.10мин.

                                 подготовительная группа, третий год обучения.

Режим занятий: 1раз в неделю.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Перечень тем

Количество занятий

Количество часов

1.

Выдувание краски соломинкой.

2

1ч.

2.

Изонити, рисование клеем, «графика».

4

2ч.

3.

Кляксография.

         4

2ч.

5.

Пальцевая живопись.

2

1ч.

6.

Рисование восковыми мелками, свечой.

2

1ч.

7.

Рисование жёсткой кистью.

2

1ч.

8.

Рисование по мокрой бумаге.

5

2ч.30мин

9.

Рисование по трафарету.

1

30мин

10.

Рисование различными печатями.

1

30мин.

11.

Создание фактурной поверхности.

3

1ч.30

12.

Свободное эксперементирование с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.

6

3ч.00мин.

ИТОГО в год:

32

16ч.00мин

Перспективное планирование в средней группе.

месяц

Тема занятий

Нетрадиционная техника

Программное содержание

октябрь

«Разноцветные краски»

«Листопад»

« Мой любимый дождик»

«Синичка»

«Грибы в лукошке»

Тампонирование

Рисование пальчиками

Рисование ладошкой

Оттиск печатками

Познакомить детей с назначением палитры, научить детей соотносить цвет овощей и фруктов с 7 цветами палитры .

Научить понимать настроение картины, выделять цвет как средство  выразительности.

Учить рисовать дождик из тучек передавать его характер, используя точку и линию.

Продолжать учить рисовать руками путем прикладывания их к листу бумаги,учить рисовать голову печатаньем крышки.

Познакомить с приёмами печати печатками, развивать интерес к рисованию.

Ноябрь

«Солнышко»

 «Ёжик»

«Фрукты»

Ветка рябины

Печать от руки

Мятая бумага

Оттиск печатками из картофеля

Рисование пальчиками, печать по трафарету

Закрепить умения рисовать в технике печатанья ладошкой.

Учить рисовать ёжика по контуру печатаньем мятой бумагой.

Продолжать учить рисовать фрукты используя печатки, развивать чувство композиции

Развивать у детей композиционные навыки в составлении цветовой гаммы. Учить рисовать при помощи трафарета, закрепить умение работы пальчиком .

декабрь

«волшебные соки

«Зимнее дерево»

«Ёлочка»

«Салют»

По сырому

печать по трафарету

рисование тычком

выдувание краски соломинкой

Обучение рисованию акварельными красками «по сырому»

Продолжать знакомить  с техникой  печатанья по трафарету.

Совершенствовать умения и навыки в рисовании методом тычка

Учить выдувать краску соломинкой.

январь

«Снеговик»

«снежинка»

«по замыслу»

«зайка»

«Рисование манкой»

Рисование восковыми карандашами

Различные

Мятая бумага

Продолжать учить детей экспериментировать  с различными материалами для изображения образа.

Познакомить с техникой рисования восковыми карандашами

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами

Продолжать учить рисовать мятой бумагой по трафарету, создавать фактуру шерсти.

февраль

«Наряд для зимы»

«Каким будет новый цвет»

«Волшебные рисунки»

«Подарок для папы» коллективное рисование

Рисование поролоном

монотипия

Рисование свечой

Рисование по трафарету

Продолжать  учить при помощи поролона изображать фактуру

Познакомить с особенностями смешения 3 красок , желтой ,красной, синей для получения новых цветов

Познакомить с техникой рисования свечой

Продолжать учить  использовать трафарет  при создании композиции

март

«Цветы в подарок»

«Ваза с цветами»

«Кошечка»

«Цветная капель»

«мятая  бумага»

Рисование «тычком»

Рисование «тычком» по контуру

Выдувание краски соломинкой

Обучить детей составлению цветовой композиции ,использовать технику печати  мятой бумагой

Закрепить умение располагать композицию на весь лист, использовать технику «тычка»

Учить создавать выразительный образ кошки используя технику «тычка»

Продолжать учить раздувать цветное пятно при помощи трубочки ,создавая образы

апрель

«Петушок»

«Звёздное небо»

«Весеннее настроение»

«Мать и Мачеха»

Печать от руки

Рисование восковыми карандашами

Рисование по мокрой бумаге

 «рисование тычком»

Обучение детей рисования петушка- с помощью обводки ладошки

Продолжать создавать при помощи восковых карандашей эффект  звездного неба

Развивать воображение и творчество

Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании

Познакомить с различными видами мазка, упражнять в их выполнении.

Закреплять умение рисовать методом тычка

май

«Радуга-дуга»

«Бабочка»

 

«Цветы на лугу»

По замыслу

Рисование по мокрой бумаге

монотипия

техника печатанья

различная

Продолжать учить понимать настроение в картине выделять цвет как средство выразительности

Учить детей составлять стилизованное изображение образа

Закрепить умение работы различными печатями

Закрепление умения в работе различными материалами

Перспективное планирование старшая группа

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

октябрь

«Летний луг»

«Открытка с орнаментом из листьев»

«Осенний пейзаж»

По замыслу

Рисование свечой

Восковые мелки+изображение по трафарету

Печать листьями

Восковые мелки+ метод «тычка»

различные

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой.

Вызвать интерес к работе с восковыми мелками.

Побуждать изображать листву разнообразными средствами выразительности

Вызвать интерес к работе с природными материалами.

Учить изображать пейзаж

Вызвать интерес  к работе с различными техниками,

изображая крону деревьев

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании

ноябрь

«Веточка рябины»

«Необычные животные»

«Птицы на деревьях»

«Забавные рожицы»

Рисование пальчиками+ тиснение

клякс графия

печатанье картофелем

рисование ладошками

Учить изображать листья рябины техникой тиснения, закреплять умение рисовать пальчиками.

Развивать чувство композиции

Познакомить с техникой кляксография,

развивать воображение

Учить детей работать над композицией рисунка

Продолжать учить детей рисовать ладошками и пальцами, развивать воображение и чувство юмора

декабрь

«первый снег»

«Мои любимые снежинки»

«Ночной город»2 зан  

набрызг

печатанье трафаретом

«граттаж»

Учить изображать образ снежного леса, используя набрызг и печать по трафарету

Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету

Познакомить детей с новой техникой «граттаж» учить  выполнять работу поэтапно.

январь

Мир в котором я живу

«заиндевелое дерево»

«Зимний лес»

Путешествие в мир искусства»

Различные

Рисование солью

Печатание по трафарету

Рисование тычком, тампонирование

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами

Учить детей изображать заиндевелое дерево при помощи соли

Продолжать учить использовать метод  печатанья по трафарету для создания определенной композиции

Уточнить знания об изобразительном искусстве. Закрепить умение рисовать тычком и тампонированием

февраль

Коллективная работа  

«Зимний город»

«Зимняя погода»

Открытка для папы

Различные

Пищевая плёнка»

Рисование манкой

Совершенствовать навыки в свободном экспериментировании с различными материалами

Познакомить детей с новой техникой получения фактурной поверхности на бумаге с помощью пищевой плёнки

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования.

март

«Цветы в вазе»

«Открытка для мамы»

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

«По замыслу»

Оттиск печаткой ,выдувание краски соломинкой

«По сырому»

Рисование «тычком»

различные

Продолжать учить детей выдувать краску из соломинки, смешивать различные цвета красок , передавать образы цветов в рисунке с помощью оттиска .печаткой из картона

При самостоятельном выборе сюжета открытки, использовать прием рисования по сырому

Совершенствовать умение детей в тычковании. Учить  отображать в рисунке облик животных  наиболее выразительно.

Продолжать учить детей экспериментировать с краской и различными техниками.

апрель

«Мой город»

Рифлёный заяц

Кактусы в пустыне

2 занятия

Цветок в горшочке

Восковые мелки+ акварель

«тиснение»

Создание фактурной поверхности

Свеча+ акварель

Продолжать учить детей рисовать город, используя восковые мелки и создавать фон акварелью

Познакомить с новой техникой рисования «тиснение». Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета.

Продолжать учить сочетать в работе тонирование бумаги и фактурный рельеф.

Продолжать учить детей рисовать свечой, тонировать лист акварелью, создавая эффект потрескавшегося воска

май

Щенок

«День победы»

Весенний пейза

Диагностика

Линия и штриховка акварелью

Печать и набрызг

монотипия

Учить достижению выразительности в рисовании, через более точную передачу цвета, структуры шерсти.

Продолжать учить использовать навыки рисования печатью и набрызгом.

Продолжать учить детей рисовать акварелью ис пользуя   технику «монотипия», формировать умения рисовать природу

Перспективное  планирование в подготовительной  группе.

Месяц

Тема  занятия

Техника

рисования

Цель

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

«Водная рябь»

«Медуза»

«Цвет осени»

«Дождевые тучи»

Рисование на мокрой бумаге

Восковые мелки+ акварель

Рисование

«по сырому»+соль

Промакивание и отмывка,

 Закрепить умение детей рисовать поролоном по трафарету, развивать способность в изобразительном искусстве, формировать умение аккуратно работать с материалом Продолжить  знакомить   детей  с  особенностями  цвета, учить  их  составлению  холодной  цветовой  гаммы.  

Учить с помощью ладошки рисовать, медузу, дополняя свой рисунок различными элементами для создания образа.

Учить  детей  через  восприятие  пейзажа  понимать  состояние  природы, закрепить основные краски осени закрепить  их  с живописными  приемами  («по сырому» + соль).

Вспомнить изученные ранее техники рисования – отмывка, промакивание;  развивать интерес экспериментировать

 с цветами и оттенками  синего цвета

Ноябрь

«Осенние листья »

«Времена года»

«Блестят на солнышке первые льдинки»

«Деревья призраки»»

Течать, оттиск.

Различные техники.

Рисование пальчиками

Выдувание краски трубочкой

(коллективная работа)

Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой  печать и оттиск,  «Осенняя корона из листьев»

Развивать воображение, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом необходимым для работы в технике  акватипия.

Продолжать знакомить с особенностями цвета, учить их составлению теплой и холодной цветовой гаммы

Формировать умение выдувать краску трубочкой в разные направления, чтобы получились силуэты деревьев, продолжать учить правильно заливать лист бумаги акварелью используя губку

Декабрь

«Снежная фантазия»

«Новогодняя открытка»

«Зимняя  веточка»

«Шар и его тень»

Рисование  свечой

Тычкование

 

Рисование манкой

графика

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой, развивать чувство композиции.

Продолжать знакомить  детей с нетрадиционной  техникой изобразительной деятельности, тычок полусухой кистью, развивать воображение.

Создавать объем в рисунке используя манку, веточка покрытая изморозью.

Вызвать у детей интерес к такому виду рисования как графика, её отличие от живописи, знакомство с материалами угольные мелки, сангина, учить создать тень предмета, с помощью салфетки.

Январь

«Замок Снежной Королевы»»

«Белые медведи»

По сырому,

Тычок жесткой полусухой кистью

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая их прямо на бумаге, накладывая один цвет на другой. Закрепить понятие о холодных цветах. Дорисовывать не достающие элементы гелиевой ручкой, до определенного  образа.

Развивать фантазию.

Познакомить детей  с  белым медведем и средой  его  обитания. Расширять  знания  об  окружающем  мире. Учить  рисовать  медведя, используя  метод  тычка.

Февраль

«Зимний  лес»

 

«Открытка папе»

«Заяц –беляк»

«Мое воображение»

Различные

Рваная бумага

Фломастеры, краски.

Тычок полусухой кистью
набрызг

Кляксография

Свободное рисование

Развивать  у  детей  познавательный  интерес, чуткость  к  восприятию  красоты  зимнего  пейзажа.  Рисовать  зимний  лес, используя  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, используемыми в нетрадиционном рисовании .

Развивать ассоциативное  мышление. Воспитывать  интерес  к творческой  изобразительной  деятельности.

Продолжать учиться рисовать, используя технику полусухой кистью , закрепить умение пользоваться шаблоном , вспомнить метод набрызг

Животное, которое я придумал сам, продолжать развивать воображение, фантазию детей. Комбинирование образов знакомых животных, закрепить умение выдувать краску соломкой.

Март  

«Подснежники для любимой  мамы»

«Открытка»

«Силуэт  города ночью»

Свободное рисование

Оттиск паролоном

(коллективная работа)

Набрызг, тампонирован.

Набрызг по фону, различные оттиски.

Различные техники.

  Рисовать  разнообразные  цветы, используя  метод  оттиск. Воспитывать  в  детях  желание  делать  подарки  родным  и близким.

Учить  использовать  смешение  красок, набрызг  и печать  по  трафарету.Развивать  цветовосприятие.

Продолжать учиться, пользоваться шаблонами, правильно. Распределять объем работы, соблюдая последовательность выполнения работы,  подбирать  оттенки и цвета. Развивать самостоятельность, чувство композиции.

Совершенствовать умения и навыки, свободное экспериментирование с материалами, всеми имеющимися в наличии.

Апрель

«Тюльпаны»

«Сказочная птица»

«Весенняя природа»

«Петушок»

«Кувшин»

«Салют Победы»

 

По  замыслу

Диагностика

Кляксокгафия с иточкой

Рисование ладошкой

Монотипия пейзажная

Рисование клеем

Графика

 

Кляксография, набрызг, печать

Различные.

Познакомить детей с новой техникой рисования, развивать кругозор в изобразительном искусстве, зрительное восприятие, интерес к новому образу.

 Продолжать учить рисовать ладошкой,  видеть новые образы, дорисовывать недостающие элементы (крылья, клюв и т.п.

 Продолжать учится рисовать, используя уже знакомые технические приемы, развивать художественный вкус, умение передавать в рисунке колорит весны.

Познакомить с новым видом изобразительной деятельности, показать и объяснить ход работы над клеевой картиной, Развивать интерес к использованию новых способов рисования, воспитывать аккуратность в работе.

Продолжать учить рисовать с натуры, используя вид рисования «графика»,учится рисовать тень предмета.

Совершенствовать  умения и  навыки  в  свободном  экспериментировании  с  материалами, необходимыми  для  работы  в нетрадиционных  техниках. Закрепить  умение  выбирать. Стараться передать в рисунке настроение праздника.

Совершенствовать умения и навыки в свободном творчестве, использовать в работе любую из техник нетрадиционного рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"

Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе...

Программа кружковой работы "Весёлые ладошки"

Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа кружковой работы "Цветные ладошки"

Программа кружковой работы "Цветные ладошки"  разработана для детей младшего дошкольного возраста....

Программа по кружковой работе «Нетрадиционные техники рисования «Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 3 лет»

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подраст...

Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...

Программа кружковой работы "Цветные ЛАДОШКИ"

Вариативная программа  на основе программы Лыковой "Цветные дадошки" во второй младшей группецель: развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности...

Парциальная программа кружковой работы «Разноцветные ладошки»

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести детей в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...