Программа по кружковой работе «Нетрадиционные техники рисования «Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 3 лет»
проект по рисованию (младшая группа) по теме
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг», печати, примакивание, оттиск и др. А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью познакомить детей и их родителей с нетрадиционными техниками рисования как главной направленностью эстетического воспитания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
В данной программе представлен план работы с детьми на год с расчетом одного занятия в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhkovoy_rabote_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.odt | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД №45 «КОЛОСОК»
Программа
по кружковой работе
«Нетрадиционные техники рисования
«Разноцветные ладошки»
для детей от 2 до 3 лет»
Воспитатель:
Губанова Елена Николаевна
Г.о. Подольск
2016
Содержание
1. Пояснительная записка...........................................................................................3
2. Цели и задачи программы.......................................................................................4
3. Ожидаемые результаты...........................................................................................5
4. План работы кружка на год.....................................................................................6
5. Список литературы................................................................................................13
Пояснительная записка
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг», печати, примакивание, оттиск и др. А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью познакомить детей и их родителей с нетрадиционными техниками рисования как главной направленностью эстетического воспитания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Цель программы:
Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
Методы обеспечения
Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются дидактические идеи педагогов-новаторов: В. Ф. Шаталова, Л. С. Выготского. Также применялись идеи и разработки известных авторов, занимавшихся развитием детского изобразительного творчества: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская. Были изучены исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой.
В программе используются также различные приемы:
- наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);
- активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
- нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);
- рассматривание картинок, картин, иллюстраций;
- инсценирование с помощью игрушек, реальных и сказочных ситуаций;
- дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.
- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
План работы кружка на год
Месяц | Тема занятий | Техника | Задачи | Материал |
Октябрь | 1. «Дождик, дождик, кап-кап-кап» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Листы светло-серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. |
2. «Весёлые мухоморы» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. | |
3. «Виноград» | Рисование пальчиками | Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; развивать любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук. | Белый лист, с нарисованными листиком, усиком и веточкой; краска фиолетового цвета; салфетки. | |
4. «Опята - дружные ребята» | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая, салфетки | |
Ноябрь | 5. «Жёлтые листья летят». | Рисование ладошкой | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. |
6. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. | |
7. «Букет из осенних листьев». | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. | |
8. «Осеннее дерево» (коллективная работа). | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, ватман, салфетки | |
Декабрь | 9. «Птички клюют ягоды». | Рисование пальчиками, оттиск ватной палочкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой. | 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, разные картинки с изображением птиц. |
10. «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кисти | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. | |
11. «Мои рукавички» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета | |
12. «Укрась елочку» | Рисование ватной палочкой, рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой. | Лист размером А3с изображением елки, гуашь, ватные палочки, салфетки, искусственная ёлочка, несколько ёлочных шариков | |
Январь | 13. « Рождественский мешочек» | Рисование способом примакивания готовым контуром | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Лист А4 красного цвета с изображением мешочка, вырезанные из картона снежинки разного размера, краски, салфетки. |
14. «Морозный узор» | Рисование веточкой | Учить детей выражать свою фантазию в свободной индивидуальной форме, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, развивать мелкую моторику и фантазию. | Лист А4 голубого цвета - «окно», веточки разного размера, краски, иллюстрации узоров на окне | |
15. «Снеговик» | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции; развивать мелкую моторику и аккуратность. | Листы бумаги синего или белого цвета с нарисованными снеговиками (контур). Гуашь синего цвета или белого цвета. | |
16. «Снежное настроение» (коллективная работа) | Нанесение краски с использованием техники «набрызг» | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами; | Лист А3 с изображением зимних деревьев, кисти, краски, салфетки | |
Февраль | 17. «Зимний лес» | Рисование своей ладошки путем обведения восковым карандашом | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | Бумага, восковые карандаши, иллюстрации зимних деревьев. |
18. «Снег кружится». | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. | Листы голубой бумаги, белая краска, салфетки. | |
19. «Кораблик для папы» (занятие 1-е). | Скатывание бумаги | Знакомить с техникой - скатывание бумаги. Учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клей, влажные салфетки | |
20. «Кораблик для папы» (занятие 2-е) | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клей, влажные салфетки | |
Март | 21. «Цветы для мамы» | Рисование ладошками, пальчиками | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
22. «Цветы для бабушки» | Рисование ладошками, пальчиками | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. | |
23. «Бабочка» | Рисование ватными палочками | Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. | |
24. «Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | |
Апрель | 25. «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | Силуэт петушка, клей, салфетки |
26. «Медвежатаа» | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. | Учить рисовать смятой бумагой, ставить отпечатки на листе в пределах контура | Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа с контуром медвежонка, коричневая гуашь. | |
27. «Звездная ночь» | Рисование манной крупой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | |
28. «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. | |
Май | 29. «Солнышко лучистое» | Рисование ладошкой | Закреплять умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Листы плотной бумаги голубого цвета, гуашь желтого цвета, кисти, влажные салфетки |
30. «Вот какой у нас салют!» (коллективная работа) | Примакивание смятой салфеткой | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности | Ватман, гуашь красного, синего, желтого, зеленого цветов, салфетки, влажные салфетки | |
31.« Одуванчики» | Рисование пальчиками, ватными палочками | Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. | Листы плотной бумаги голубого цвета, гуашь желтого цвета, кисти, влажные салфетки | |
32. «Разноцветные флажки» | Рисование кистью, ватными палочками, пальчиками | Самостоятельное рисование при свободном выборе материала красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета | Лист белого цвета с контуром флажков разных форм, гуашь основных цветов, кисточка, ватные палочки, влажные салфетки. | |
33. Выставка работ. Презентация, подведение итогов года работы кружка. |
Дополнительная литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки - авторская программа» М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.» – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина «Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного возраста» М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4. Е. П. Арнаутова «Педагог и семья.» – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006
7. Н.В.Дубровская «Яркие ладошки» - детство-пресс 2004
8. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - детство-пресс 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа "Нетрадиционные техники рисования" (подготовительная группа)
Представлен материал (конспекты) по нетрадиционным техникам рисования....
Рабочая программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)
В данном материале содержится программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)...
Консультация для родителей нетрадиционная техника рисования "Разноцветные ладошки" для ребёнка младшего возраста
НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ «Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования – рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу ощущение не...
Рабочая программа кружка по «Художественно – эстетическому развитию» (Нетрадиционные техники рисования ) «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста.
Кружок по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Цветные ладошки»...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования «Разноцветные ладошки»
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
Кружковая работа "Нетрадиционные техники рисования"
Актуальность кружка"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой...
Кружковая работа «Нетрадиционная техника рисования»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое ...