Программа по кружковой работе «Нетрадиционные техники рисования «Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 3 лет»
проект по рисованию (младшая группа) по теме

Губанова Елена Николаевна

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг», печати, примакивание, оттиск и др. А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью познакомить детей и их родителей с нетрадиционными техниками рисования как главной направленностью эстетического воспитания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

В данной программе представлен план работы с детьми на год с расчетом одного занятия в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД №45 «КОЛОСОК»

Программа

по кружковой работе

«Нетрадиционные техники рисования

«Разноцветные ладошки»

для детей от 2 до 3 лет»

Воспитатель:

 Губанова Елена Николаевна

Г.о. Подольск

  2016

Содержание

1. Пояснительная записка...........................................................................................3

2. Цели и задачи программы.......................................................................................4

3. Ожидаемые результаты...........................................................................................5

4. План работы кружка на год.....................................................................................6

5. Список литературы................................................................................................13

Пояснительная записка

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг», печати, примакивание, оттиск и др. А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью познакомить детей и их родителей с нетрадиционными техниками рисования как главной направленностью эстетического воспитания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

 Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Цель программы:

Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

развивающие: 

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  2. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

обучающие:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  3. Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
  4. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Методы обеспечения

Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются дидактические идеи педагогов-новаторов:                    В. Ф. Шаталова, Л. С. Выготского. Также применялись идеи и разработки известных авторов, занимавшихся развитием детского изобразительного творчества: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская. Были изучены исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой.

В программе используются также различные приемы:

-  наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);

-  активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

-  нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);

-   рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

-   инсценирование с помощью игрушек, реальных и сказочных ситуаций;

-   дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  2. владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  3. умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  4. повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  5. повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

План работы кружка на год

Месяц

Тема занятий

Техника

Задачи

Материал

Октябрь

1. «Дождик, дождик, кап-кап-кап»

Рисование пальчиками 

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий  капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. 

Листы светло-серого цвета  с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. 

2. «Весёлые мухоморы» 

Рисование пальчиками 

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. 

3. «Виноград»

Рисование пальчиками 

Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; развивать любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук.

Белый лист, с нарисованными листиком, усиком и веточкой; краска фиолетового цвета; салфетки.

4. «Опята - дружные ребята»

Рисование пальчиками

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая, салфетки

Ноябрь

5. «Жёлтые листья летят».

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. 

6. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» 

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками 

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком 

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. 

7. «Букет из осенних листьев». 

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. 

Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. 

8. «Осеннее дерево» (коллективная работа). 

Рисование ладошками 

Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. 

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, ватман, салфетки

Декабрь

9. «Птички клюют ягоды».

Рисование пальчиками, оттиск  ватной палочкой

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой.

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, разные картинки с изображением птиц. 

10. «Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кисти

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. 

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. 

11. «Мои рукавички» 

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. 

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета 

12. «Укрась елочку» 

Рисование ватной палочкой, рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой.

Лист размером А3с изображением елки, гуашь, ватные палочки, салфетки, искусственная ёлочка, несколько ёлочных шариков 

Январь

13. « Рождественский мешочек»

Рисование способом примакивания готовым контуром

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Лист А4 красного цвета  с изображением мешочка, вырезанные из картона снежинки разного размера, краски, салфетки.

14. «Морозный узор»

Рисование веточкой

Учить детей выражать свою фантазию в свободной  индивидуальной форме, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, развивать мелкую моторику и фантазию.

Лист А4 голубого цвета - «окно», веточки разного размера, краски, иллюстрации узоров на окне

15. «Снеговик»

Рисование пальчиками

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции; развивать мелкую моторику  и аккуратность.

Листы бумаги синего или белого цвета с нарисованными снеговиками (контур). Гуашь синего цвета или белого цвета.

16. «Снежное настроение» (коллективная работа)

Нанесение краски с использованием техники «набрызг»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. 

Лист А3 с изображением зимних деревьев, кисти, краски, салфетки

Февраль

17. «Зимний лес» 

Рисование своей ладошки путем обведения восковым карандашом

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить восковым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. 

Бумага, восковые карандаши, иллюстрации зимних деревьев.

18. «Снег кружится». 

Рисование пальчиками

Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. 

Листы голубой бумаги, белая краска, салфетки.

19. «Кораблик для папы» (занятие 1-е). 

Скатывание бумаги 

Знакомить с  техникой - скатывание бумаги.  Учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. 

Салфетки, изображение кораблика, клей, влажные салфетки 

20. «Кораблик для папы» (занятие 2-е)

Скатывание бумаги 

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность 

Салфетки, изображение кораблика, клей, влажные салфетки 

Март

21. «Цветы для мамы» 

Рисование ладошками, пальчиками 

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. 

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. 

22.  «Цветы для бабушки» 

Рисование ладошками, пальчиками 

Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность 

Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. 

23. «Бабочка» 

Рисование ватными палочками

Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма и формы. 

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. 

24. «Нарядные матрешки» 

Оттиск печатками 

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции 

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки 

Апрель

25. «Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

техника бумагопластики 

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). 

Силуэт петушка, клей, салфетки 

26. «Медвежатаа» 

Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. 

Учить рисовать смятой бумагой, ставить отпечатки на листе в пределах контура

Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа с контуром медвежонка, коричневая гуашь. 

27. «Звездная ночь» 

Рисование манной крупой, скатывание салфеток 

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. 

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки 

28. «Рыбки в аквариуме» 

Рисование ладошкой, пальчиками 

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. 

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. 

Май

29. «Солнышко лучистое» 

Рисование ладошкой

Закреплять умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. 

Листы плотной бумаги голубого цвета,  гуашь желтого цвета, кисти, влажные салфетки

30. «Вот какой у нас салют!» (коллективная работа)

Примакивание смятой  салфеткой

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности 

Ватман, гуашь красного, синего, желтого, зеленого цветов, салфетки, влажные салфетки

31.« Одуванчики» 

Рисование пальчиками, ватными палочками

Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. 

Листы плотной бумаги голубого цвета,  гуашь желтого цвета, кисти, влажные салфетки

32. «Разноцветные флажки» 

Рисование кистью, ватными палочками, пальчиками

Самостоятельное рисование при свободном выборе материала красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета 

Лист белого цвета с контуром флажков разных форм, гуашь основных цветов, кисточка, ватные палочки, влажные салфетки.

33. Выставка работ. Презентация, подведение итогов года работы кружка. 

Дополнительная литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки - авторская программа» М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.» – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3. С. К. Кожохина «Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного возраста» М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..

4. Е. П. Арнаутова «Педагог и семья.» – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006
7. Н.В.Дубровская «Яркие ладошки» - детство-пресс 2004
8. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - детство-пресс 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Нетрадиционные техники рисования" (подготовительная группа)

Представлен материал (конспекты) по нетрадиционным техникам рисования....

Рабочая программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)

В данном материале содержится программа кружковой деятельности по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (для детей с ТНР 5-7 лет)...

Консультация для родителей нетрадиционная техника рисования "Разноцветные ладошки" для ребёнка младшего возраста

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ «Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования – рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу ощущение не...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования «Разноцветные ладошки»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Кружковая работа "Нетрадиционные техники рисования"

Актуальность  кружка"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой...

Кружковая работа «Нетрадиционная техника рисования»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое ...