Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 730.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Методическая разработка
Программа кружковой работы
Во второй младшей группе
«Волшебные ладошки»
Воспитатель: Степанова Анастасия Анатольевна
2015 -2016 г.
Содержание
- Пояснительная записка--------------------------------------------------------------3
1.1 Актуальность----------------------------------------------------------------------3
- Цель---------------------------------------------------------------------------------4
- Задачи-------------------------------------------------------------------------------4
- Техники нетрадиционного рисования----------------------------------------4
- Продолжительность реализации программы--------------------------------5
- Ожидаемый результат-------------------------------------------------------------5
- Тематическое планирование-------------------------------------------------------------8
- Список литературы-----------------------------------------------------------------------17
Пояснительная записка
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Актуальность кружковой программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Работая в этом направлении, можно убедиться в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
- Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
- Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
- Вызывать у детей желание помочь кому-либо.
В ходе реализации кружковой программы «Волшебные ладошки» дети знакомятся с основными техниками нетрадиционного рисования:
Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик).
Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге.
Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
Программа составлена на возрастную группу 3-4 лет, в количестве 10 человек и рассчитана на год обучения.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Ожидаемый результат:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В Программе разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части Программы, динамику
роста умений и навыков. С этой целью используются адаптированная
диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка
нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного
возраста
Разделы | Уровни развития | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Ребенок не знаком с нетрадиционными техниками рисования | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение | Ребенок не передает характерные признаки объектов и явлений, не пользуется средствами выразительности | Передает общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным | Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года
(первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты
обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение | ||
сентябрь | май | сентябрь | май | |
В диагностической таблице используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения
недостатков.
Тематическое планирование
Сентябрь
№ п/п | Тема организованной образовательной деятельности | Техника | Оборудование |
1. | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | - листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины; - синяя гуашь в мисочках, - салфетки, - зонтик для игры; - магнитофон. |
2. | «Рябинка» | Рисование ватными палочками | - гуашь красного цвета в баночках; - незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем; - игрушка – птичка. |
3. | «Осенние листочки» | Рисование ватными палочками | - силуэты березы; - гуашь желтого цвета; - салфетки. |
4. | «Мухомор» | Рисование пальчиками | - вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; - гуашь белого цвета; - чашечки; - салфетки; - иллюстрации мухоморов. |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Ласковый котенок» | Рисование поролоном | - листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка; - игрушка котенок; - гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; - салфетки; |
2. | «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать» | Рисование поролоном | - силуэты курочек; - гуашь желтого цвета. |
3. | «Яблочные компоты в баночках» | Оттиск печатками из картофеля | - вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; - гуашь красного и желтого цвета в чашечках; - салфетки; - банки с вареньем; - чайные ложки. |
4. | «Ёжик» | Рисование жёсткой полусухой кистью | - силуэты ежиков; - гуашь коричневого цвета. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Путешествие по Дубне на автобусе» | Оттиск картофеля | - заготовки автобуса без колес; - гуашь синего и зеленого цвета. |
2. | «Звездочки на небе» | Рисование пальчиками | - листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации с ночным звездным небом; |
3. | «Наряды для наших кукол» | Рисование ватными палочками | - вырезанные из бумаги силуэты платьев; - куклы; - гуашь разноцветная в чашечках; - салфетки; |
4. | «Воздушные шарики» | Оттиск печатками картофеля | - листы бумаги с изображением клоуна; - гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета. |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Снегопад» | Рисование ватными палочками | - листы светло-голубого цвета; - белая гуашь в плошках, - салфетки. |
2. | «Пушистая ёлочка» | Рисование жесткой полусухой кистью | - силуэты елочек; - зеленая гуашь в плошке, - салфетки, - магнитофон |
3. | «Ёлочные шары» | Рисование пробками | - гуашь красного, желтого, синего цвета; -магнитофон. |
4. | «Шапка Деда Мороза» | Рисование пальчиками | - заготовки Деда Мороза; -гуашь синего и красного цвета; - магнитофон. |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Зайка» | Рисование жесткой полусухой кистью | - листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; - гуашь белого цвета; - чашечки; - салфетки; - магнитофон. |
2. | «Рукавички для мамы» | Рисование пальчиками (кружочки и полоски) | - заготовки рукавичек; - гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета. |
3. | «Зернышки для воробышков» | Рисование ватными палочками | - листы с изображением воробышков; - гуашь желтого цвета. |
4. | «В январе много снега во дворе (сугробы)» | Оттиск поролона | - листы бумаги голубого цвета; - гуашь белого цвета; - силуэты санок. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Снеговик» | Рисование жесткой полусухой кистью | - листы голубого цвета с изображением снеговиков; - гуашь белого цвета. |
2. | «Украсим галстук для папы» | Рисование ватными палочками (полоски) | - силуэты галстуков; - гуашь синего и зеленого цвета. |
3. | «Чашка для дедушки» | Рисование пробками | - силуэты чашек; - разноцветная гуашь. |
4. | «Бусы для куклы Кати» | Рисование пальчиками | - листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус; - кукла Катя; - гуашь разноцветная; - чашечки для краски; - салфетки. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Веточка мимозы» | Рисование пальчиками | - листы бумаги с веточками мимозы; - гуашь желтого цвета; - чашки для краски; - салфетки; - магнитофон. |
2. | «Весёлые матрёшки» | Рисование ватными палочками | - образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки; - красная, желтая, синяя гуашь; - салфетки. |
3. | «Забавный щенок» (потешка «Баю –баю-баю-бай…) | Рисование жесткой полусухой кистью | - силуэты животных; - гуашь коричневого цвета. |
4. | «Медвежонок проснулся» | Рисование поролоном | - листы с изображением медвежат; - гуашь коричневого цвета. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | Солнышко (коллективная работа) | Рисование ладошками | - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом; - гуашь жёлтого цвета в плошке. |
2. | «Волшебный дождик» | Рисование свечой | -листы бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками; - тушь синего цвета. |
3. | «Украсим крылья бабочки» | Рисование колпачками от фломастеров | - силуэты бабочек; - гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета; - магнитофон. |
4. | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Рисование пальчиками | - листы бумаги светло-зеленого цвета; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон |
Май
№ п/п | Тема занятия | Техника | Оборудование |
1. | «Теремок» | Рисование поролоном | - шаблоны вырезанных домиков – теремков; - гуашь жёлтого цвета; - настольный театр «Теремок». |
2. | «Цветочная поляна» | Рисование пробками | - листы бумаги; - силуэты бабочек. |
3. | «Травка» | Рисование ладошкой | - листы бумаги; - силуэты жучков, бабочек. |
4. | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование ватными палочками | - вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках; - чёрная гуашь в мисочках; - ватман; - салфетки. |
Список литературы
- Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – С. 14 – 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763421-1456915106.jpg)
Программа кружковой работы "Весёлые ладошки"
Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738667-1453091582.jpg)
Программа кружковой работы "Цветные ладошки"
Программа кружковой работы "Цветные ладошки" разработана для детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-755452-1478977575.jpg)
Методическая разработка:программа кружковой деятельности "Славные ладошки"
Обучаясь в кружке «Славные ладошки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Заня...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-569359-1452954660.jpg)
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-598086-1429092510.jpg)
Программа кружковой работы "Цветные ЛАДОШКИ"
Вариативная программа на основе программы Лыковой "Цветные дадошки" во второй младшей группецель: развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-1201723-1577352631.jpg)
Программа кружковой работы по художетвенно-эстетическому развитию "Разноцветные ладошки ".
Данная программа предназначена для обучеия детей 4-7 лет нетрадиционным приемам рисования....