Программа кружковой работы "Весёлые ладошки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА»
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
От 07.09.2015г. протокол №1 Заведующая МКДОУ
детский сад «Северяночка»
_________Н.А. Матвиенко
«___»___________2015г.
Приказ № ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ»
С введением национально-регионального компонента
для детей 5-7 лет.
(Старшая, подготовительная группы)
2015-2016 учебный год
Автор-составитель:
Воспитатель
Николайчук Ольга Борисовна
Гыда
2015г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Методическое обеспечение…………………………………………...………………………4
Учебно-тематический план…………………………………………………………………...5
Содержание программы…………………………………………………………………..7
Ожидаемый результат………………………………………………………………………….9
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения
Программы……………………………………………………………………………………10
Список детей………………………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………………………….12
Пояснительная записка
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал ребенка в различных видах деятельности. Работа с различным материалом не только доставляет удовольствие, но и дает возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками.
Предлагаемая программа художественно-эстетической направленности является адаптированной. Она разработана на основе программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки», целью которой является развитие мелкой моторики рук у дошкольников, а также программа кружка «Северное сияние», автор Савенко Е.И. г. Салехард.
Актуальность данной программы заключается в том, что нее включены вариативные разделы, предусматривающие альтернативные задания с учетом индивидуальных способностей и наличия требуемых материалов: работа с флористическим материалом, пластилином, глиной, соленым тестом, тканевая аппликация, мягкая игрушка и т.д,
Новизна программы заключается в том, что в нее включены занятия с национально-региональным компонентом. Данная программа предназначена для обучения детей 5-7 лет и рассчитана на 2 год - 72 часа (144 занятия).
Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут.
Данная программа решает актуальную задачу - воспитание через народное творчество культуры воображения, возможности увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности.
Цель программы: формирование у дошкольников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.
Задачи:
- развитие общих способностей и творческих дарований учащихся;
-освоение нравственных и эстетических ценностей русского народа и коренных народов Севера;
-осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей;
-расширение художественного кругозора;
-развитие и углубление интересов школьников;
-введение детей в увлекательный мир культуры русского народа и коренных жителей Ямала;
-сплочение коллектива, формирование правильных взаимоотношений детей на основе
совместной творческой деятельности;
Специфика программы состоит в том, чтобы не только достичь определённого оптимального уровня ручной умелости каждого учащегося, а в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорный этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию, способствуя тем самым общему развитию детей, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.
Методологические аспекты программы: Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений, навыков, то занятия для каждого дошкольника дают больше возможностей для творческого развития личности. На занятиях дети знакомятся с традициями праздников разных народов, с различными терминами: «писанки», «крашенки», «капанки», «нгухуко», «плоскостная картина», «коллаж» и т. д. _
Методическое обеспечение
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, организация
самостоятельной творческой работы, выполнение коллективных и индивидуальных
творческих работ. Формой контроля результатов деятельности кружковцев является
совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение,
выявление лучших работ, мини-выставки, участие в конкурсах. Для качественного
проведения занятий необходимо иметь:
-образцы практических работ;
-журналы, книги, фотографии, иллюстрации;
-флористический материал;
-разнообразная по фактуре ткань, кусочки меха;
-соленое тесто, пластилин;
- рамки, картон, клей ПВА, краски;
- инструменты и приспособления: кисти, трафареты, карандаши простые, мел, ножницы,
иглы ручные;
-клеенки на столы, емкости для клея, емкости для красок;
Учебно-тематический план
Тема | Наименование издenия | Количество часов |
1. Водное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности | Правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями | 1 |
2. Страна Листопадия. Работа с высушенными листьями и цветами. | Композиция из листьев и веточек. Аппликация по представлению. Аппликация из сухих листьев и цветов "Жар- птица". | 6 |
3. Соломенное царство. Работа с соломкой. | Композиция "Иван да Марья". Объёмная аппликация. Плоская сплошная аппликация "Северный олень". Цветы из соломки. Сплошная аппликация "Орнамент народов Севера". | 14 |
4. Лесное царство. Работа с семенами, корой деревьев, хвоей. | Сувениры из шпона. Аппликация из чешуек шишек. Аппликация из иголок хвойных деревьев "Новогодняя ёлка". | 12 |
5. Лебединое озеро. Работа с пухом и пером. | Композиция из пуха "Прощай, масленица!". Композиция из пуха и перьев "Мой северный край". | 9 |
6. Мастерская игрушек. Работа с солёным тестом, глиной, пластилином. | Композиция из солёного теста "Жизнь среди снегов". - Композиция из солёного теста "Русская изба". Дымковская игрушка (пластилин, глина, соленое тесто). Семёновская матрёшка (папье-маше). "Северяне" - фигурки из солёного теста. "Русский пряник" - солёное тесто. | 10 |
7. Скорлупа плюс фантазия. Работа с яичной скорлупой. | Писанки. Капанки. Крашенки. ПингвинёнокВскорлупе. Скорлупа и солёное тесто. | 7 |
8. Чудеса из ткани. Работа с тканью. | Аппликация "Русский орнамент". Аппликация "Орнамент народов Севера". Игольница "Северные узоры". | 7 |
9. Мягкая игрушка. Работа с тканью, мехом, кожей. | Куклёныш- северяночка. Кукла «нгухуко». Плоская игрушка | 6 |
10. 3анятия-праздники. | Святочные посиделки. Прощай, масленица! Пасха. | 6 |
Итого | 72 часа |
Содержание программы
1 Водное занятие lч
3анятия-I-2
Цель занятий: познакомить детей с инструментами и приспособлениями .справилами
безопасной работы на занятиях.
2. Страна Листопадия 6ч
3анятия 3-14
Цель занятий: Познакомить дошкольников с флористическим материалом, используемым в
аппликации.
Практuчеекая работа: Работа с высушенными листьями и цветами.
Композиция из листьев и веточек. Выполнение плоскостных картин .Аппликация по
представлению. Самостоятельная работа: Аппликация из сухих листьев и цветов "Жар-птица"
по иллюстрации.
3. Соломенное царство 14ч.
3анятия 15-42 ••
Цель занятий: Познакомить детей с соломкой, рассказать из чего ее делают и что можно делать
из соломки Практuчеекая работа: Работа с соломкой. Выполнение композиции "Иван да Марья"
по шаблонам. Выполнение объёмной аппликации под руководством педагога. Коллективная
работа. Плоская сплошная аппликация "Северный олень". Самостоятельная работа: Цветы
из соломки. Сплошная аппликация "Орнамент народов Севера".
4. Лесное царство 12ч
3анятия 43-66
Цель занятий: Знакомство с различными семенами деревьев и цветов. Использование их в
аппликации. Пробные работы, составление рисунка из семян. Практuчеекая работа:
Выполнение аппликаций из семян, чешуек шишек, иголок хвойных деревьев.
5. Лебединое озеро 9 ч
3анятия 67-84
Цель занятии: Познакомить с традициями русских народных праздников.
Практuческая работа: Работа с пухом и пером
Композиция из пуха "Прощай, масленица!".
Самостоятельная работа: Композиция из пуха и перьев "Мой северный край".
6. Мастерская игрушек 10 ч
3анятия 85-104:
Цель занятия: знакомство с народными промыслами : русскими, ненецкими.
Практuческая работа: Работа с солёным тестом, глиной, пластилином.
Композиция из солёного теста "Жизнь среди снегов" .Композиция из солёного теста "Русская
изба". Дымковская игрушка (пластилин, глина, соленое тесто). Семёновская матрёшка (папье-
маше). "Северяне" - фигурки из солёного теста.
Самостоятельная работа :"Русский пряник" - солёное тесто.
7. Скорлупа плюс фантазия 7 ч.
3анятия 105-118
Цель занятия: Познакомить детей с традициями проведения праздника «Пасха»
,что такое «писании», «капанки». «крашенки». Практuческая работа: разрисовывание
скорлупы. Работа с яичной скорлупой. Пингвинёнок В скорлупе. Скорлупа и солёное тесто.
8. Чудеса из ткани 7ч.
3анятия 119-132
Цель занятия: Познакомить с особенностями русского орнамента, ненецкого орнамента.
Практическая работа: выполнение аппликации "Русский орнамент",аппликации "Орнамент
народов Севера". Игольница "Северные узоры".
9. Мягкая игрушка 6ч
3анятия 133-144
Цель занятия: Познакомить детей с историей возникновения ненцкой куклы «нгухуко». Со
способами ее изготовления. Практuческая работа: выполнение куклы вместе с педагогом
Самостоятельная работа: украшение куклы-шаблона орнаментом, мехом. Куклёныш - «Северяночка». Плоская игрушка.
13. 3анятия-праздники.
Святочные посиделки.
Прощай, масленица!
Пасха.
День рождения ЯНАО
День оленевода.
••
Ожидаемый результат
Должны знать:
-правила техники безопасной работы с ножницами, иглами;
-различные виды декоративно-прикладного искусства;
-народные традиции, русские, ненецкие праздники;
-что такое плоскостная картина, объемная работа, коллаж;-
- что такое флористический материал;
-простейшие виды русских и ненецких орнаментов;
Должны уметь:
- выполнять плоскостные аппликации из флористического материала, соломки, шпона, пуха;
-пользоваться шаблоном;
- вырезать простейшие орнаменты разных народов;
-выполнять простейшие ручные швы;
- вылепливать простейшие объемные фигурки из теста, пластилина;
- пользоваться ножницами, клеем;
- работать в коллективе
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Критерий | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Творческие проявления | Ребёнок проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении. Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства. Называет, узнаёт, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов . в процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средств архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные технику и материалы. Демонстрирует высокую техническую грамотность. Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. | Ребёнок проявляет интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимания на средства выразительности (цвет, композицию). Называет и различает некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию; Поясняет особенности видов скульптур, архитектурных объектов, народных промыслов ( на уровне конкретных примеров). Понимает и использует в речи слова, обозначающие некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; с помощью взрослого сочетает изобразительные технику и материалы. Проявляет техническую грамотность. Планирует деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. | Ребёнок проявляет фрагментарный интерес к красоте в окружающем мире и искусстве. Бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры только в знакомых ситуациях или по напоминанию взрослого. В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимания на средства выразительности (цвет, композицию) Неуверенно называет и различает некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию; затрудняется пояснить особенности видов скульптур, архитектурных объектов, народных промыслов ( на уровне конкретных примеров). Понимает и использует (с помощью взрослого) в речи слова, обозначающие некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях; неверно называет некоторые сенсорные эталоны. Рисует, лепит, апплицирует, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности, не испытывает удовлетворения от него (проявляет безразличие) |
Изобразительно-выразительные умения | |||
Технические умения |
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Изобразительно-выразительные умения | Технические умения | Творческие проявления | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Список детей
- Вэнго Алексей
- Салиндер Андрей
- Вэнго Милана
- Яптунай Владилен
- Яндо Никита
- Скрябин Семён
- Якимович Илья
- Няч Кирилл
Литература для педагога
1. Авраменкова, О. И, Душацкая, Г Я и др. Хобби. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 48 с.
2. Баева, Т И, Бойкова, О. А., Гирич, В. П. На досуге. - М.: Легпромбытиздат, 1990. - 48 с.
3. Будур, Н, Панкеев, И Большая книга Рождества. - М.: Олма-Пресс, 2000. - 858 с.
4. Дайн, Г. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - 285 с.
5. Народное творчество: журн. - 2003; 2007.
6. Орлова, Н, Буровик, КИстория вещей. - (Сер.«Я познаю мир»). - М.: Астрель, 2002. -
509 с.
7. Педсовет: журн. - 2006; 2007.
8. Хананова, И Соленое тесто. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2007. - 104 с 11 Т Ф. Софьина
9. Няруй В. Н, Сэрпиво Т Л. Ненцы. Уроки предков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.
10. Рейсон-Правдин А.Н Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. № 3. с. 131
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/23/picture-541712-1690118429.png)
Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"
Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738667-1453091582.jpg)
Программа кружковой работы "Цветные ладошки"
Программа кружковой работы "Цветные ладошки" разработана для детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-755452-1478977575.jpg)
Методическая разработка:программа кружковой деятельности "Славные ладошки"
Обучаясь в кружке «Славные ладошки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Заня...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-569359-1452954660.jpg)
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-598086-1429092510.jpg)
Программа кружковой работы "Цветные ЛАДОШКИ"
Вариативная программа на основе программы Лыковой "Цветные дадошки" во второй младшей группецель: развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-1201723-1577352631.jpg)
Программа кружковой работы по художетвенно-эстетическому развитию "Разноцветные ладошки ".
Данная программа предназначена для обучеия детей 4-7 лет нетрадиционным приемам рисования....