Программа кружковой работы "Весёлые ладошки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vesyolye_ladoshki.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА»
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
От 07.09.2015г. протокол №1 Заведующая МКДОУ
детский сад «Северяночка»
_________Н.А. Матвиенко
«___»___________2015г.
Приказ № ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ»
С введением национально-регионального компонента
для детей 5-7 лет.
(Старшая, подготовительная группы)
2015-2016 учебный год
Автор-составитель:
Воспитатель
Николайчук Ольга Борисовна
Гыда
2015г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Методическое обеспечение…………………………………………...………………………4
Учебно-тематический план…………………………………………………………………...5
Содержание программы…………………………………………………………………..7
Ожидаемый результат………………………………………………………………………….9
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения
Программы……………………………………………………………………………………10
Список детей………………………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………………………….12
Пояснительная записка
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал ребенка в различных видах деятельности. Работа с различным материалом не только доставляет удовольствие, но и дает возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками.
Предлагаемая программа художественно-эстетической направленности является адаптированной. Она разработана на основе программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки», целью которой является развитие мелкой моторики рук у дошкольников, а также программа кружка «Северное сияние», автор Савенко Е.И. г. Салехард.
Актуальность данной программы заключается в том, что нее включены вариативные разделы, предусматривающие альтернативные задания с учетом индивидуальных способностей и наличия требуемых материалов: работа с флористическим материалом, пластилином, глиной, соленым тестом, тканевая аппликация, мягкая игрушка и т.д,
Новизна программы заключается в том, что в нее включены занятия с национально-региональным компонентом. Данная программа предназначена для обучения детей 5-7 лет и рассчитана на 2 год - 72 часа (144 занятия).
Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут.
Данная программа решает актуальную задачу - воспитание через народное творчество культуры воображения, возможности увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности.
Цель программы: формирование у дошкольников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.
Задачи:
- развитие общих способностей и творческих дарований учащихся;
-освоение нравственных и эстетических ценностей русского народа и коренных народов Севера;
-осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей;
-расширение художественного кругозора;
-развитие и углубление интересов школьников;
-введение детей в увлекательный мир культуры русского народа и коренных жителей Ямала;
-сплочение коллектива, формирование правильных взаимоотношений детей на основе
совместной творческой деятельности;
Специфика программы состоит в том, чтобы не только достичь определённого оптимального уровня ручной умелости каждого учащегося, а в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорный этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию, способствуя тем самым общему развитию детей, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.
Методологические аспекты программы: Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений, навыков, то занятия для каждого дошкольника дают больше возможностей для творческого развития личности. На занятиях дети знакомятся с традициями праздников разных народов, с различными терминами: «писанки», «крашенки», «капанки», «нгухуко», «плоскостная картина», «коллаж» и т. д. _
Методическое обеспечение
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, организация
самостоятельной творческой работы, выполнение коллективных и индивидуальных
творческих работ. Формой контроля результатов деятельности кружковцев является
совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение,
выявление лучших работ, мини-выставки, участие в конкурсах. Для качественного
проведения занятий необходимо иметь:
-образцы практических работ;
-журналы, книги, фотографии, иллюстрации;
-флористический материал;
-разнообразная по фактуре ткань, кусочки меха;
-соленое тесто, пластилин;
- рамки, картон, клей ПВА, краски;
- инструменты и приспособления: кисти, трафареты, карандаши простые, мел, ножницы,
иглы ручные;
-клеенки на столы, емкости для клея, емкости для красок;
Учебно-тематический план
Тема | Наименование издenия | Количество часов |
1. Водное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности | Правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями | 1 |
2. Страна Листопадия. Работа с высушенными листьями и цветами. | Композиция из листьев и веточек. Аппликация по представлению. Аппликация из сухих листьев и цветов "Жар- птица". | 6 |
3. Соломенное царство. Работа с соломкой. | Композиция "Иван да Марья". Объёмная аппликация. Плоская сплошная аппликация "Северный олень". Цветы из соломки. Сплошная аппликация "Орнамент народов Севера". | 14 |
4. Лесное царство. Работа с семенами, корой деревьев, хвоей. | Сувениры из шпона. Аппликация из чешуек шишек. Аппликация из иголок хвойных деревьев "Новогодняя ёлка". | 12 |
5. Лебединое озеро. Работа с пухом и пером. | Композиция из пуха "Прощай, масленица!". Композиция из пуха и перьев "Мой северный край". | 9 |
6. Мастерская игрушек. Работа с солёным тестом, глиной, пластилином. | Композиция из солёного теста "Жизнь среди снегов". - Композиция из солёного теста "Русская изба". Дымковская игрушка (пластилин, глина, соленое тесто). Семёновская матрёшка (папье-маше). "Северяне" - фигурки из солёного теста. "Русский пряник" - солёное тесто. | 10 |
7. Скорлупа плюс фантазия. Работа с яичной скорлупой. | Писанки. Капанки. Крашенки. ПингвинёнокВскорлупе. Скорлупа и солёное тесто. | 7 |
8. Чудеса из ткани. Работа с тканью. | Аппликация "Русский орнамент". Аппликация "Орнамент народов Севера". Игольница "Северные узоры". | 7 |
9. Мягкая игрушка. Работа с тканью, мехом, кожей. | Куклёныш- северяночка. Кукла «нгухуко». Плоская игрушка | 6 |
10. 3анятия-праздники. | Святочные посиделки. Прощай, масленица! Пасха. | 6 |
Итого | 72 часа |
Содержание программы
1 Водное занятие lч
3анятия-I-2
Цель занятий: познакомить детей с инструментами и приспособлениями .справилами
безопасной работы на занятиях.
2. Страна Листопадия 6ч
3анятия 3-14
Цель занятий: Познакомить дошкольников с флористическим материалом, используемым в
аппликации.
Практuчеекая работа: Работа с высушенными листьями и цветами.
Композиция из листьев и веточек. Выполнение плоскостных картин .Аппликация по
представлению. Самостоятельная работа: Аппликация из сухих листьев и цветов "Жар-птица"
по иллюстрации.
3. Соломенное царство 14ч.
3анятия 15-42 ••
Цель занятий: Познакомить детей с соломкой, рассказать из чего ее делают и что можно делать
из соломки Практuчеекая работа: Работа с соломкой. Выполнение композиции "Иван да Марья"
по шаблонам. Выполнение объёмной аппликации под руководством педагога. Коллективная
работа. Плоская сплошная аппликация "Северный олень". Самостоятельная работа: Цветы
из соломки. Сплошная аппликация "Орнамент народов Севера".
4. Лесное царство 12ч
3анятия 43-66
Цель занятий: Знакомство с различными семенами деревьев и цветов. Использование их в
аппликации. Пробные работы, составление рисунка из семян. Практuчеекая работа:
Выполнение аппликаций из семян, чешуек шишек, иголок хвойных деревьев.
5. Лебединое озеро 9 ч
3анятия 67-84
Цель занятии: Познакомить с традициями русских народных праздников.
Практuческая работа: Работа с пухом и пером
Композиция из пуха "Прощай, масленица!".
Самостоятельная работа: Композиция из пуха и перьев "Мой северный край".
6. Мастерская игрушек 10 ч
3анятия 85-104:
Цель занятия: знакомство с народными промыслами : русскими, ненецкими.
Практuческая работа: Работа с солёным тестом, глиной, пластилином.
Композиция из солёного теста "Жизнь среди снегов" .Композиция из солёного теста "Русская
изба". Дымковская игрушка (пластилин, глина, соленое тесто). Семёновская матрёшка (папье-
маше). "Северяне" - фигурки из солёного теста.
Самостоятельная работа :"Русский пряник" - солёное тесто.
7. Скорлупа плюс фантазия 7 ч.
3анятия 105-118
Цель занятия: Познакомить детей с традициями проведения праздника «Пасха»
,что такое «писании», «капанки». «крашенки». Практuческая работа: разрисовывание
скорлупы. Работа с яичной скорлупой. Пингвинёнок В скорлупе. Скорлупа и солёное тесто.
8. Чудеса из ткани 7ч.
3анятия 119-132
Цель занятия: Познакомить с особенностями русского орнамента, ненецкого орнамента.
Практическая работа: выполнение аппликации "Русский орнамент",аппликации "Орнамент
народов Севера". Игольница "Северные узоры".
9. Мягкая игрушка 6ч
3анятия 133-144
Цель занятия: Познакомить детей с историей возникновения ненцкой куклы «нгухуко». Со
способами ее изготовления. Практuческая работа: выполнение куклы вместе с педагогом
Самостоятельная работа: украшение куклы-шаблона орнаментом, мехом. Куклёныш - «Северяночка». Плоская игрушка.
13. 3анятия-праздники.
Святочные посиделки.
Прощай, масленица!
Пасха.
День рождения ЯНАО
День оленевода.
••
Ожидаемый результат
Должны знать:
-правила техники безопасной работы с ножницами, иглами;
-различные виды декоративно-прикладного искусства;
-народные традиции, русские, ненецкие праздники;
-что такое плоскостная картина, объемная работа, коллаж;-
- что такое флористический материал;
-простейшие виды русских и ненецких орнаментов;
Должны уметь:
- выполнять плоскостные аппликации из флористического материала, соломки, шпона, пуха;
-пользоваться шаблоном;
- вырезать простейшие орнаменты разных народов;
-выполнять простейшие ручные швы;
- вылепливать простейшие объемные фигурки из теста, пластилина;
- пользоваться ножницами, клеем;
- работать в коллективе
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Критерий | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Творческие проявления | Ребёнок проявляет устойчивый интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении. Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства. Называет, узнаёт, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов . в процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средств архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные технику и материалы. Демонстрирует высокую техническую грамотность. Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. | Ребёнок проявляет интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимания на средства выразительности (цвет, композицию). Называет и различает некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию; Поясняет особенности видов скульптур, архитектурных объектов, народных промыслов ( на уровне конкретных примеров). Понимает и использует в речи слова, обозначающие некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; с помощью взрослого сочетает изобразительные технику и материалы. Проявляет техническую грамотность. Планирует деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. | Ребёнок проявляет фрагментарный интерес к красоте в окружающем мире и искусстве. Бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры только в знакомых ситуациях или по напоминанию взрослого. В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимания на средства выразительности (цвет, композицию) Неуверенно называет и различает некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию; затрудняется пояснить особенности видов скульптур, архитектурных объектов, народных промыслов ( на уровне конкретных примеров). Понимает и использует (с помощью взрослого) в речи слова, обозначающие некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях; неверно называет некоторые сенсорные эталоны. Рисует, лепит, апплицирует, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности, не испытывает удовлетворения от него (проявляет безразличие) |
Изобразительно-выразительные умения | |||
Технические умения |
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Изобразительно-выразительные умения | Технические умения | Творческие проявления | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Список детей
- Вэнго Алексей
- Салиндер Андрей
- Вэнго Милана
- Яптунай Владилен
- Яндо Никита
- Скрябин Семён
- Якимович Илья
- Няч Кирилл
Литература для педагога
1. Авраменкова, О. И, Душацкая, Г Я и др. Хобби. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 48 с.
2. Баева, Т И, Бойкова, О. А., Гирич, В. П. На досуге. - М.: Легпромбытиздат, 1990. - 48 с.
3. Будур, Н, Панкеев, И Большая книга Рождества. - М.: Олма-Пресс, 2000. - 858 с.
4. Дайн, Г. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994. - 285 с.
5. Народное творчество: журн. - 2003; 2007.
6. Орлова, Н, Буровик, КИстория вещей. - (Сер.«Я познаю мир»). - М.: Астрель, 2002. -
509 с.
7. Педсовет: журн. - 2006; 2007.
8. Хананова, И Соленое тесто. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2007. - 104 с 11 Т Ф. Софьина
9. Няруй В. Н, Сэрпиво Т Л. Ненцы. Уроки предков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.
10. Рейсон-Правдин А.Н Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. № 3. с. 131
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"
Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе...
Программа кружковой работы "Цветные ладошки"
Программа кружковой работы "Цветные ладошки" разработана для детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка:программа кружковой деятельности "Славные ладошки"
Обучаясь в кружке «Славные ладошки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Заня...
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"...
Программа кружковой работы "Цветные ЛАДОШКИ"
Вариативная программа на основе программы Лыковой "Цветные дадошки" во второй младшей группецель: развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности...
Программа кружковой работы по художетвенно-эстетическому развитию "Разноцветные ладошки ".
Данная программа предназначена для обучеия детей 4-7 лет нетрадиционным приемам рисования....