НОД по познавательному развитию «Федорино горе»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию.
Воспитание у детей интереса к старинным народным ремеслам через знакомство с гончарным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по познавательному развитию «Федорино горе» | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 Комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
НОД по познавательному развитию
в подготовительной логопедической группе
«Федорино горе»
Подготовила воспитатель:
Кислякова Татьяна Олеговна
Санкт-Петербург
2018 г
«Федорино горе»
Цель:
Продолжать воспитывать у детей интерес к старинным народным ремеслам через знакомство с гончарным искусством.
Образовательные задачи:
Совершенствовать умение детей в росписи посуды из глины. Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изделий.
Развивающие задачи:
Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.
Материал:
предметы гончарного промысла (крынка, кувшин, горшок, тарелка), глина, песок, видео, презентация.
Предварительная работа:
Экскурсия совместно с родителями и детьми в этнографический комплекс «Русская деревня «Шуваловка» с посещением «Гончарной мастерской», «Традиционной избы». Рассматривание посуды и беседа о: её назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Изготовление посуды на гончарном круге в помещении группы. Изучение различных видов росписей и элементов росписей. Чтение К.И Чуковского «Федорино горе». Загадки о посуде и материалах, из которой она изготавливается. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мамины помощники», сюжетно-ролевой игры «Хозяюшки», игра «Чаепитие».
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
В группе сидит Федора и плачет над разбитой посудой:
Федора:
- Ой, горе то какое, горе и некому-то мне помочь.
- Бедная я, несчастная.
Воспитатель:
- Бабушка, что у Вас случилось?
Федора:
- Вся посуда у меня перебилась, а та, что целехонька осталась – сбежала в лес. Не берегла я её, закоптила, запылила, загубила.
- Не с чего даже чайку попить, супчику покушать.
Воспитатель:
- Видно серьезное горе у старушки.
Воспитатель:
- Ребята, а вы узнали кто это?
Ответы детей:
- Да – это бабушка Федора, из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель:
- Федора, а из чего посуда то была изготовлена, что вся побилась?
Федора:
- Я вам загадку загадаю старинную, а вы отгадав её, узнаете из чего была изготовлена моя посуда:
Из земли – доставанце,
Ногами – топанце,
На кружало – кружанце.
(Глина)
Ответы детей.
Федора:
- А как вы догадались, что это глина?
Дети объясняют смысл загадки:
Воспитатель обращает внимание детей на экран:
Из земли – доставанце – (глину добывают из-под земли)
Слайд №1 (Добыча глины)
Ногами – топанце – (раньше глину вытаптывали ногами)
Слайд №2 (Вытаптывание глины, подготовка к работе)
На кружало – кружанце – (кружало – это старинное название
гончарного круга)
Слайд №3 (Иллюстрации гончарных кругов: ручной, ножной)
Федора:
Какие же Вы умники.
Загадку отгадали, да еще и объяснили её смысл.
Воспитатель:
Да, у меня ребята молодцы.
Ты Федора не расстраивайся, иди и занимайся своими делами, а мы подумаем с ребятами, как помочь твоему горю.
Федора уходит.
Воспитатель:
Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию, где мы попробуем узнать, что же такое глина и для чего она необходима человеку.
Дети подходят к столам, где расположены в баночках песок, глина, стакан с водой, палочки, воронки, лупа. Воспитатель указывает на песок:
Что это? (Песок.)
- Какой он?
- (Желтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок)
- Песок бывает не только желтым (показывает разного цвета и разной зернистости).
- Рассмотрите песок через лупу.
Дети наблюдают и описывают крупинки (они круглые, желтые (черные), есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга)
- А теперь поиграем. Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул — и крупинки разлетаются в разные стороны. (Музыка)
Вывод: Почему крупинки разлетаются в разные стороны? Крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Из такого песка можно лепить? (Нет.)
- А из какого можно? (Из сырого)
Воспитатель предлагает слепить из сырого песка куличик.
Предлагает взять его в руки.
Он рассыпается.
Можно делать из песка настоящую посуду?
(Нет, она вся рассыплется.)
А это что такое? (Глина.)
Какая она? (Дети пробуют на ощупь: мягкая, маслянистая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха)
Она тоже состоит из крупинок. (Рассматривают глину через лупу. Крупинок не видно.)
—Они очень маленькие, их даже не видно через лупу. Крупинки прижались друг к другу крепко-крепко, и поэтому мы их не видим. Нам кажется, что это единый кусок. Предлагаю поиграть: я сейчас превращу вас в маленьких, маленьких крупинок глины. Они очень малы и боятся затеряться, поэтому взялись крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать.
Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетелись, как песчинки. (Музыка)
Пробуем взять колбаску, заранее слепленную из глины. Она крепкая, не разломилась, не рассыпалась.
–А как вы думаете, пропускает глина воду или нет?
Дети наливают в две воронки воду (в одной воронке — песок, в другой — глина). Наблюдают: Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.
Воспитатель:
Какой из этого можно сделать вывод?
Ответы детей:
- Глина не пропускает воду, а песок пропускает воду.
. Вот это свойство глины человек заметил и стал использовать.
Воспитатель:
А как он использует глину?
Ответы детей:
- Из глины человек делает разную посуду, игрушки, из глины раньше делали краску (Мезенская роспись), даже применяет в косметологии и медицине.
Воспитатель:
Вот, оказывается, какая интересная, необычная глина!
- Ребята, а как называется человек, который работает с глиной? (гончар)
- А на каком оборудовании работает гончар, при изготовлении посуды? (гончарный круг)
- Давайте вспомним с Вами этапы изготовления глиняной посуды: (глина разминается, размещается на гончарном круге, отцентровывается, изготавливается изделие, ставится на просушку, а после просушки обжигается в муфельной печи, затем расписывается).
- Помните, мы с Вами пробовали изготовить такую посуду, я Вам предлагаю посмотреть, как это происходило.
Просмотр одного видеоролика (работа детей на гончарном круге)
Воспитатель:
- Ребята, может всю посуду, которую мы изготовили, распишем и подарим Федоре! (на подносе под накидкой стоит посуда изготовленная детьми)
- Я думаю, она очень обрадуется такому подарку.
- Возьмите свое изделие и присаживайтесь за рабочие столы.
- Но перед тем как приступить к работе, вспомним, какие виды росписей Вы знаете (Гжель, Дымковская, Мезенская, Хохломская)
- Какие элементы росписей Вы помните: (завиток, капелька, волнистая линия, прямая линия, точки)
Пальчиковая гимнастика
- Теперь нам необходимо подготовить свои ручки:
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали.
Дети приступают к выполнению работы. Звучит спокойная музыка.
Итог занятия:
За 5 минут до конца занятия входит Федора с подносом в которой лежат пирожки:
Федора:
- Какие Вы мастеровые ребятки.
- Какая красота у вас получается (получилось).(рассматривает посуду).
- Сложная наверно было вам или все с легкостью удалось сделать?
- Что для Вас было сложным?
- А что вам больше всего понравилось?
- Спасибо Вам большое, помогли бабушке!
- Я теперь эту посуду буду очень беречь.
- А пока вы для меня старались, я тоже без дела не сидела, испекла Вам пирожков.
И хочу пригласить вас попить чайку.
Воспитатель:
- Ребята давайте попрощаемся с гостями.
Дети прощаются с гостями и уходят с Федорой пить чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие для старшего возраста "Федорино горе"
Формировать умение детей составлять познавательный рассказ, развивать грамматически-правильную речь...
Конспект комплексного занятия в средней группе «Федорино горе» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: обобщить знание детей об окружающих предметах (посуде)Задачи: систематизировать и обобщить знание детей о посуде, её назначении, материала, из которого она сделана, закрепить понятия: чайная, ст...
Конспект по речевому развитию "Федорино горе"
Данный конспект предоставлен для воспитателей средней группы. Я его провела как открытое занятие для педагогов...
Конспект НООД (интегрированное) в областях познавательное развитие (ФЭЭП), художественно-эстетическое развитие (рисование) "Федорино горе" для детей средней группы
Цель: Создание условий для систематизации знаний детей о посуде (название, вид, предназначение), рисования узоров на тарелке.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание, связн...
Конспект НОД познавательно-речевого развития в средней группе "Федорино горе"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе по теме "Посуда"....
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию: «Федорино-горе»
Цель: закрепление знаний детей о произведении К. Чуковского «Федорино горе»ЗАДАЧИ:- Способствовать литературному и творческому развитию детей,- Развитию их фантазии, воображения, ассоциати...
Конспект занятия " Федорино горе" по познавательно-речевому развитию в старше-подготовительной группе.
Приобщение детей к художественной литературе...