Тема: «Веселая ярмарка» - «Дымковские игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Мухамбетьярова Cветлана Бисенгалиевна

Тема: «Веселая ярмарка» - "Дымковская игрушка"

 Программные задачи.

Познавательные:

- продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец;

- закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

- развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры. 

Социально-коммуникативные:

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке.

Речевые:

- активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Городец».

Художественно-эстетические:

- способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

- вызвать у детей желание побыть в роли дымковских мастеров и самостоятельно расписать игрушки на бумажных шаблонах. 

Физические:

- развивать мелкую моторику рук. 

Материал: изделия народных умельцев – мастеров Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, краски-гуашь, кисти, салфетки, подставки под кисточки, баночки с водой.

   Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много у нас сегодня гостей. По старому русскому обычаю давайте пожелаем им здоровья. (Дети здороваются с гостями.)

Настрой: С голубого ручейка начинается река ,а занятие наше начинается с улыбки!

В.: Не стесняйтесь по удобнее располагайтесь,

     Всем ли видно, всем ли слышно.

     Приготовьте ушки, глазки,

     Приглашаю я вас в ярмарочную сказку.

- С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки.

- Что , такое ярмарка? (Ответы детей)

- Да, это шумный базар, на который со всех сторон русские мастера привозили изделия, сделаны своими руками.

- Подходите , да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

- Эти вещи нынче в гости к нам пришли! 

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты! 

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра! 

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! 

- Ой, ребята, а как же ярмарка начнется, если лавки пустые, мастера приехать не смогли. Может быть мы им поможем разложить товар по промыслам.

Воспитатель. А разложить товар мы сможем, если отгадаем загадки.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

А трава, как бахрома

Золотая… (Хохлома.)

-Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе (Помещают на отдельный стол.)

-Какие предметы расписывали хохломской росписью?(Деревянные ложки, плошки, разделочные доски, стулья и т.д.)

 -Какие цвета использовали художники в этой росписи?(желтый- золотой, красный, черный, зеленый)

-Из каких элементов состоит узор?(травка, завиток, цветы, листья, ягоды.)

-Какие ягоды? (Смородина, рябина, земляника.)

Слушайте следующую загадку:

Эта роспись,

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков, 

Колокольчиков звонких. 

Синие птицы

На веточках тонких. (Гжель.) 

 Выберите изделия из Гжели (Помещают на отдельный стол.)

- Какие цвета используют гжельские мастерапри росписи посуды, статуэток (Синий и голубой)

Какой материал используют мастера. (Глина.)

Слушайте следующую загадку:

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … (городец) 

-Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол).

-Что украшают городецкой росписью? (столы, стулья, разделочные доски, сундучки, хлебницы.игрушки и т.д.

-Из какого материала сделаны эти предметы?

-Назовите основные узоры городецкой росписи? (Конь, птица, цветы.)

Слушайте следующую загадку:

Веселая белая глина, 

Кружочки, полоски на ней, 

Козлы и барашки смешные, 

Табун разноцветных коней, 

Кормилицы и водоноски, 

И всадники, и ребятня,  

А ну, назови-ка меня! (Дымково.) 

Воспитатель. А, где же дымковские игрушки?  Неужели мастера забыли  прислать? Посмотрите! Что, это за коробка? Да, это же от дедушки Тихона. А вы ребята  помните кто такой дедушка Тихон?

-Да, действительнов селе Дымково дедушка Тихон является лучшим мастером.

(открываю посылку, дети видят не расписанные игрушки)

-Ой, а что же не так? Почему они все белые?(ответы детей-они не раскрашены)

-Наверно у дедушки Тихона много  работы А ему очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство. Как же быть? Чем же помочь?(Дети предлагают раскрасить) 

-Но, прежде,чем перейти в мастерскую вспомним:

Воспитатель: Какие краски используют дымковские мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Воспитатель: А какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.

Воспитатель: Я, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру.

После игры приглашаю в мастерскую. (Надевают фартуки)

-Присаживайтесь поудобнее . (дети выбирают игрушки)

Вам в помощь дедушка Тихон  прислал несколько образцов росписи.

-Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать игрушки. Но можно придумать и свой узор из колечек, кружочков, точек и линий.

Пальчиковая игра. (Кисточку держим от себя на вытянутые руки, чтобы не поранить себя)

- Кисточку держу, вот так

-Это сложно нет пустяк!

-Вправо, влево, верх, вниз,

-Побежала наша кисть.

-Кисточку в руках кручу,

-Между пальчиков верчу.

-Непременно каждый пальчик,

-Быть послушным научу.

Сядем рядком, посидим лодком,

Спинки прямые мы ребята удалые.

Приступайте к работе, я включу музыку. Она в работе помогает  и настроение поднимает.

Как хорошо у вас получается:

  1. Не будет скуки, коль заняты руки.
  2. Есть терпение, будет и умение.

А,  знаете ли вы народные  пословицы о труде?

Дети: 1. Дела мастера боится.

  1. От скуки бери дело в руки.
  2. Поспешишь - людей насмешишь.
  3. Сделал дело -гуляй смело!(воспитатель)

Расписанные игрушки выкладывают на стол для дымковских игрушек.

Дети рассматривают все игрушки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.

Предлагаю выразить свое настроение и впечатление от занятия с помощью цветных кружочков (Красный – прекрасное настроение, занятие очень понравилось;

Зеленое- мне все равно; синий-настроение плохое, занятие не понравилось. Выбирайте и положите к своей работе.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера.

Теперь весь товар на ярмарке на месте и дедушка Тихон будет очень доволен. (Звучит музыка.)

Внимание! Внимание! Внимание! 

Открывается веселое гуляние! 

Торопись, честной народ, 

Тебя ярмарка зовет! 

Изо всех концов земли

Все на ярмарку пришли

Народ собирается

Наша ярмарка открывается!

Подходите, подходите ! Угощение берите!

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем, всем до свидание скажем!

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по рисованию. Тема: «Веселая ярмарка»

 Программные задачи.

Познавательные:

- продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец;

- закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

- развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры. 

Социально-коммуникативные:

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

- продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке.

Речевые:

- активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Городец».

Художественно-эстетические:

- способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

- вызвать у детей желание побыть в роли дымковских мастеров и самостоятельно расписать игрушки на бумажных шаблонах. 

Физические:

- развивать мелкую моторику рук. 

Материал: изделия народных умельцев – мастеров Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, краски-гуашь, кисти, салфетки, подставки под кисточки, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много у нас сегодня гостей. По старому русскому обычаю давайте пожелаем им здоровья. (Дети здороваются с гостями.)

Настрой: С голубого ручейка начинается река ,а занятие наше начинается с улыбки!

В.: Не стесняйтесь по удобнее располагайтесь,

     Всем ли видно, всем ли слышно.

     Приготовьте ушки, глазки,

     Приглашаю я вас в ярмарочную сказку.

- С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки.

- Что , такое ярмарка? (Ответы детей)

- Да, это шумный базар, на который со всех сторон русские мастера привозили изделия, сделаны своими руками.

- Подходите , да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

- Эти вещи нынче в гости к нам пришли! 

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты! 

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра! 

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! 

- Ой, ребята, а как же ярмарка начнется, если лавки пустые, мастера приехать не смогли. Может быть мы им поможем разложить товар по промыслам.

Воспитатель. А разложить товар мы сможем, если отгадаем загадки.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

А трава, как бахрома

Золотая… (Хохлома.)

-Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе (Помещают на отдельный стол.)

-Какие предметы расписывали хохломской росписью?(Деревянные ложки, плошки, разделочные доски, стулья и т.д.)

 -Какие цвета использовали художники в этой росписи?(желтый- золотой, красный, черный, зеленый)

-Из каких элементов состоит узор?(травка, завиток, цветы, листья, ягоды.)

-Какие ягоды? (Смородина, рябина, земляника.)

Слушайте следующую загадку:

Эта роспись,

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков, 

Колокольчиков звонких. 

Синие птицы

На веточках тонких. (Гжель.) 

 Выберите изделия из Гжели (Помещают на отдельный стол.)

- Какие цвета используют гжельские мастерапри росписи посуды, статуэток (Синий и голубой)

Какой материал используют мастера. (Глина.)

Слушайте следующую загадку:

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … (городец) 

-Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол).

-Что украшают городецкой росписью? (столы, стулья, разделочные доски, сундучки, хлебницы.игрушки и т.д.

-Из какого материала сделаны эти предметы?

-Назовите основные узоры городецкой росписи? (Конь, птица, цветы.)

Слушайте следующую загадку:

Веселая белая глина, 

Кружочки, полоски на ней, 

Козлы и барашки смешные, 

Табун разноцветных коней, 

Кормилицы и водоноски, 

И всадники, и ребятня,  

А ну, назови-ка меня! (Дымково.) 

Воспитатель. А, где же дымковские игрушки?  Неужели мастера забыли  прислать? Посмотрите! Что, это за коробка? Да, это же от дедушки Тихона. А вы ребята  помните кто такой дедушка Тихон?

-Да, действительнов селе Дымково дедушка Тихон является лучшим мастером.

(открываю посылку, дети видят не расписанные игрушки)

-Ой, а что же не так? Почему они все белые?(ответы детей-они не раскрашены)

-Наверно у дедушки Тихона много  работы А ему очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство. Как же быть? Чем же помочь?(Дети предлагают раскрасить)  

-Но, прежде,чем перейти в мастерскую вспомним:

Воспитатель: Какие краски используют дымковские мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Воспитатель: А какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии. Воспитатель: Я, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в хороводную игру.

После игры приглашаю в мастерскую. (Надевают фартуки)

-Присаживайтесь поудобнее . (дети выбирают игрушки)

Вам в помощь дедушка Тихон  прислал несколько образцов росписи.

-Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать игрушки. Но можно придумать и свой узор из колечек, кружочков, точек и линий.

Пальчиковая игра. (Кисточку держим от себя на вытянутые руки, чтобы не поранить себя)

- Кисточку держу, вот так

-Это сложно нет пустяк!

-Вправо, влево, верх, вниз,

-Побежала наша кисть.

-Кисточку в руках кручу,

-Между пальчиков верчу.

-Непременно каждый пальчик,

-Быть послушным научу.

Сядем рядком, посидим лодком,

Спинки прямые мы ребята удалые.

Приступайте к работе, я включу музыку. Она в работе помогает  и настроение поднимает.

Как хорошо у вас получается:

  1. Не будет скуки, коль заняты руки.
  2. Есть терпение, будет и умение.

А,  знаете ли вы народные  пословицы о труде?

Дети: 1. Дела мастера боится.

  1. От скуки бери дело в руки.
  2. Поспешишь - людей насмешишь.
  3. Сделал дело -гуляй смело!(воспитатель)

Расписанные игрушки выкладывают на стол для дымковских игрушек.

Дети рассматривают все игрушки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.

Предлагаю выразить свое настроение и впечатление от занятия с помощью цветных кружочков (Красный – прекрасное настроение, занятие очень понравилось;

Зеленое- мне все равно; синий-настроение плохое, занятие не понравилось. Выбирайте и положите к своей работе.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера.

Теперь весь товар на ярмарке на месте и дедушка Тихон будет очень доволен. (Звучит музыка.)

Внимание! Внимание! Внимание! 

Открывается веселое гуляние! 

Торопись, честной народ, 

Тебя ярмарка зовет! 

Изо всех концов земли

Все на ярмарку пришли

Народ собирается

Наша ярмарка открывается!

Подходите, подходите ! Угощение берите!

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем, всем до свидание скажем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...

Презентация "Ярмарка Дымковской игрушки"

Вид ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) и речевому развитию (развитие речи) в старшей группе...

«На ярмарке дымковской игрушки»

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности  в старшей группе«На ярмарке дымковской игрушки»...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....

«ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

КОНСПЕКТ По образовательной области «Художественное творчество» (декоративное рисование) по теме «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» В старшей группе ...

ДОСУГ НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ».

Цель:  Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, продолжать воспитывать на народных традициях; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать интерес к изучению народных...

4.1 Досуг на тему: "Ярмарка дымковской игрушки" Старшая группа. 2023

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой...