План самообразования по художественно- эстетическому развитию
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2019–2021 уч. год
Воспитатель : Петрова Галина Михайловна
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
Актуальность.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.
Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи тестопластики.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Оформить в группе уголок по художественно-эстетическому развитию.
- Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок.
- Воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции) .
- Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредствам тестопластики объекты живой и неживой природы.
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Наблюдения.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Организация выставок.
• Изготовление подарков.
• Просмотр слайд. фильмов.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей.
• Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.
• Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.
• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.
• Создание поделок.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию тестопластикой.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов для декорирования.
Овладеют приемами лепки из теста:
• соединение в виде кольца;
• раскатывание круговыми и прямыми движениями;
• расплющивание;
• использование стеки.
• оттягивание отдельных частей от основной формы;
• прищипывание краев формы;
• лепка из нескольких частей;
• вдавливание для получения полой формы;
• сглаживание поверхности формы;
Овладеют способами лепки из теста:
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).
2. Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Научатся использовать материал для работы:
- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы (гуашь, акриловые краски)
- Цветная бумага.
- Проволока (усики, основа).
- Ленточка (оформление работ).
- Доска.
- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые детали.
- Кисточка.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий).
- Формочки.
- Влажная тряпочка.
Начало работы над темой: сентябрь 2019 года
Окончание работы: май 2021 года
Этапы работы
№ | Содержание плана работы | Сроки |
1 | Теоретический этап 1. Самоанализ и самооценка своей педагогической компетенции по теме. 2. Подбор литературы по самообразованию. 3.Повышение собственного уровня знаний путем изучения литературы и интернет ресурсов по теме самообразования. 4.Подбор материала, необходимого для работы с детьми, родителями, коллегами. . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2016. 3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с. 4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования / 5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с. 6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г. 7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г. 8. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010. 9. Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с. 10. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012. 11.Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. 12Силаева К. Соленое тесто. Большая книга поделок. 13. Хананова И. Соленое тесто. 14.Чаянова И. Соленое тесто для начинающих. 2. Поиск материалов в интернете | Сентябрь- октябрь |
2 | Практическое решение 1.План занятий по лепке. 2. Знакомство детей с материалом, рассматривание. 3. Оформление центра активности «Мукосолька». 4. Изготовление дидактических игр, наглядного материала из соленого теста. 5. Создание информационного стенда «Мир тестопластики». 2. Проведение мастер класса для воспитателей «Творим из соленого теста». | Октябрь Ноябрь Декабрь |
3 | Взаимодействие с семьёй. Анкетирование для родителей «Как вы развиваете творческие способности своих детей дома». 1. Рекомендации в уголке для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в домашних условиях». 2. Выставка совместных (дети и родители) работ из соленого теста «Елочные украшения». 1.Выступление на родительском собрании «Тестопластика – это полезное и занимательное занятие для детей дошкольного возраста». |
Сентябрь – октябрь Февраль Май |
4 | Самореализация 1. Открытое занятие «Красивые бабочки» лепка из теста | Май |
План работы на 2019 -2020 Планирование по изобразительной деятельности - лепке в средней группе
Месяц | Тема занятий | Программные задачи | Оборудование |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | «Осень в гости к нам пришла» (изготовление) . «Разноцветные листья» (раскрашивание) «Дары Осени» (изготовление) . «Дары Осени» (раскрашивание) «Солнышко лучистое» (изготовление) «Солнышко лучистое» (раскрашивание) «Подарок мамочке» (изготовление) «Подарок мамочке» (раскрашивание) «Новогодние игрушки» (изготовление) «Новогодние игрушки» (раскрашивание) «Белые медведи» (изготовление) «Белые медведи» (раскрашивание) «Снеговик-почтовик» (изготовление) «Инструменты для папы» (изготовление) «Инструменты для папы»(раскрашивание) «Панно для мамочки моей» (изготовление) «Панно для мамочки моей» (раскрашивание) «Уточки в пруду» (изготовление) «Уточки в пруду» (раскрашивание) .
«Ракета» (изготовление) . «Ракета» (раскрашивание) «В мире насекомых» (изготовление) . «В мире насекомых» (раскрашивание) . «Подводный мир» (изготовление) . «Подводный мир» (раскрашивание) . | Уточнить представление о том, кто такие изменения происходят осенью. Показать, как из теста лепить листья разной формы используя различные приемы лепки Формировать представление о разнообразии форм и цветов осенней листвы. Учить раскрашивать высушенную заготовку. Закреплять знания детей о дарах осени, продолжать учить использовать прием отщипывания и растягивания в лепке Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться личному результату. Расширять знания о неживой природе, учить называть качества предмета, формировать умения катания предметов округлой формы. Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорции частей, используя усвоенные приемы лепки. Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату. Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки (Л. 100) Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату. учить детей создавать в лепке модели предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде, показать возможность моделирования изделия на основе готовой формы. Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату на фоне коллективной работы Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки. . Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату Учить придумывать сюжет, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки, развивать творческие способности Совершенствовать способности моделирования, развивать глазомер, воображение, творчество. Упражнять в создании фигур, соответствующих оригиналу координировать движение рук и глаз Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного катания колбаски Формировать представление о разнообразии форм и цветов. Закреплять умения раскрашивания высушенной заготовки Продолжать закреплять приемами лепки, воспитывать стремления добиваться хорошего результата Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста, правильно подбирать цветовой колорит Учить детей создавать в лепке модели предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде, показать возможность моделирования изделия на основе готовой формы Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату |
План работы на 2020 -2021 Планирование по изобразительной деятельности - лепке в старшей группе
Месяц | Тема Занятия № | Программные задачи | Литература Стр. |
Сентябрь | Занятие №1 «Как сделать соленое тесто послушным» Занятие №2 «Приготовление теста, замешивание, хранение, сушка» | Научить детей замешивать тесто, рассказать о пропорциях, учить соблюдать все по рецепту. Заинтересовать детей процессом лепки из теста. Учить изготавливать различные поделки. Развивать интерес к окружающему миру, глазомер, мелкую моторику пальцев рук, чувство цвета. Рассказать поэтапное приготовление теста. Научить детей своими маленькими ручками из обычного кусочка теста изготавливать игрушки. Учить изготавливать различные поделки, аккуратно и с фантазией, то поделка из теста станет хорошим подарком . | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 4-5 Стр.5-8 |
Сентябрь | Занятие №3 «Материалы и инструменты» Занятие №4 «Выпечка» «Окраска, лакировка» | Заинтересовать детей процессом лепки из теста, уточнить какие материалы и инструменты необходимы для работы с тестом: Соль, мука, вода, скалка, ножницы, чашка для замешивания теста, стека, кисточка, гуашь, бесцветный лак. Воспитывать желание сделать приятное своим близким. Выпечка самый ответственный момент в работе с тестом. Выпечка проводиться в разном режиме. Оформление поделок из теста требуют аккуратной работы, для придания глянца можно смазать поделку яичным желтком, размешанным с солью. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 4-5 Стр. 7-9 |
Октябрь | Занятие №5 «Смешарики - Крош» Занятие №6 «Смешарики - Нюша» | Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать правильное отношение к результатам работы. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 4-5 |
Октябрь | Занятие №7 «Смешарики - Ёжик» Занятие №8 «Смешарики - Лосяш» | Учить лепить детей предметы круглой формы. Закреплять умение лепить предметы большие и маленькие. Обращать внимание детей на результат работы. Учить детей определять содержание своей работы. Учить использовать в своей работе знакомые приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие способности. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» |
Ноябрь | Занятие №9 «Подсвечник» Занятие №10 «Подсвечник» | Учить детей скатывать длинный валик и складывать его пополам, свертывать жгут восьмеркой. Развивать мелкую моторику пальцев при помощи расплющивания валика по всей длине. Воспитывать аккуратность при сборке и оформлении поделки. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 89-93 |
Ноябрь | Занятие №11 «Лук. Морковь» Занятие №12 «Лук. Морковь» | Учить детей определять содержание своей работы. Учить использовать в своей работе знакомые приемы. Формировать умение выбирать интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 60-64 |
Декабрь | Занятие №13 «Подковка» Занятие №14 «Подковка» | Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми движениями, лепка пальцами для уточнения формы. Подводить к образной оценке результатов работы. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 84=85 |
Декабрь | Занятие №15 «Изготовление буквы Е» Занятие №16 «Изготовление буквы Е» | Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 32-33 |
Январь | Занятие №17 «Хлеб» | Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми движениями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 126-129 |
Февраль | Занятие №18 «Ёжик» Занятие №19 «Ёжик» | Закреплять, умение лепить знакомые предметы пользуясь, усвоенными ранее приемами: раскатывания, прищипывания, соединения частей прижимая и сглаживая места скрепления. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 34-35 |
Февраль | Занятие №20 «Котик» Занятие №21 «Котик» | Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Подводить к образной оценке результатов работы. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр.54-55 |
Март | Занятие №22 «Поросята» «Мышки» Занятие №23 «Поросята» «Мышки» | Закреплять умения задумывать содержание своей работы, используя ранее усвоенные способы лепки. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 68-69 94-95 |
Март | Занятие №24 «Божья коровка» «Бабочка» Занятие №25 «Божья коровка» «Бабочка» | Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины. Учить передавать в лепке характерные признаки насекомых. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, творчество. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. |
Апрель | Занятие №26 Аркадия – «райская страна» Занятие №27 Аркадия – «райская страна» | Учить детей составлять композицию из отдельных предметов и деталей. Развивать чувство композиции, художественно-эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать самостоятельность, творчество. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. |
Апрель | Занятие №28 «Как вкусно! Спелые ягоды клубники» Занятие №29 «Ромашки – маленькие солнышки» | Учить лепить предметы круглой формы, располагать их в определенной последовательности. Закреплять умения задумывать содержание своей работы, используя ранее усвоенные способы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Развивать у детей замысел, передавая пластическим способом изображение цветка, располагая его на пластине. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 141-144 Стр.106-107 |
Май | Занятие №30 «Ромашки – маленькие солнышки» | Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать глазомер, мелкую моторику. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 106-107 |
Май | Занятие №31 «По грибы» Занятие №32 «По грибы» | Учить детей определять содержание своей работы, использовать знакомые приемы лепки. Формировать умение выбирать и составлять интересные композиции. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. | О.Чибрикова Книга-игра «Азбука соленого теста» Стр. 76-77. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразование по художественно-эстетическому развитию
Нетрадиционные техники...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество рисование для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество лепка для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН...
Перспективный план работы по «Художественно – эстетическому развитию» Образовательная область «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста» (3 – 4 года)
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...
План самообразования по художественно - эстетическому развитию в средней группе
План самообразования...
План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.
В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...