План самообразования по художественно - эстетическому развитию в средней группе
материал (средняя группа) на тему

Нагорнова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

ПЛАН

самообразования по художественно-эстетическому развитию

(средняя дошкольная группа)

Цель работы по самообразованию: расширение собственных знаний о значимости образовательной области художественно-эстетическое развитие.

                                                                                                                   Задачи: 1.  Изучить методическую литературу по данной теме.                         2.  Подготовить методический материал, картотеку дидактических игр и пособий на развитие творческих способностей детей по художественно – эстетическому развитию.                                                       3.  Организовать самостоятельную деятельность с использованием активных форм обучения.                                                                                   4.  Развивать интерес , способности детей.                                                                           5.  Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.                                                                         6.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Актуальность темы:

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей  в различные виды  художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность темы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период.
       Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.


Срок реализации: 1 год


п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Работа с детьми

Работа с родителями

1

Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

Сентябрь

1.Рисование по замыслу (работа со знакомыми техниками).

2. Коллективная работа «Нарисуй, что хочешь».

2. Натюрморт «День яблочного изобилия»

1.Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования»

2.Советы родителям: «Экскурсия в лес, парк» (подготовить материал для нетрадиционных техник рисования-листочки, веточки, шишки, мох).

2

1.Внести в уголок цветной и белый картон, кусочки обоев, наклейки, ткани, нитки, самоклеющ. плёнку.

2. Разработка картотек художественного слова, пальчиковая гимнастика.

Октябрь

1. «Весёлый гном» Цель: научить детей создавать образцы на основе восприятия схематического изображения предмета.

2. «Зачем человечку зонт» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

1.Оформить папку-раскладушку: «Советы родителям по работе с краской»

3

1. Пополнение образцов декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Ноябрь

1. «На что похоже» Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

2. «Берёза в снегу» Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.

1.Организовать конкурс среди родителей на самую лучшую снежинку: «Серебристая снежинка»

4

Лепка – экспериментирование с художественными материалами 

Декабрь

Лепка из пластилина “Олешек”

1.Консультация «Детское творчество в условиях семьи»

5

Знакомство с искусством –рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом

Январь

Роспись керамической тарелки «Зимний лес.»

1.Консультация: «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

6

Презентация «Аппликация как развитие творческих способностей дошкольников»

Февраль

Аппликация из бумаги “Веселые портреты”

1.Помощь родителей в оснащении и оборудовании материалом ИЗО уголка в группе.

7

Журнальная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета.

Март

Объемная аппликация “Члены моей семьи”

Аппликация с помощью родителей.

8

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Апрель

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Информация в уголке для любознательных родителей.

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

9

«Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

«Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей.

Май

Совместное изготовление нетрадиционных шумовых музыкальных инструментов

Консультация "Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании"

10

«Музыкально- творческая деятельность оздоровительной направленности».

Июнь

Музыкальное мероприятие «До свидание, детский сад!»

Консультация «Для чего нужно развивать чувство ритма у детей?»



Изучение методической литературы по художественно-эстетическому развитию дошкольников


Предмет

Список литературы

1.

Художественная литература

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

2.

Рисование

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

Комарова Т.С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.

Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

3.

Лепка

Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.

Жуковская Марина. Играем на кухне. Развивалки для малышей.- СПб.:Питер,2013.

4.

Аппликация

Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

Каракулова О. «Рисуем» скотчем! » // Обруч. - 2003. - № 5.

Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. :Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования)

Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

5.

Музыкальная деятельность                                            

«Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г;

Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.

   

 План работы по самообразованию

   Тема : «Художественно – эстетическое развитие     детей в средней группе»                  

                                                  Воспитатель: Нагорнова С. Ю.                                                                           

                                                        МБДОУ № 12 «Белочка»

                                                                                                                 

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                         

                                       2018 год                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по Художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства.

В плане самообразования изложена полная информация по теем "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства....

План конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе

План конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе...

План работы по художественно–эстетическому развитию в средней группе

В таблице расписаны занятия проводимые в средней группе по рисованию, лепке и аппликации...

План работы по самообразованию по художественно -эстетическому развитию во 2 группе раннего возраста "Нетрадиционные техники рисования"

План работы по самообразованию по художественно -эстетическому развитию во 2 группе раннего возраста "Нетрадиционные техники рисования"...