Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx102.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 Кировского района Санкт - Петербурга

                    «Народные промыслы»

                  ( подготовительная группа)

непрерывная образовательная деятельность

по художественно – эстетическому развитию

                     Новости дока "мои новости" :: NoNaMe

Cоставила воспитатель: Крутикова И.Г.

Санкт - Петербург 2019 год

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, художественная, двигательная.

Цели: расширить представления детей о народных промыслах; прививать любовь к Родине, фольклорным традициям; развивать познавательный интерес, логическое мышление, эстетические чувства.

Планируемые результаты: знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов, принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Оборудование: дымковские, филимоновские, семёновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель; силуэты дымковских, филимоновских, семёновских игрушек; силуэты гжельской, хохломской посуды.

                                               Ход деятельности

Организационный момент.

Воспитатель:

                      Слава нашей стороне!

                      Слава русской старине!

                      Я рассказывать начну,

                      Чтобы дети знать могли

                      О делах родной земли.

                                                           Н. Кончаловская.

А вы знаете про то, как люди раньше жили, пели песни, мастерили? Ведь преданья старины забывать мы не должны. А помогут нам в этом изделия мастеров народных промыслов. Я предлагаю вам полюбоваться красотой созданных ими произведений.

Познавательная деятельность.

Рассматривание предметов.

- Был такой чудо – мастер. Разное про него говорили старики, будто поселился он в глухом лесу., избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как – то к его порогу жар – птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намёк, а не из этой ли сказки появилась удивительная красота?

- Отгадайте загадку:

                                Все листочки как листочки,

                                Здесь же каждый золотой,

                                Красоту такую люди называют …(хохломой)

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.

Воспитатель и дети рассматривают изделия с хохломской росписью.

Неизменным элементом в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки.

                                   Резные ложки и ковши

                                   Ты разгляди -  ка, не спеши,

                                   Там травка вьётся и цветы

                                   Небывалой красоты.

Описание хохломских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (из какого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узор нарисован)

Рассматривание гжельской посуды.

- Скоро сказка сказывается…

Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которую ему подарила жена. Но роза от мороза замёрзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвёз жене в подарок эту посуду.

- Отгадайте загадку:

                              Синяя сказка – глазам загляденье,

                              Словно весною капель,

                              Ласка, забота, тепло и терпение,

                              Дружная, звонкая…(гжель)

Воспитатель и дети рассматривают изделия гжельских мастеров.

Такая посуда, расписанная синими цветами, наверное, есть и у вас в доме. Это настоящее синее чудо на белом фоне: знакомые с детства ромашки, купавки, колокольчики, розы, ягодки земляники, малины, тонкие травинки и завитки получают новую жизнь в произведениях народных мастеров.

                                         Гжель.

                             Кто придумал это слово,

                             Это слово немудрёно?

                             Жгелью раньше гжель звалась,

                             Была пёстрой, а сейчас –

                             Это чудо синее на блюдечке раскинуто.

                             Раз мазок, два мазок, завиток и точки…

                             Расцветут на белой глине синие цветочки.

Описание гжельских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (из какого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узор нарисован)

Физминутка:

Терем, терем, теремок               (Дети соединяют поднятые руки на д головой «домиком»)

Он не низок, не высок.              (Приседают, встают, поднимают руки вверх)

Расписные здесь завалинки,      (Поворачиваясь в стороны, показывают завалинки)

С хохломским узором ставенки,     (Соединяют руки перед грудью и разводят в стороны –

                                                             открыли ставенки)

Солнце светит поутру,                 (Поднимают руки вверх, потягиваются)

Звери к терему идут.                   (Ходьба на месте)

Вот идёт лисичка, рыжая сестричка.       (Имитируют походку лисы)

Следом скачет зайка, зайка – попрыгайка.       (Прыгают на двух ногах)

А за ними шёл медведь,                                 (Имитируют походку медведя)

Тише, тише, не шуметь!                           (Прикладывают палец к губам)

Рассматривание дымковской игрушки.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит украшением быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы.

– Отгадайте загадку:

                              Весёлая, белая глина,

                               Кружочки, полоски на ней,

                              Козлы и барашки смешные,

                              Табун разноцветных коней.

                              Кормилицы и водоноски,

                              И всадники, и ребятня,        

                              Собаки, гусары и рыбка,

                              А ну, отгадайте, кто я?

Ну, конечно, это любимая всеми дымковская игрушка.

                               Чем знаменито Дымково?

                                Игрушкою своей.

                                В ней нету цвета дымного,

                                А есть любовь людей.

                                В ней что - то есть от радуги,

                                От капелек росы.

                                В ней что – то есть от радости, гремящей, как басы.

Описание дымковских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (из какого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узор нарисован)

Рассматривание филимоновских игрушек.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут,

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Воспитатель и дети рассматривают изделия филимоновских мастеров.

Меньше всего изменений за долгие годы своего существования претерпела филимоновская игрушка. Природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились на облике игрушек. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Главное, что поражает при взгляде на игрушку, еЁ смелая роспись. Гамма цветового решения почти не меняется: белое сочетается с малиновым, зелёным (реже синим), лимонно – жёлтым. Животные и птицы всегда расписаны по определённой схеме: поперёк туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается одним, чаще зелёным, цветом.

Описание филимоновских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (из какого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узор нарисован)

Рассматривание семёновских игрушек.

- Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живёт в России более ста лет. Отгадайте, про кого я говорю:

                                    Есть у нас одна игрушка,

                                    Не лошадка, не петрушка,

                                    Красавица – девица,

                                    Каждая сестрица

                                    Для меньшей темница…(матрёшка)

- А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком – японцем. Вот и переодел куклу художник в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрёшек, - люди добрые, весёлые, словоохотливые! Да и игрушка – то какая радостная! А мастера живут в селе Семёново.

Рисование «Распиши игрушку»

Дети должны разукрасить вырезанный силуэт игрушки в стиле выбранного народного  промысла.

Рефлексия.

- Что особенно было интересным для вас?

- О чём вы расскажете дома родителям?

- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Вот земля наша – земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой или глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жильё, в полезные вещи, игрушки. Передаётся мастерство от отцов сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."

АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...