Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Дети дошкольники - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый (педагог, родители), поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, педагог проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskgo_zanyatiya.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет,
имеющие тяжелые нарушения речи:
Как Муха хвост себе выбирала
(По произведению В.В. Бианки «Хвосты»).
Технология продуктивного чтения-слушания.
Голубкина Ольга Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №48" г. Рязань
Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Дети дошкольники - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый (педагог, родители), поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, педагог проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Очень важно сформировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Слушая чтение произведений различных жанров, ребенок тренирует внимание и память, учится правильно строить предложения и последовательно излагать мысли. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Понимание текста – важное качество для дошкольника-слушателя. Полноценное восприятие и понимание текста и есть «продукт» чтения-слушанья любого текста.
Применение технологии продуктивного чтения в полной мере позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Рассмотрим применение данной технологии на примере изучения произведения В. Бианки «Хвосты».
Цель занятия: организовать деятельность детей, направленную на знакомство с рассказом В. Бианки «Хвосты»; способствовать развитию восприятия и понимания текста, развитию диалогической речи; побуждать интерес детей к слушанию рассказов с природоведческим содержанием.
Задачи:
Организовать мотивацию детей для слушания рассказа В. Бианки «Хвосты».
Организовать практическую деятельность детей, направленную на:
-знакомство с рассказом
-формирования умения отвечать полным ответом на вопрос
-употребление притяжательных прилагательных,
-разгадывание загадок.
Организовать двигательную активность детей, создать условия для развития речевого дыхания и развития силы голоса.
Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию рассказа.
Обогащение словаря: писатель-натуралист, брюхоног, оленуха, назойливая, надоеда.
Предварительная работа: дидактические игры: «Чей хвост?», «Чья морда?», рассматривание предметных картинок с изображением животных, чтение рассказов о животных других авторов (Е.И.Чарушин)
Методические приемы: чтение рассказа, пересказ текста, беседа, лексико-грамматическое упражнение «Чей хвост?», загадывание загадок
Оборудование: книги В. Бианки, портрет В. Бианки, предметные картинки с изображением героев рассказа (человек, муха, слизняк, рыба, рак, дятел, лиса, оленуха с оленятами, корова), тренажёр для дыхательной гимнастики «Рыбка-ветерок».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давайте поздороваемся сегодня необычно?(ответы детей)
Игра «Приветствие»
Свободно перемещаясь по группе, дети слушают сигнал логопеда:
–один хлопок – здороваемся глазками (взглядом) и кивком головы,
–два хлопка – здороваемся за руку,
–три хлопка – здороваемся носиками.
–и не забываем при этом улыбаться!
- Ну что? Готовы? Тогда начинаем (дети играют в игру «Приветствие»). После игры дети занимают свои места.
- Мотивационный этап (до чтения)
-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о своем любимом писателе, зовут его Виталий Витальевич Бианки (выставляется портрет писателя). Этот писатель жил давным – давно (1894-1959). С детства он наблюдал за жизнью животных, насекомых, за изменениями в природе. Все свои наблюдения он записывал, и потом стал писать рассказы о природе. Виталий Бианки писатель –натуралист.
-Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и узнаете какие же герои в этом рассказе!
Загадки:
1.В птичник повадится –жди беды
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
2.Голодная мычит, сытая жует
Всем ребятам молока дает (Корова)
3.Трав копытами касаясь, по лесу идет красавец
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Олень)
4.Кто в беретке ярко – красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5.На мели сидит, усами шевелит
А гулять пойдет - задом наперед (Рак)
6.В воде она живет
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
Дети разгадывают загадки, предметные картинки логопед вывешивает на мольберт
- Ориентировочный этап (до чтения)
Логопед проводит дидактическую игру «Чей хвост?»
У рыбы – хвост рыбий.
У лисы – хвост лисий.
У коровы – хвост коровий.
У оленя – хвост олений.
-Посмотрите на картинки, у всех героев рассказа есть хвосты, а у мухи нет! А вы знаете, как муха себе хвост выбирала? (ответы детей)
-А как же нам узнать? (ответы детей)
-Правильно, нам нужно прочитать этот рассказ!
- Исполнительский этап (во время чтения)
3.1. Чтение-слушанье
Чтение рассказа В.Бианки «Хвосты» (приложение 1)
Логопед читает рассказ, обращая внимание на предметные картинки, поясняя значения слов: брюхоног, оленуха, назойливая, надоеда. Дети слушают.
3.2. Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики, с упражнениями для развития голоса
Муха утром проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре – полетела.
(Дети выполняют движения соответственно тексту)
Дыхательные упражнения с тренажером «Рыбка»
Упражнения для развития силы голоса-муха жужжит (дети произносят звук [Ж]: громко-тихо-громко, тихо – громко-тихо-шепот (превращая звук [ж] в звук [ш])
- Обобщающая беседа (после чтения)
Предполагает систему вопросов, подводящую детей к главной мысли произведения:
-Скажите, к кому приставала Муха? (ответы детей)
-Для чего животным нужен хвост, по мнению Мухи? (ответы детей)
-Зачем хвост слизняку? Как назвал себя Слизняк при разговоре с Мухой? (ответы детей)
-Зачем хвост Рыбе? Как автор называет хвост рыбы? (ответы детей)
-Зачем хвост Раку? Как назвал свой хвост Рак? (ответы детей)
-Зачем хвост Дятлу? (ответы детей)
-Опишите, какой хвост у Оленухи? Зачем он ей нужен? (ответы детей)
-Кому из зверей нужен хвост для заметания следов? А какой хвост у Лисы? (ответы детей)
-Зачем хвост Корове? (ответы детей)
-Какая Муха была по характеру, почему автор называет ее надоеда, назойливая? (ответы детей)
-Что случилось с Мухой - надоедой в конце сказки? Добилась она своего? Получила хвост? (ответы детей)
-Ребята, а вы как думаете, для красоты зверям хвост? (ответы детей)
-Что нам автор хочет сказать, на примере поведения Мухи? (ответы детей)
Молодцы!
- Пересказ текста (после чтения)
Вы хорошо запомнили для чего героям хвосты, а теперь давайте расположим картинки в той последовательности, в которой муха прилетала (выходит один из детей и выставляет картинки, в соответствии с событиями в рассказе).
Дети выполняют пересказ текста по цепочке, друг за другом, опираясь на предметные картинки. Затем предлагается одному или двум детям пересказ рассказа целиком, так же опираясь на предметные картинки.
- Рефлексивный этап (итог занятия)
- Ребята понравился вам рассказ?(ответы детей)
-Ребята, что вы нового узнали сегодня? Проводится упражнение «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, начало фразы: «сегодня я узнал…»
(ответы детей)
5. Перспективный этап
- Ребята, когда вы придете домой спросите у своих родителей, какие они знают произведения этого автора! Попросите родителей почитать вам эти рассказы и сказки, а потом расскажите нам на следующих занятиях!
Список литературы
- Бианки В.В. Хвосты.–Изд.: Акварель, 2013.–8 с.
- Лысаков В.Г. 1000 загадок.– М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.– 318 с.
- Комарова М.Ю. Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/09/refleksiya-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-sootvetstvii-s-fgos-do (Дата обращения: 22.01.2020)
- Киселева О.А. Физкультминутки для дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/05/18/fizminutki-dlya-doshkolnikov-po-teme-nasekomye (Дата обращения: 21.01.2020)
- Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.
- Голодова Н. Ю. Статья «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://xn--j1ahfl.xnp1ai/library/rol_chteniya_v_razvitii_rebenka_doshkolnogo_vozrast_114920.html (Дата обращения: 31.01.2020)
- Дзюба М. С. Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраст (опыт работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://www.1urok.ru/categories/19/articles/14374 (Дата обращения: 31.01.2020)
Приложение 1
Рассказ В.Бианки «Хвосты»
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, Как Вы думаете, зачем хвост зверям — для красоты.
Ответы детей принимаются, но не комментируются
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать.
Как Муха надоедает Человеку? Покажите! Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
Летит она садом и видит: по листу Слизняк (Улитки, которые претерпели полную утрату раковины) ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:
— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.
— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног (ходит брюхом).
Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше.
Прилетела к речке, а в речке (Ребята посмотрите на картинке, кого в речке увидела Муха?) Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты. Ребята, для красоты рыбе хвост?
— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Муха к Раку:
— Отдай мне твой хвост, Рак!
— Не могу отдать, — отвечает Рак. —Хвост у меня вместо весла. Видишь надо мне вправо повернуть –я хвост направо кладу, а надо влево повернуть -хвост налево кладу.
Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит, Муха к нему:
— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.
— Вот чудачка! (Вот странная) — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать? Я на хвост опираюсь, когда долблю, — нельзя мне без хвоста. Хвост мне подпоркой (опорой) служит. Вот посмотрите на картинку, как дятел уперся своим хвостом в дерево
Муха видит: верно. Полетела дальше.
Видит: Оленуха (Самка оленя) в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:
— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!
Оленуха испугалась.
— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленята пропадут. (Давайте подумаем, как же хвостик Оленухи помогает оленятам?)
— Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленята за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, они бегут за мной. Так все и убежим от Волка.
Нечего делать, полетела Муха дальше.
Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!
Подлетела к Лисице, кричит:
— Отдавай хвост!
— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Почему Лиса без хвоста пропадет, может он все - таки для красоты Лисе нужен, вон он какой красивый, пушистый у нее? Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.
— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся (быстро махнула хвостиком), и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.
Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой.
Человек сидел у окошка, смотрел на двор.
Муха стала опять надоедать Человеку.
— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.
— Не отстану, — жужжит Муха.
Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон она, какая назойливая! (Надоедливая)
Подумал и говорит:
— Муха, Муха, вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост. Интересно, зачем хвост Корове, что ответит она Мухе?
Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:
— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
Корова молчала-молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.
Упала Муха на землю — дух вон (сдохла), и ножки кверху.
А Человек и говорит из окошка:
— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда («приставала»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."
АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...