Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Аннотация

 

Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, для того, чтобы достичь успеха в современном обществе.
Слушание книг развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг.

Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.

В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? Технология дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель

читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе

уточняют позицию автора.

Рассмотрим поэтапно применение технологии продуктивного «чтения-слушания» на примере погружения старших дошкольников в содержание нанайской народной сказки «Айога».

В процессе организованного взаимодействия детей со сверстниками, педагогом по теме занятия, мы обращали  внимание воспитанников на главную идею изучаемого произведения: «В человеке главное - не внешняя красота, а внутренние качества: доброта, отзывчивость и трудолюбие…». С помощью разных вопросов и включения различных видов детской деятельности активировали речевую, коммуникативную и познавательную активность всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayoga.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.

«Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Бабич Виктория Владимировна, воспитатель,
МБДОУ "Детский сад 121", г. Рязань.

Аннотация

Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, для того, чтобы достичь успеха в современном обществе.
Слушание книг развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Именно поэтому, становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению книг.

Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.

В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? Технология дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель

читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе

уточняют позицию автора.

Рассмотрим поэтапно применение технологии продуктивного «чтения-слушания» на примере погружения старших дошкольников в содержание нанайской народной сказки «Айога».

В процессе организованного взаимодействия детей со сверстниками, педагогом по теме занятия, мы обращали внимание воспитанников на главную идею изучаемого произведения: «В человеке главное - не внешняя красота, а внутренние качества: доброта, отзывчивость и трудолюбие…». С помощью разных вопросов и включения различных видов детской деятельности активировали речевую, коммуникативную и познавательную активность всех участников образовательного процесса.

Программное содержание:

- организовать деятельность детей, направленную на знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»

- способствовать формированию навыка эмоционально, воспринимать произведение, понимать содержание сказки;

- уметь определять эмоции героев, критически оценивать поступки героев произведения
- пробудить сострадание, любовь и желание заботиться о близких людях

Задачи:
Создать условия для:
- пробуждения интереса к слушанию нанайской народной сказки «Айога»
- знакомства с текстом произведения;
- расширения, уточнения и активизации словарного запаса (имена прилагательные), формирования умения детей анализировать прочитанный текст;
- контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.


Словарная работа:

Обогащение: покоробятся, горделивая.

Активизация:

отзывчивый, справедливый, щедрый, трудолюбивый.
Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: книга со сказкой «Айога».

Раздаточный материал: зеркала на каждого ребенка, цветные карандаши, листы с заданиями о выборе эмоций.

Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Молодцы, я вижу у всех хорошее настроение.

Мотивационный этап:
Попробуйте отгадать загадку:

И сияет, и блестит

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как, есть ему, покажет! (зеркало)

Воспитатель: Ребята, возьмите и посмотрите в зеркала

В зеркало я посмотрюсь

Улыбнусь и огорчусь (улыбаются, огорчаются)

Губы трубочкой сложу, (выполняют движения)

Всех я краше, погляжу!

Воспитатель: Ребята, вы часто на себя в зеркало смотрите? А это хорошо или плохо?

Давайте, поиграем. Согласны?

Игра «Зеркало» (дети играют в парах, стоя напротив друг друга. Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию)

Воспитатель: Ребята, есть такая пословица «Зеркало - красоты и ума не прибавит».

- Как вы ее понимаете?

Воспитатель: Я знаюсказку о девочке, которой очень нравилось любоваться собой. Как вы думаете, что с ней произошло? Как нам узнать?(прочитать книгу)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья и внимательно слушайте.

Исполнительскийэтап

Чтение текста с вопросами, комментариями, эмоциями.

В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. (Какое интересное имя). Красивая девочка. Все её очень любили...

Айога загордилась. (Как это?) Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. (Почему?) Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

  • Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает:
  • Я в воду упаду.
  • А ты за куст держись, - говорит ей мать.
  • Куст оборвётся! - отвечает Айога.
  • А ты за крепкий куст возьмись.
  • Руки поцарапаю... (Что делает девочка?) Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
  • Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

  • Дай мне лепёшку, мать! (Какая грубая)
  • Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.
  • Я рукавицы надену, - говорит Айога.
  • Рукавицы мокрые.
  • Я их на солнце высушу.
  • Покоробятся они (сделаются неровными, жёсткими), - отвечает мать.
  • Я их мялкой разомну. (сделает мягче)
  • Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет. Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. (Правильно сделала?) Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.

А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

  • Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. (от злости). Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились. (Ничего себе)

  • Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

  • Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Беседа по содержанию текста

Воспитатель: О ком эта сказка? Что вы узнали об Айоге? Какая она девочка? (хитрая, грубая, невоспитанная, горделивая, ленивая)

Воспитатель: Что сделала Айога на просьбу матери? Кто помог ее маме?(Соседская девочка)

Воспитатель: Ребята, соседская девочка, какая она? (добрая, внимательная, отзывчивая, щедрая, трудолюбивая, вежливая)

Воспитатель: Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? Как думаете, правильно ли она поступила? Почему Айога превратилась в гуся?

Творческое задание на умение определять эмоции героя.

(за столами)

Воспитатель: Ребята, рассмотрите рисунок. Выберите подходящие для девочки Айоги выражения лица.

Воспитатель: Закрась нужные квадраты, соответствующим цветом.

В начале сказки, когда любовалась собой - красным цветом

В середине сказки, когда отказала матери – синим цветом

В конце сказки, когда превратилась в гуся – зеленым цветом.

Воспитатель: Объясните, свой выбор. (Размышления детей)

Воспитатель: Ребята, чему научила нас сказка? (быть добрым, заботливым, справедливым, отзывчивым человеком)

Воспитатель: Кто из героев больше всего понравился?

Рефлексивный этап
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным?
А что было самым весёлым? Интересным?

Перспективный этап:
Я предлагаю, сегодня вечером посмотреть мультфильм «Айога» и очень надеюсь, что из вас никто и никогда не будет похож на девочку Аойгу!

Литература:
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 4 (6 - 7 лет). – М.: Баласс, 2017. – 110 с.
2. Ватагин М. Сказки народов России. «Библиотека школьника. Издательство «Стрекоза», 2015. – 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."

АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...