Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
план-конспект занятия (младшая группа)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой.

Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:

1. до чтения;

2. во время чтения;

3. после чтения.

Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание  прочитать произведение.

Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.

На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественные задачи текста, или особенности группы в целом и возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).

Для детей младшего дошкольного возраста при слушании художественного произведения важно включение эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера у детей 3-4 лет работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения С. Михалкова «Котята».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotyata.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Автор: Бабич Виктория Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад №121», г. Рязань

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой.

Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:

1. до чтения;

2. во время чтения;

3. после чтения.

Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание  прочитать произведение.

Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.

На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественные задачи текста, или особенности группы в целом и возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).

Для детей младшего дошкольного возраста при слушании художественного произведения важно включение эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера у детей 3-4 лет работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения С. Михалкова «Котята».

Цель:

организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением С. Михалкова «Котята»;

способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание стихотворения;

привлечь внимание детей к наличию кличек у домашних животных и особенностям их выбора.

Задачи:

Создать условия для:

для формирования интереса к слушанию стихотворения С. Михалкова «Котята»;

для знакомства с текстом стихотворения;

понимания разницы между именем человека и кличкой домашнего животного;

контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Озорной котенок», рассматривание картины «Кошка и котята».

Оборудование:

Книга С. Михалкова «Котята»; корзинка и игрушки котята, игрушка кошки, 8 штук котят в технике «оригами» на каждого ребенка, лента с бантом,  гуашь черного цвета, салфетки, бантики с веревочкой.

Ход образовательной деятельности:

1. Мотивационный этап (до чтения)

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята. К нам сегодня обещала прийти кошка Мурка, но ее до сих пор нет.

- Может она заблудилась? (ответы)

- Давайте ее позовем: - «Кис-кис»

Дети зовут кошечку.

- Наверное, кошечка не услышала нас. Давайте ребятки, позовем ее громко еще раз.

Дети: Кис-кис (громко).

(звучит звукоподражание: мяу-мяу)

Воспитатель:

- Где-то кошечка мяукает, давайте ее поищем.

(дети ищут кошечку и находят ее в корзинке)

Воспитатель:

- Ой, какая радость! Наша кошка Мурка нашлась. (Садятся на стульчики)

Давайте рассмотрим нашу кошку. Какая она? (большая, пушистая)

(Воспитатель предлагает погладить кошечку)

- Кошечку надо поглаживать осторожно, бережно.

(Во время поглаживания кошка издает звукоподражание мяу-мур)

- Поглаживать кошку надо аккуратно.

- Ребята, наша кошка Мурка, что-то сказала? Давайте повторим.

Дети повторяют: «Мяу-мур»

Воспитатель:

-Ребята, а наша кошка Мурка не одна. Кого вы еще видите в корзинке?

(ответы детей)

- У нашей кошки Мурки родились котята.

- Давайте попросим у мамы- кошки разрешения взять их на руки.

Ответы детей

- Какие они?

Ответы детей ( мягкие, пушистые)

- Давайте рассмотрим их поближе.

Дети рассматривают котят.

- Сколько котят в корзинке?

Дети дружно считают котят:

- Один котенок, два котенка, три котенка, четыре котенка, пять котят.

2. Ориентировочный этап (до чтения)

Воспитатель:

- Ребята я знаю стихотворение, в котором рассказывается о пяти (выделить интонационно) котятах, а вы знаете? Хотите послушать?

Дети :

- Да! Мы хотим послушать стихотворение о котятах!

3. Исполнительный этап (во время чтения)

3.1. Чтение – слушание.

Сергей Михалков «Котята».

(Читает стихотворение С. Михалкова «Котята»)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз – котёнок самый белый,

Два – котёнок самый смелый,

Три – котёнок самый умный,

А четыре – самый шумный.

Пять похож на Три и Два –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

Раз, (паузы для совместного произношения слов). Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и (пауза для совместного произношения слов)… посчитать!

3.2. Обобщающая беседа (после чтения).

Воспитатель:

- По-моему, кошке и котятам очень понравилось стихотворение.

- А вам понравилось стихотворение?

Дети :

- Нам понравилось стихотворение.

Воспитатель:

- О чем стихотворение?

Дети:

- Стихотворение о котятах.

Воспитатель:

- Сколько котят родилось?

Дети :

- Родилось пять котят.

Воспитатель:

- Правильно! Родились у нас котята, их по счету ровно … (пауза для совместного произношения слова) пять.  

Воспитатель:

- Как Вы думаете, почему котят назвали раз, два, три, четыре, пять?

Ответы детей.

Воспитатель:

- А есть ли у Вас дома кот, кошка или котенок. Как его зовут?  

Ответы детей.

Воспитатель:

- Обратите внимание, непринято называть котят именем человека. У человека имя, а у котенка кличка. Например, мы зовем котенка Рыжик, Рыжик, Рыжик, и он отзывается, отКЛИКАЕТСЯ. (Слово кличка от слова кликать, звать. )

Ответы детей.

Воспитатель:

- Давайте поможем кошке Мурке: подберем каждому котенку кличку. Давайте вспомним, какие были котята (белый, смелый, умный, шумный).  

Дети:

- Рыжик (да, иногда по цвету шерсти), Умняша (иногда по характеру), Полосатик, Мурзик, Снежинка (да, иногда по цвету шерсти), Мурлыка.

Воспитатель:

- Легко нам было договориться? Есть ли одинаковые имена у наших котят? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, во что любят играть маленькие котята.

Ответы детей (клубочки, солнечные зайчики, бантики)

 (Затем предлагает детям стать маленькими котятами и поиграть с бантиком.)

3.3Игра « Лови – лови»

Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к палочке длинной 0,5 или 0,75 м.

Ребята смотрите, что у меня (бантик). В такую игру очень любят играть котята. А вы сможете поймать бантик? Но для этого вам нужно будет превратиться в котят, у меня есть волшебная палочка. «РАЗ – ДВА – ТРИ в котят превращаетесь вы»

Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям поймать бант (повторить 3-4 раза)

3.4.Практическая деятельность (дорисование).

Воспитатель:

- Ребята, я сегодня смастерила котят. (на столе котята в технике «оригами»)

- Посмотрите. Все ли у них есть? Глазки? Лапки? Хвостик. Чего не хватает?

(усиков).  Что же надо сделать? Дорисовать усы.

Дети встают вокруг стола и дорисовывают усики (рисование пальчиками)  

Воспитатель:

- Как ты назовешь своего котенка? Повторять за другими ребятами нельзя.

Ответы детей.

4. Рефлексивный этап (после чтения)

Воспитатель:

- Знаете ли вы теперь стихотворение о пяти котятах? Как оно называется? Кто его написал?

Ответы детей.

5. Перспективный этап (после чтения)

Воспитатель:

- Наша Кошка Мурка очень рада, что мы подружились с котятами, подобрали им клички. Теперь котята будет жить у нас в группе, а мы поможем ей за ними ухаживать.

Как мы будем это делать?

Ответы детей. (кормить, гулять, играть)

Воспитатель:

- Я предлагаю вам взять ленточки с бантиками и поиграть с нашими котятами.

- Но сначала мы проводим гостей и отправимся играть  с котятами.

      Литература:

1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 1 (3 – 4 года). – М.: Баласс, 2016. – 64 с.

2. Михалков С.В. Котята. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2019. – 8 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."

АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...