Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
план-конспект занятия (младшая группа)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой.
Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание прочитать произведение.
Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.
На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественные задачи текста, или особенности группы в целом и возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).
Для детей младшего дошкольного возраста при слушании художественного произведения важно включение эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера у детей 3-4 лет работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения С. Михалкова «Котята».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotyata.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
Автор: Бабич Виктория Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад №121», г. Рязань
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой.
Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание прочитать произведение.
Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.
На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественные задачи текста, или особенности группы в целом и возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму).
Для детей младшего дошкольного возраста при слушании художественного произведения важно включение эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера у детей 3-4 лет работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения С. Михалкова «Котята».
Цель:
организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением С. Михалкова «Котята»;
способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание стихотворения;
привлечь внимание детей к наличию кличек у домашних животных и особенностям их выбора.
Задачи:
Создать условия для:
для формирования интереса к слушанию стихотворения С. Михалкова «Котята»;
для знакомства с текстом стихотворения;
понимания разницы между именем человека и кличкой домашнего животного;
контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Озорной котенок», рассматривание картины «Кошка и котята».
Оборудование:
Книга С. Михалкова «Котята»; корзинка и игрушки котята, игрушка кошки, 8 штук котят в технике «оригами» на каждого ребенка, лента с бантом, гуашь черного цвета, салфетки, бантики с веревочкой.
Ход образовательной деятельности:
1. Мотивационный этап (до чтения)
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята. К нам сегодня обещала прийти кошка Мурка, но ее до сих пор нет.
- Может она заблудилась? (ответы)
- Давайте ее позовем: - «Кис-кис»
Дети зовут кошечку.
- Наверное, кошечка не услышала нас. Давайте ребятки, позовем ее громко еще раз.
Дети: Кис-кис (громко).
(звучит звукоподражание: мяу-мяу)
Воспитатель:
- Где-то кошечка мяукает, давайте ее поищем.
(дети ищут кошечку и находят ее в корзинке)
Воспитатель:
- Ой, какая радость! Наша кошка Мурка нашлась. (Садятся на стульчики)
Давайте рассмотрим нашу кошку. Какая она? (большая, пушистая)
(Воспитатель предлагает погладить кошечку)
- Кошечку надо поглаживать осторожно, бережно.
(Во время поглаживания кошка издает звукоподражание мяу-мур)
- Поглаживать кошку надо аккуратно.
- Ребята, наша кошка Мурка, что-то сказала? Давайте повторим.
Дети повторяют: «Мяу-мур»
Воспитатель:
-Ребята, а наша кошка Мурка не одна. Кого вы еще видите в корзинке?
(ответы детей)
- У нашей кошки Мурки родились котята.
- Давайте попросим у мамы- кошки разрешения взять их на руки.
Ответы детей
- Какие они?
Ответы детей ( мягкие, пушистые)
- Давайте рассмотрим их поближе.
Дети рассматривают котят.
- Сколько котят в корзинке?
Дети дружно считают котят:
- Один котенок, два котенка, три котенка, четыре котенка, пять котят.
2. Ориентировочный этап (до чтения)
Воспитатель:
- Ребята я знаю стихотворение, в котором рассказывается о пяти (выделить интонационно) котятах, а вы знаете? Хотите послушать?
Дети :
- Да! Мы хотим послушать стихотворение о котятах!
3. Исполнительный этап (во время чтения)
3.1. Чтение – слушание.
Сергей Михалков «Котята».
(Читает стихотворение С. Михалкова «Котята»)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять похож на Три и Два –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, (паузы для совместного произношения слов). Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и (пауза для совместного произношения слов)… посчитать!
3.2. Обобщающая беседа (после чтения).
Воспитатель:
- По-моему, кошке и котятам очень понравилось стихотворение.
- А вам понравилось стихотворение?
Дети :
- Нам понравилось стихотворение.
Воспитатель:
- О чем стихотворение?
Дети:
- Стихотворение о котятах.
Воспитатель:
- Сколько котят родилось?
Дети :
- Родилось пять котят.
Воспитатель:
- Правильно! Родились у нас котята, их по счету ровно … (пауза для совместного произношения слова) пять.
Воспитатель:
- Как Вы думаете, почему котят назвали раз, два, три, четыре, пять?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А есть ли у Вас дома кот, кошка или котенок. Как его зовут?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Обратите внимание, непринято называть котят именем человека. У человека имя, а у котенка кличка. Например, мы зовем котенка Рыжик, Рыжик, Рыжик, и он отзывается, отКЛИКАЕТСЯ. (Слово кличка от слова кликать, звать. )
Ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте поможем кошке Мурке: подберем каждому котенку кличку. Давайте вспомним, какие были котята (белый, смелый, умный, шумный).
Дети:
- Рыжик (да, иногда по цвету шерсти), Умняша (иногда по характеру), Полосатик, Мурзик, Снежинка (да, иногда по цвету шерсти), Мурлыка.
Воспитатель:
- Легко нам было договориться? Есть ли одинаковые имена у наших котят? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, во что любят играть маленькие котята.
Ответы детей (клубочки, солнечные зайчики, бантики)
(Затем предлагает детям стать маленькими котятами и поиграть с бантиком.)
3.3Игра « Лови – лови»
Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к палочке длинной 0,5 или 0,75 м.
Ребята смотрите, что у меня (бантик). В такую игру очень любят играть котята. А вы сможете поймать бантик? Но для этого вам нужно будет превратиться в котят, у меня есть волшебная палочка. «РАЗ – ДВА – ТРИ в котят превращаетесь вы»
Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям поймать бант (повторить 3-4 раза)
3.4.Практическая деятельность (дорисование).
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня смастерила котят. (на столе котята в технике «оригами»)
- Посмотрите. Все ли у них есть? Глазки? Лапки? Хвостик. Чего не хватает?
(усиков). Что же надо сделать? Дорисовать усы.
Дети встают вокруг стола и дорисовывают усики (рисование пальчиками)
Воспитатель:
- Как ты назовешь своего котенка? Повторять за другими ребятами нельзя.
Ответы детей.
4. Рефлексивный этап (после чтения)
Воспитатель:
- Знаете ли вы теперь стихотворение о пяти котятах? Как оно называется? Кто его написал?
Ответы детей.
5. Перспективный этап (после чтения)
Воспитатель:
- Наша Кошка Мурка очень рада, что мы подружились с котятами, подобрали им клички. Теперь котята будет жить у нас в группе, а мы поможем ей за ними ухаживать.
Как мы будем это делать?
Ответы детей. (кормить, гулять, играть)
Воспитатель:
- Я предлагаю вам взять ленточки с бантиками и поиграть с нашими котятами.
- Но сначала мы проводим гостей и отправимся играть с котятами.
Литература:
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 1 (3 – 4 года). – М.: Баласс, 2016. – 64 с.
2. Михалков С.В. Котята. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2019. – 8 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)"
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе "Кораблик. (Оригами)" с использованием игровых, здоровьес...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен
Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."
АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...