Методическая разработка «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Для познавательного развития дошкольников важное значение меет приобщение к истокам русской народной культуры, в частности, знакомство с русскими народными промыслами. Наиболее привлекательной и любимой для детей является дымковская игрушка, благодаря изображению достаточно простых элементов росписи и ярким сочетаниям цветов. Изготовление и роспись дымковской игрушки способствует развитию у детей эстетического вкуса, творческого воображения, памяти, внимания, воспитывает интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа. Важно показать детям, что изобразительное искусство неразрывно связано с устным народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dymkovskaya_igrushka.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Филатова С.О., воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 20 Центрального района
Санкт - Петербурга
Методическая разработка
Изучение темы: «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)
Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Цель: познакомить детей с народным промыслом – дымковской игрушкой,
Задачи:
- Познакомить детей с народными традициями создания дымковских игрушек,
- Показать, что народное изобразительное искусство нераздельно связано с устным народным творчеством.
- Способствовать развитию и обогащению речи за счет слов: «народные умельцы», «декоративно – прикладное искусство», «роспись», «узор», «орнамент».
- Закрепить умение правильно пользоваться кистью, ватными палочками, штампиками, красками, для создания элементов дымковской росписи
- Закрепить знание основных элементов и цветов дымковской росписи.
- Формировать умение детей самостоятельно выбирать элементы росписи и сочетание цветов для украшения игрушки, ритмично располагать элементы узора на образце, используя традиционную и нетрадиционную технику.
- Развивать эстетический вкус, внимание, память, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.
- Прививать любовь к народной музыке и народным промыслам.
- Воспитывать аккуратность и умение довести начатое дело до конца.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковская игрушка», рассматривание иллюстраций о русском быте, о народных промыслах, чтение стихов о дымковских игрушках, И. А. Денынин «Дымковская игрушка» В. Фофанов «Пестрый хоровод» Лена Гулыга «Веселая дымка». Чтение сказки «Баран золотые рога» (дымковская игрушка). Легенда о солнце (дымковская игрушка). Разучивание народных игр, потешек, поговорок о народных промыслах. Оформление мини-музея «Народное творчество»Рисование дымковских узоров, лепка дымковских игрушек.
Материалы и оборудование: сундучок, элементы дымковских узоров, объёмные фигуры дымковских игрушек, гуашь, кисти, ватные палочки, штампики, палитры, баночки с водой, салфетки. Аудиозапись русских народных песен, ноутбук для показа презентации «Дымковские игрушки».
Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, рассказ воспитателя, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент.
Ход занятия
Вводная часть :
Звучит русская народная музыка, под которую входят дети, их встречает Дуняша в русском народном костюме, с дымковскими узорами.
- Здравствуйте, ребятки вы знаете кто я? (ответы детей, Я Дуняша приглашаю вас в гости ко мне, я приехала к вам из села Дымково, а вы знаете, что это за село? – читает стихотворение «Что такое Дымково?»
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
- Ребята, вы наверно, хотите побольше узнать про это село и чем оно так знаменито? (ответы детей),
- Тогда подходите вот сюда (подводит детей к ноутбуку и показывает презентацию, комментируя:
Основная часть:
- Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.
- Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек как у нас.
- И задумались тогда взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым в молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные, красочные игрушки, свистульки - полюбились они детям.
- Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарках. А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими
Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.
- Дети, давайте полюбуемся игрушками, некоторые из них вы уже знаете
(рассматривание презентации, дети читают стихи о дымковских игрушках)
1 слайд. Барышня
Посмотри, как хороша – эта девица душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барыня так красива.
2 слайд. Водоноска
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор.
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных.
3 слайд. Олень.
Через горные отроги,
Через крыши деревень.
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
4 слайд.Лошадка.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
5 слайд. Уточка
Уточка- Марфуточка бережком идет,
Уточек – Марфуточек купаться ведет.
6 слайд. Индюк
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
7 слайд. Петух.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
-Ребята, краски какого цвета использовали мастера дымковской игрушки?(Ответы детей)
-Как одним словом, можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).(Ответы детей)
(Слайд с образцами цветов дымковской росписи).
Стандартные цвета которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.
- Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, кольцо, сетка, полоски).
Слайд с элементами дымковской росписи.
- Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?
- Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?(солнце)
(Ответы детей)
- А что могла означать волнистая линия?(Воду)
(Ответы детей)
- А что же могла означать клетка?(поле)
(Ответы детей)
- Но что это такое? Откудатакой красивый сундучок появился на столе, наверное из сказки. Вам интересно узнать, что в нем лежит? (ответы детей)
- Чтобы открыть сундучок нужно произнести волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная книжка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри.
(Из сундучка достается телеграмма).
« Ребятам старшей группы ромашка от народных умельцев.
Дорогие ребята. Злой волшебник Чернушка заколдовал все наши краски, превратил их в черные и мы не можем теперь расписывать наши игрушки. Мы просим вас, помогите нам,завершите работу и расколдуйте наши краски, распишите игрушки»
- И тут ещё какие-то карточки в конверте?
Это картинки-хитринки. нас хотел запутать злой волшебник, чтобы мы не справились и дымковские игрушки не попали на ярмарку. Нам просто нужно найти эту хитринку, подобрать картинки с дымковскими узорами, давайте попытаемся. (Проводится дидактическая игра «Найди лишний элемент в узоре»).
- А вот и сами игрушки .Дуняша достает из ларца вылепленные игрушки – Дымковского петушка.
- Давайте с вами ,ребята, поиграем, изобразим веселого задорного петушка.
Физкультминутка «Петушок»
Петушки по двору шагали, утро возвещали – (шагаем по кругу).
Петушок стоит весь яркий – (остановились, руки на поясе, повороты вправо, влево).
Гребешок он чистит лапкой – поглаживание головы руками.
Ах, красавец-петушок – руки в стороны.
На макушке гребешок – руки вверх.
Под клювом бородка – руки к подбородку.
Очень гордая походка – шагаем на месте.
Лапы кверху поднимает – руки вверх.
Важно головой кивает - наклоны головы.
Раньше всех петух встает, громко на заре поет: ку-ка-ре-ку! (Воспитанники встают в круг и выполняют движения по тексту).
Продуктивная деятельность
- Ребята,хотите превратиться в народных умельцев и расписать игрушки?
- Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
- Прежде чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Привезли мы глину с дальнего бугра ! (Делают вращательные движения кистями рук)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (Закатывают рукава)
Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)
А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь» («Лепят» ладошками)
Печка жаром пышет.( Кулачки сжимают и разжимают)
А в печи – не калачи. (Машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд, ладошками вверх)
- А теперь давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.
Рассматривание петуха.
- Чем отличается «дымковский» петух от петушка в русских народных сказках? (У петуха волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)
- Давайте уточним, какие же элементы узора вы запомнили, и как будете расписывать игрушки? (ответы детей)
Дуняша показывает образец рисования. Проговаривает с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой и ватной палочкой на листе дети прорисовывают круг, клеточку, полоску, точки.
Дуняша раздает детям вылепленные фигурки петушков и предлагает подумать и расписать каждый свою игрушку в стиле дымковской росписи.
Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогает тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ производит на своём листе. Следит за осанкой детей.Во время работы детей, Дуняша помогает затрудняющимся детям, подсказывает какую краску и узор лучше использовать.
Рефлексия
- Молодцы, ребята, какие яркие и нарядные получились у вас петушки!
- Кем мы сегодня с вами были? (народными умельцами)
- Какие цвета вы использовали при украшении игрушки? А какие узоры?
(ответы детей)
Дуняша предлагает детям показать гостям расписанные игрушки, читает стихотворение:
Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он здравствуй.
Весь такой он ладный,
У большого петуха
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно сказочный цветок
Да алеет гребешок.
Вот какой наш петушок.
- Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. И мы с вами тоже стали народными умельцами, расписали игрушки, пора их нести на ярмарку.
Дуняша приглашает гостей на ярмарку:
«Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Возьмите их в подарки.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!»
(Дети дарят игрушки гостям)
- Ребята, а какая же ярмарка без веселой игры
(Проводится игра «Карусель», гости тоже принимают участие)
Еле-еле, еле - еле закружились карусели
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите
Раз, два, раз-два, вот и кончилась игра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Знакомство с государственной символикой"
Цель данного материала дать представления детям подготовительной группы о флаге, гербе, как о государственных символах, об истории их происхождения, о значении флага, герба, в современной жизни; вос...
Методическая разработка конспекта НОД "Дымковская игрушка". С интеграцией образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация», «Социализация».
Материал будет интересен и полезен при проведение необычного и увлекательного занятия по лепки....
Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.
Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем...
Методическая разработка знакомство детей раннего возраста с домашними и дикими животными.
Знакомство детей раннего возраста с домашними и дикими животными....
Методическая разработка на тему: "Дымковская игрушка"
Презентация " Дымковская игрушка"...
Методическая разработка по ДПИ «Дымковская игрушка».
Методическая разработка по ДПИ конспект нод "Дымковская игрушка"....
Альбом "Дымковская игрушка" (Элементы росписи)
Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого на...