Методическая разработка «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Филатова Светлана Олеговна

Для познавательного развития дошкольников важное значение меет приобщение к истокам русской народной культуры, в частности, знакомство с русскими народными промыслами. Наиболее привлекательной и любимой для детей является дымковская игрушка, благодаря изображению достаточно простых элементов росписи и ярким сочетаниям цветов. Изготовление и роспись дымковской игрушки способствует развитию у детей эстетического вкуса, творческого воображения, памяти, внимания,  воспитывает интерес к изобразительной деятельности, уважительное  отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа. Важно показать  детям, что изобразительное искусство неразрывно связано с устным народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dymkovskaya_igrushka.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Филатова С.О., воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 20 Центрального района
Санкт - Петербурга

Методическая разработка

Изучение темы: «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)

      Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Цель: познакомить детей с народным промыслом – дымковской игрушкой,

Задачи:

Познакомить детей с народными традициями создания дымковских игрушек,

- Показать, что народное изобразительное искусство нераздельно связано с устным народным творчеством.
     - Способствовать развитию и обогащению речи за счет слов: 
«народные умельцы», «декоративно – прикладное искусство», «роспись»«узор»«орнамент».
    - Закрепить умение правильно пользоваться кистью, ватными палочками, штампиками, красками, для создания элементов 
дымковской росписи
    - Закрепить знание основных элементов и цветов дымковской росписи.
    - Формировать умение детей самостоятельно выбирать элементы 
росписи и сочетание цветов для украшения игрушки, ритмично располагать элементы узора на образце, используя традиционную и нетрадиционную технику.
    - Развивать эстетический вкус, внимание, память, творческое  воображение.
    - Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.
    - Прививать любовь к народной музыке и народным промыслам.

     - Воспитывать аккуратность и умение довести начатое дело до конца.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковская игрушка», рассматривание иллюстраций о русском быте, о народных промыслах, чтение стихов о дымковских игрушках, И. А. Денынин «Дымковская игрушка» В. Фофанов «Пестрый хоровод» Лена Гулыга «Веселая дымка». Чтение сказки «Баран золотые рога» (дымковская игрушка). Легенда о солнце (дымковская игрушка). Разучивание народных игр, потешек, поговорок о народных промыслах. Оформление мини-музея «Народное творчество»Рисование дымковских узоров, лепка дымковских игрушек.

Материалы и оборудование: сундучок, элементы дымковских узоров, объёмные фигуры дымковских игрушек,  гуашь, кисти, ватные палочки, штампики, палитры, баночки с водой, салфетки. Аудиозапись русских народных песен, ноутбук для показа презентации «Дымковские игрушки».

Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, рассказ воспитателя, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент.

Ход занятия

Вводная часть :

     Звучит русская народная музыка, под которую входят дети, их встречает Дуняша в русском народном костюме, с дымковскими узорами.
-  Здравствуйте, ребятки вы знаете кто я? (ответы детей, Я Дуняша приглашаю вас в гости ко мне, я приехала к вам из села 
Дымково, а вы знаете, что это за село? –  читает стихотворение «Что такое Дымково

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.

- Ребята, вы наверно, хотите побольше узнать про это село и чем оно так знаменито? (ответы детей),
- Тогда подходите вот сюда (подводит детей к ноутбуку и показывает презентацию, 
комментируя:

Основная часть:

-  Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.
-  Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек как у нас.
-  И задумались тогда взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым в молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные, красочные игрушки, свистульки - полюбились они детям.
-  Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарках. А по имени этого села и игрушки стали называться
дымковскими

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

- Дети, давайте полюбуемся игрушками, некоторые из них вы уже знаете
(рассматривание презентации, дети читают стихи о дымковских игрушках)
1 слайд. Барышня
    Посмотри, как хороша – эта девица душа.
    Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барыня так красива.

2 слайд. Водоноска

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор.

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных.

3 слайд. Олень.

Через горные отроги,

Через крыши деревень.

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

4 слайд.Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

5 слайд. Уточка

Уточка- Марфуточка бережком идет,

Уточек – Марфуточек купаться ведет.

6 слайд. Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

7 слайд. Петух.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

-Ребята, краски какого цвета использовали мастера дымковской игрушки?(Ответы детей)
    -Как одним словом, можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).(Ответы детей)

(Слайд с образцами цветов дымковской росписи).

Стандартные цвета которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

     - Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, кольцо, сетка, полоски).

Слайд с элементами дымковской росписи.

- Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

- Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?(солнце)

(Ответы детей)

- А что могла означать волнистая линия?(Воду)

(Ответы детей)

- А что же могла означать клетка?(поле)

(Ответы детей)

- Но что это такое? Откудатакой красивый сундучок появился на столе, наверное из сказки. Вам интересно узнать, что в нем лежит? (ответы детей)

     - Чтобы открыть сундучок нужно произнести волшебные слова:

Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная книжка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри.
(Из сундучка достается телеграмма).

 « Ребятам старшей группы ромашка от народных умельцев.

Дорогие ребята. Злой волшебник Чернушка заколдовал все наши краски, превратил их в черные и мы не можем теперь расписывать наши игрушки. Мы просим вас, помогите нам,завершите работу и расколдуйте наши краски, распишите игрушки»

 - И тут ещё какие-то карточки в конверте?

Это картинки-хитринки. нас хотел запутать злой волшебник, чтобы мы не справились и дымковские игрушки не попали на ярмарку. Нам просто нужно найти эту хитринку, подобрать картинки с дымковскими узорами, давайте попытаемся. (Проводится дидактическая игра «Найди лишний элемент в узоре»).
- А вот и сами игрушки .Дуняша достает из ларца вылепленные игрушки – Дымковского петушка.
- Давайте с вами ,ребята, поиграем, изобразим веселого задорного петушка.

Физкультминутка «Петушок»

Петушки по двору шагали, утро возвещали – (шагаем по кругу).

Петушок стоит весь яркий – (остановились, руки на поясе, повороты вправо, влево).
    Гребешок он чистит лапкой – поглаживание головы руками.

Ах, красавец-петушок – руки в стороны.
     На макушке гребешок – руки вверх.

Под клювом бородка – руки к подбородку.
    Очень гордая походка – шагаем на месте.
    Лапы кверху поднимает – руки вверх.
    Важно головой кивает - наклоны головы.

     Раньше всех петух встает, громко на заре поет: ку-ка-ре-ку! (Воспитанники встают в круг и выполняют движения по тексту).

 Продуктивная деятельность

- Ребята,хотите превратиться в народных умельцев и расписать игрушки?
    - Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
- Прежде чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:
Привезли мы глину с дальнего бугра ! (Делают вращательные движения кистями рук)
    Ну-ка за работу, чудо
-мастера! (Закатывают рукава)
    Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)
    А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)
    Будем мы игрушки 
«печь» («Лепят» ладошками)
    Печка жаром пышет.( Кулачки сжимают и разжимают)
А в печи – не калачи. (Машут указательным пальцем)
    А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд, ладошками вверх)

  - А теперь давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.
Рассматривание петуха.
 - Чем отличается 
«дымковский» петух от петушка в русских народных сказках? (У петуха волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

 - Давайте уточним, какие же элементы узора вы запомнили, и как будете расписывать игрушки? (ответы детей)

Дуняша показывает образец рисования. Проговаривает с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой и ватной палочкой на листе дети прорисовывают круг, клеточку, полоску, точки.
  Дуняша раздает детям вылепленные фигурки петушков и предлагает подумать и расписать каждый свою игрушку в стиле дымковской росписи.

Под народную музыку дети выполняют свои работы. Индивидуально помогает тем, кому трудно справиться с какими - либо элементами. Показ производит на своём листе. Следит за осанкой детей.Во время работы детей, Дуняша помогает затрудняющимся детям, подсказывает какую краску и узор лучше использовать.

Рефлексия
 - Молодцы, ребята, какие яркие и нарядные получились у вас петушки!

    - Кем мы сегодня с вами были? (народными умельцами)

    - Какие цвета вы использовали при украшении игрушки? А какие узоры?

(ответы детей)
   Дуняша предлагает детям показать гостям расписанные игрушки,  читает 
стихотворение:

Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он здравствуй.
Весь такой он ладный,
    У большого 
петуха
    Все расписаны бока.
    Посмотрите, пышный хвост
    У него совсем не прост
    Точно сказочный цветок
    Да алеет гребешок.
Вот какой наш 
петушок.

-  Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. И мы с вами тоже стали народными умельцами, расписали игрушки, пора их нести на ярмарку.
Дуняша приглашает гостей на ярмарку:
«Ой, вы гости дорогие!
     У нас игрушки расписные,
     Веселы и ярки,
     Возьмите их в подарки.
     Приходите снова к нам,
     Рады мы всегда гостям!»
     (Дети дарят игрушки гостям)

 -  Ребята, а какая же ярмарка без веселой игры
(Проводится игра 
«Карусель», гости тоже принимают участие)
Еле-еле, еле - еле закружились карусели
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите
Раз, два, раз-два, вот и кончилась игра
!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Знакомство с государственной символикой"

 Цель данного материала дать представления  детям подготовительной группы о флаге, гербе, как о государственных символах, об истории их происхождения, о значении флага, герба, в современной жизни; вос...

Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.

Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем...

Методическая разработка знакомство детей раннего возраста с домашними и дикими животными.

Знакомство  детей раннего возраста с домашними и дикими животными....

Методическая разработка по ДПИ «Дымковская игрушка».

Методическая разработка по ДПИ конспект нод "Дымковская игрушка"....

Альбом "Дымковская игрушка" (Элементы росписи)

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого на...