Методическая разработка на тему: "Дымковская игрушка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как появилась дымковская игрушка… Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. Это связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. Река Вятка Дымковская слобода сегодня
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. 1.Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. 2. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку. 3.Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы... В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах... Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! ( В.Фофанов )
Вот игрушки расписные, Хохотушки вятские – Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил, Вот так небылица, ай да чудо птица!
Лучше Дымки в мире нет. Дымка – это чудо света. С Дымкой можно поиграть. С Дымкой можно поболтать. Мы о Дымке много знаем, Но не знаем мы того, Что у дымкова народа, Не игрушки –волшебство. И олени, и лошадки, Петухи и индюки, Барышни и няньки, Кавалеры – молодцы. Все они пришли к нам в гости Посмотреть, какие мы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Спички детям не игрушки"
Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички...
Методическая разработка конспекта НОД "Дымковская игрушка". С интеграцией образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация», «Социализация».
Материал будет интересен и полезен при проведение необычного и увлекательного занятия по лепки....
Методическая разработка : "Проект "Наши друзья - игрушки"
Паспорт проекта "Наши друзья - игрушки". Игровой,краткосрочный,групповой....
Методическая разработка «История возникновения Растяпинской игрушки»
В 1984 году, в городе Дзержинске, супруги Корневы создали студию «Юный скульптор». Тогда им и пришла идея создания керамической миниатюры под именем «Растяпинская забава»....
Методическая разработка по лексической теме "Игрушки"для старшего дошкольного возраста
Логопедические коррекционные занятия для детей с общим недоразвитием речи - это комплексные занятия, направленные на развитие всех разделов развития речи и неречевых психических процессов. Они включаю...
Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...
Методическая разработка на тему «Лучшая игрушка для познания окружающего мира»
Представленная методическая разработка является конспектом непосредственно-образовательной деятельности с игрушкой – погремушкой по образовательной области «Познавательное развитие»,...