Конспект открытого итогового занятия в старшей логопедической группе "Роспись хохломской посуды"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Карловская Оксана Анатольевна

Конспект открытого итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей логопедической группе

"Роспись хохломской посуды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_itogovogo_zanyatiya_po_hohlome.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого итогового занятия по рисованию 

в старшей логопедической группе

 «Роспись хохломской   посуды»

Цель: Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание изучать их.

Задачи:

Образовательные:

 - Закреплять представление о хохломской росписи: выделять элементы узора: «завиток», «травка», «ягода», «листок». Упражнять в умении сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи, обращая внимание на предложенный фон. Закреплять умение рисовать узор в определенной последовательности. Упражнять в умении рисовать «концом кисти», методом «тычка» (используя нетрадиционные техники: поролон, ватная палочка).

Развивающие:

 - Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, зрительное восприятие, память, мышление, диалогическую речь,  чувство композиции, цвета.  Развивать разнонаправленные движения ведущей руки.

 Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство патриотизма, чувство гордости за русских народных умельцев.

Активизация словаря: Хохлома, картузы, колорит,

Предварительная работа:

- Знакомство детей с хохломской росписью: историей происхождения, элементами узора, последовательность выполнения хохломской росписи, колоритом. Экскурсия в мини-музей, заучивание стихотворений.

Материал: хохломские изделия (для оформления выставки), головные уборы для детей (картузы - по количеству мальчиков, платки по количеству девочек), игра-лото «Чудо-узоры», тонированные силуэты  посуды (больше количества детей), гуашь, кисти №1,3, палочки с поролоном, ватные палочки, тряпочки, салфетки, стаканчики, музыкальное сопровождение русская народная музыка, Королева Кисточка, пёрышки, деревянная щепочка.

Ход занятия.

(Включается музыкальное сопровождение, дети входят в группу)

Игровой прием «Передай волшебный предмет»
(дети передают по кругу деревянную щепку)

В: Мы передадим по кругу волшебную щепочку. Когда-то давно люди говорили, что если подержать её в руках и загадать желание, оно обязательно сбудется. Ребята, эта щепочка попала к нам из одного музея, который мы с вами сегодня посетим.

Восп.: Сегодня я вас, ребята, приглашаю посетить выставку в нашем музее изобразительного искусства. (дети проходят к выставке)

Когда войдёшь в музей искусства откроешь тайну красоты.

Слилось в нём всё - и мысль, и чувства,

Талант, художник, чудо, ты!                                                         

(включается музыкальное сопровождение).

В: Перед вами выставка изделий русского народного промысла. Посмотрите на эти изделия, все они украшены декоративной росписью. Как называется декоративная роспись, выполненная на этих изделиях?

Д: Хохломская роспись.

В: Правильно, А кто нам расскажет стихотворение про хохломскую роспись?

Ребёнок:  Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши,

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы,

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые,

Все листочки, как листочки.

Здесь же каждый золотой,

Красоту такую люди, называют хохломой.

В: Ребята, хохломская роспись уходит своими корнями на несколько сотен лет назад. Перенестись в те давние времена помогут нам головные уборы русского народного костюма: картуз и платок. Кто платок на голову одевает, тот сразу о Хохломе всё вспоминает! Кто картуз на голову одевает, тот сразу о Хохломе всё вспоминает!

(мальчики,  поочерёдно отвечая, надевают картузы, девочки - платок)

В: Где берёт своё начало эта удивительная роспись? (ответы детей).

В: Слышала я про такое село на реке Волге, около города Нижний Новгород.

В:  Расскажите, как изготавливают хохломские изделия? (поочерёдные ответы детей)

В: Назовите элементы хохломского узора? (используется  приём  «передай предмет»)

Д: Усики, листочки, завитки, ягодки.

В: Почему Хохлому называют «золотой»? (ответы детей)

В: Сейчас я вам, мастера - художники, предлагаю пройти испытание. Кто его пройдет, попадёт в художественную мастерскую.

Игра-лото «Чудо-узоры».

(Дети проходят к столу с материалом для игры)

 В: Посмотрите, все ли мастера справились? Все согласны? Если нет, то объясните, почему? Помогите справиться им.

В: Молодцы, ребята, хорошо поработали, а теперь пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

В: Теперь приглашаю вас, дорогие друзья, в художественную мастерскую. Удивите гостей хохломскими узорами!

(включается музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)

 В:  Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная. Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, выполним с вами гимнастику для пальцев рук:

«Рисовать мы захотели».

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладони)

Не сидится им опять. (встряхиваем кистями)

Постучали, повертели, Рисовать мы захотели.

В: Теперь можно смело приступать к работе!

(работа детей, музыкальное сопровождение)

(Сюрпризный момент, пришла королева Кисточка, одежда –русская народная)

После окончания работы выполняется гимнастика для глаз.

В: Ребята, возьмите пёрышки! Они помогут отдохнуть нашим глазам.

«Гимнастика для глаз»

В: Поднимите пёрышко вверх, посмотрите на него. Теперь – влево, вправо. Поднесли к носу, вытянули руку вперёд, смотрим на своё пёрышко! Замечательно! А теперь пёрышки положили на место, встали, потянулись, кому как хочется.

В: Давайте покажем друг другу свои работы.

(дети выкладывают готовые изделия на подготовленном столе).

В: Замечательные у вас получились изделия, украшенные хохломскими узорами! Для чего вы и другие художники украшаете посуду?

Ребёнок:    Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

В: Все ли узоры можно считать хохломскими? (ответы детей)

В: Объясни,......, почему ты считаешь, твоя тарелочка украшена хохломским узором? (ответы детей)

В: Какое изделие вы бы купили для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы 1-2 детей).

Ребёнок:    Красивым блюдом хохломским

Украсим стол, как в сказке.

А расписать его нам помогли

Бумага, кисть и краски.

Ребёнок:   Теперь рисуем хохлому,

Не ленимся, стараемся,

И мамы нашей росписи

Всё время удивляются.

Ребёнок:   Хохломская роспись - алых ягод россыпь,

                 Отголоски лета в зелени травы.

Рощи - перелески, шёлковы всплески

Огненно - медовой золотой листвы.

В: А я, ребята купила бы все ваши изделия, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них душу и сердце!

               Ох, Россия, ты Россия,  В каждом граде терема,

             Всей Земле на удивление - Золотая Хохлома!

             Ох, Россия, ты Россия, Славы не убавилось.

             Золотою Хохломой.  На весь мир прославилась!

(Благодарность от королевы Кисточки за приглашение-угощенье для детей)

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на занятиях и в процессе повседневной деятельности.  Задачи:...

Конспект открытого итогового занятия для старшей группы «Весеннее путешествие».

Тематическое открытое занятие, направленное на закрепление и обобщение знаний по изученным темам. Все задачи решаются в игорой форме. Занятие может быть   полезено воспитателям ДОУ всех видо...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "По страницам книжной истории"

Конспект интегрированного занятия в логопедической группе для детей 5-7 лет...

Конспект открытого итогового занятия для старшей группы по теме: «Профессия Почтальон»

Продолжать знакомство с профессией почтальона, с историей почты, уточнить представление о почте; учить пользоваться услугами почты; рассмотреть почтовую продукцию: открытки, конверты, марки; воспитыва...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Защитники Отечества и кем я хочу стать!"

Цель:  формирование  представлений о родах войск, о защитниках Отечества, изготовление аппликация «Праздничная рубашка  к 23 февраля»Задачи:-образовательные: закреплять знан...