«В гости к народным мастерам» конспект для детей старшей группы. Образовательная область -художественно эстетическое развитие
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по художественно эстетической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой областям
на тему
«В гости к народным мастерам»
для детей старшей группы.
Цель: Приобщать детей к народной культуре, учить видеть красоту и многообразие народного искусства , закрепить представления детей о русских промыслах (глиняная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 2 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по художественно эстетической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой областям
на тему
«В гости к народным мастерам»
для детей старшей группы.
Шин Татьяна Валентиновна
воспитатель
второй младшей группы № 1
Санкт-Петербург
2019
Цель: Приобщать детей к народной культуре, учить видеть красоту и многообразие народного искусства , закрепить представления детей о русских промыслах (глиняная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)
Задачи:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
ОО «Физическое развитие»
Развивать физические качества: быстроту, ловкость, скорость реакции в подвижной игре.
ОО «Речевое развитие»
1. Продолжать формировать умение вести диалог между взрослым и ребенком, сверстниками.
2. Уточнять высказывания детей, помогать им точно характеризовать объект, ситуацию, говорить сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.
3. Пополнять знания детей загадками, стихотворениями по теме.
4. Обогащать словарный запас детей.
ОО «Познавательное развитие»
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Побуждать детей к отражению своих знаний, отношений и впечатлений в художественно-продуктивной деятельности.
2. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.
3.Закрепить название и внешний вид элементов росписи Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушки.
3.Совершенствовать навыки росписи глиняной игрушки.
4.Развивать творческую самостоятельность в работе.
5.Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства, в том числе к народному декоративно-прикладному искусству и скульптуре малых форм.
6.Создать развивающую предметную и речевую среду с цель погружения детей в атмосферу народного искусства (музыки, танца, детского фольклора, народной игрушки).
Предварительная работа:
- Беседы о русских народных промыслах России.
- Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
- Лепка, Рисование (элементы росписи Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки.)
- Раскраски на данную тему.
- Составление MimioStudio сопровождения.
- Заучивание стихотворений
- Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России»
- Беседа о пословицах: «Глаза боятся, а руки делают»,
«Труд кормит, а лень портит»,«Маленькое дело лучше большого безделья»,
«Терпение и труд всё перетрут», «Красна птица пением, а человек умением»,
«Без труда не вынешь, рыбку из пруда».
Материалы и оборудование:
- ИКТ сопровождение.
- Блокнот MimioStudio
- Образцы глиняной игрушки ( выполненных по мотивам Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки).
- Аудиозапись русской народной песни "Во поле березка стояла".
- Картинки с элементами росписи Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки.
- Кисти, краски палитры, ватные палочки, салфетки .
Структура НОД.
I Вводная часть.
Дети совместно с воспитателем играют в р.н. игру.
Русская народная игра «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Раздается стук в дверь. Заходит человек с коробкой.
-Здравствуйте, это группа Непоседы? Для вас посылка. передает коробку воспитателю
Воспитатель открывает коробку вынимает письмо и глиняную игрушку- барышню( выбеленную, но не раскрашенную).
читает письмо:
Дорогие Непоседы. я нашла эту игрушку в старом сундуке. я попыталась ее раскрасить. но игрушка загрустила, наверное я неправильно выбрала узор.
Помогите игрушке стать веселой. Раскрасте ее правильно, пожалуйста, вы же такие умные и умелые. Василиса Прекрасная.
-Ребята, посмотрите , как вы думаете, что это за игрушка?
ответы детей.
-Ребятки, задание нам дали ответственное, чтобы куколка стала веселой нам нельзя ошибиться. Поэтому я предлагаю отправиться в гости к настоящим мастерам. На чем вы предлагаете путешествовать?
из предложенного детьми выбираем печку Емели. (она быстрая, на ней поместятся все).
II Основная часть.
Куколка дети (нарисованые) "перемещаются" на страницу в MimioStudio 3 на печь. Путешествие начинается. печь перемещается на следующую страницу 4 MimioStudio.
На странице изображение Мастера за работой, образцы игрушек.
стр.3 стр.4
Стоит на реке Онеге славный город Каргополь, что в Архангельской области. Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В старину называли в этом городе игрушки – тарарушками. Это от слава тарарай, что означает шутник или сказочник.
Та-ра-руш-ки!
Та-ра-руш-ки!
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные!
Ненаглядные!
Под руками талантливых умельцев рождается праздничный, ликующий мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, играющие на гармошках и рожках; волшебно-прекрасные птицы Сирин с женскими головами; получеловек-полуконь – грозный Полкан-кентавр; беззаботные весельчаки-гуляки...
Рассматривание игрушек, уточнение элементов узора.
А вот и барыня.
Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки –
Кавалеры наши.
Ребята, давайте сравним ее и нашу куколку. Может быть она Каргопольская барыня? (накладываем силуэт куколки на барыню).
ответы детей.
Нет, наша куколка не каргопольская, а значит и наше путешествие продолжается.
Подождите, мастер хочет что-то нам сказать.
мастер:
-Ребята, я понял из вашего разговора. что вы знаете как раскрасить нашу игрушку, помогите мне пожалуйста. возьмите несколько с собой.
Хорошо, я сейчас переложу их в корзину...
Что ж, садимся на печь. Поехали...
переход на другу страницу 5.
Есть под Тулой, деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
стр.5 стр.6
Рассматривание игрушек, уточнение элементов узора.
- Мастера - народ трудолюбивый, они придумали много пословиц и поговорок о труде. А какие вы знаете? Как их понимаете?
(дети называют пословицу или поговорку и объясняют, как её понимают)
«Глаза боятся, а руки делают»
«Труд кормит, а лень портит»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Терпение и труд всё перетрут»
«Красна птица пением, а человек умением»
«Без труда не вынешь, рыбку из пруда»
Вот и филимоновская барышня.
Сравнение, чем похожи. в чем различие.
Давайте поможем и филимоновской мастерице раскрасить несколько игрушек.
Прощайте филимоновские мастера, а нам нужно ехать к другим мастерам.
переход на следующие страницы 7-8.
стр.7 стр.8
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали
(И село большое Дымково назвали.)
-Дети, а вы догадались о какое село мы приехали?
Мы приехали к дымковским мастерам.
Рассматривание игрушек, уточнение элементов узора.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Сравнение барышни с куколкой.
Вот мы и нашли нужные узоры для нашей куколки.
Барышня хочет получить свой наряд скорее.
Дымковские мастера подарили нам свои игрушки. Положим их в нашу корзинку.
Скажем Спасибо всем мастерам, нам пора возвращаться домой.
переход на следующую страницу 9.
Физминутка:
Дети имитирую слова воспитателя.
Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. (идут направо а когда поднимают мастеров- налево) Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.
III Заключительная часть.
Воспитатель предлагает выбрать из корзины игрушку для раскрашивания
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки -
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Вопросы к детям во время беседы:
Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?
Из какой глины они делаются?
Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?
Из какого материала они сделаны?
Что любили лепить дымковцы?
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?
Какое настроение вызывают каргопольские игрушки?
Из какого материала они делаются?
Почему игрушки, которые ты видишь, называются коргопольскими?
Что любили лепить в Каргополе?
Назови любимые персонажи.
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?
Бонус. Игры (Mimio).: «Найди пару»,
«Назови игрушку и раскрась правильно»- страницы 10, 11.
стр.10 стр.11
Литература:
- «Учитель» 2006 год.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
- Художественное творчество ДОУ: от ФГТ к ФГОС, автор Н.Н. Леонова , Волгоград, издание 2014 г.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва. Просвещение, 1984.
- Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в д/с»; И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир» 2012 год.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- www.zhostovo.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: "Знакомство с творчеством художника К.Васильева. Рассматривание картины "Ожидание".
Тема: "Знакомство с творчеством художника К. Васильева. Рассматривание картины "Ожидание"....
Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование) Тема: «Самолёт будущего».
Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группеОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование)Тема: «Самолёт будущего»....
Конспект сюжетно-игрового занятия с детьми старшей группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка.» «Поможем гному вернуть голос»
Цель: создание мотивации к музыкально-образовательной деятельности и поддержка интереса к ней в процессе всего занятия....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность) на тему: « МНОГО СНЕГА НАМЕЛО»
Конспект НОД на тему: "Много снега намело". Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) для детей 3-4 лет. Материал будет полезен и интересен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Осенний лес» в старшей группе Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы...
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе образовательная область художественно – эстетическое развитие тема: «Закладка для книг» (по мотивам городецкой росписи)
Продолжать знакомство с народными промыслами, формировать умение рисовать элементы городецкого узора....