Путешествие по мастерским народных умельцев
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: Развитие речи и творческих способностей через
знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_risovaniyu_puteshestvie_po_masterskim_narodnyh_umeltsev.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Цель: Развитие речи и творческих способностей через
знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа: орнамент, умелец.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
ХОД:Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая,великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Ребёнок:Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев. (показ слайдов)
-Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета? (Дымково-это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.)
– Ребята, а как вы думаете,трудно ли сделать такую интересную игрушку?(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)
– Это Гжель. Нежно-голубое чудо-сказочная гжель,так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.
Психогимнастика:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают.
— Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка-это жемчужина народного искусства. Почему называется Филимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? (Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.)
–Городецкая игрушка-народный промысел. Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)
Физ.минутка:
Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
– Народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду) Из чего сделаны изделия? (выточены из дерева) Какие цвета используют умельцы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный) Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.
Отгадайте загадку:
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой? ( хохломские расписные ложки)
– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу»
(На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов.
Цель игры: найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу.)
— Ребята! Скажите мне, как называется наша малая Родина – наша республика, в которой мы живём? (Карачаево-Черкесия) Ребенок читает стихотворение Л.Воронько «Лучше нет родного края».
-Как вы думаете – есть ли у нас народные промыслы? А есть ли у нас мастера и умельцы? Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. Умельцы нашего края славятся вязанными шерстяными изделиями, чеканкой по металлу, работой изделиями из овчины.
— Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.
– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, точки.
Итог: Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе
Тема: «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи. Образовательные: ...
НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...
Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»Описание работы:Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народ...
открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г
Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...
«Путешествие по мастерским народных умельцев»
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (тверская, филимоновская, коргопольская игрушки), с их характерными особенностями. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусс...