НОД "Мастерская народных умельцев"
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества Хохломой, воспитание интереса к русскому народному творчеству.
-Формирование умения выделять и передавать цветовую гамму хохломской росписи (жёлтый, красный, золотой, зеленый цвет)
-Развитие творчества детей, стремления подражать народным мастерам, через роспись хохломской посуды, изображать элементы росписи (завитки, листочки, ягодки, капельки).
-Воспитание аккуратности при работе с краской.
Материал:
Компьютер, диск с изображением хохломских хохломских изделий, трафареты для росписи, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти, клеенки.
Предварительная работа:
Просмотр накомство с дымковской и хохломской росписью; прорисовывание отдельных элементов росписи; знакомство с историей народного промысла – Хохлома, заучивание стихотворений.
Интеграция образовательных областей: Социализация: Формирование умения творчески использовать в народных играх знания об окружающей жизни. Коммуникация: Совершенствование речи, умение более точно характеризовать предмет. Художественная литература: Совершенствование умения выразительно и интонационно читать стихотворения, приобщение детей к устному народному творчеству (пословицы).
Физическая культура: формирование привычки сохранять правильную осанку во время работы за столом.
Труд: Расширение представления о труде взрослых, значении труда для общества. Закреплять привычку, убирать своё рабочее место. Музыка: Приобщение детей к музыкальной культуре, формирование умения работать под спокойную музыку.
Ход:
Организационный момент
1.Сюрпоизный момент (Хозяйка в русском костюме). 2.Художественное слово (пословицы о труде).
Основная часть
1.Беседа о народных промыслах (дымка, хохлома);
2.Рассматривание хохломской росписи;
3.Дид. игра «Собери узор»;
4.Художественное слово (стихотворение о хохломе «Разные ложки и ковши...»).
5.Физминутка.
6.Практическая часть. 7.Анализ.
Хозяйка - воспитатель в русском костюме встречает детей.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях - «Для дорогого гостя и ворота настежь», - гласит русская народная пословица.
Дети здороваются и проходят в группу.
Хозяйка.
Позвонили в бубенец -
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрим, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
Подводят детей к дымковским игрушкам.
Хозяйка. Ребята, наша русская земля издавна славится своими умельцами. Какие прекрасные изделия делали народные мастера, славно трудились. Об их труде сложено много пословиц и поговорок. Назовите, какие вы знаете?
Ответы детей.
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи».
«Кто труда не боится, того и лень сторонится».
«Работай до поту, так и поешь в охоту».
«Каков мастер, такова и работа».
«Умение работать дороже золота».
«К большому терпению придет и умение».
«Мала пчела, да и та работает».
«Умелые руки не знают скуки».
Воспитатель дополняет ответы детей.
Хозяйка.
Посмотрите-ка сюда -
Здесь игрушки у меня.
Игрушки эти не простые,
Они волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, полоски, точечки -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Хозяйка. Ребята, а как называются такие игрушки?
Дети. Дымковские.
Хозяйка. Правильно ребята, это дымковские игрушки. Их сделали мастера - умельцы. А из чего они сделаны?
Ребенок.
Из глины речной.
Волшебной, мастеровой.
Ребенок.
Свистульки, петушки,
Глиняные зайчики.
Кони вороные -
Гривы расписные!
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Хозяйка. А где же можно встретить всю эту красоту?
Звучит медленная музыка.
Ребенок.
Много сказочных мест в России,
Городов в России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Хозяйка. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны эти дымковские игрушки?
Дети. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берегут.
Хозяйка. Совершенно верно, а еще многие дымковские игрушки находятся в музеях, для того, чтобы на них могли полюбоваться все желающие.(просмотр слайдов)
Хозяйка.
Вот они какие
Игрушки Дымковские.
Вот петух нарядный,
Весь такой он складный.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Барыни - сударыни,
Шляпы трехэтажные,
Платья расписные -
Вы такие важные.
Скачут, скачут два дружка
Вдоль зеленого лужка.
Оба веселы, красивы,
Их лошадки черногривы.
Индюшки лиловые
Прохожих зазывают
«У нас места дешевые,
Дешевле не бывает.
Утка Марфутка
Вывела утят.
Уточки Марфуточки
Купаться хотят.
Воспитатель читает стихи и демонстрирует игрушки детям. Дети рассматривают игрушки и передают друг другу по очереди.
Хозяйка. Любуйтесь, дети на работу мастеров - умельцев, которые прославили свою Родину - Россию. Не забывайте и народные традиции - в каком народе живешь, того обычая держись. А на Руси - матушке любили не только потрудиться, но и повеселиться. Давайте поиграем с вами в игру «собери узор».
Правила игры. Играющие должны отделить и собрать дымковскую и хохломскую роспись.
Хозяйка. А теперь переходим к следующему столу.
Открывается палата,
Смотрим, чем она богата.
Нет ли тут чудовища?
Есть ли тут сокровища?
Нынче праздник во дворце,
Гости бьют в ладошки,
Начинается концерт -
Выступают ложки!
Дети вместе с воспитателем подходят к столу с предметами хохломской росписи.
Хозяйка. Ребята, посмотрите, как здесь много разных предметов: ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, миски. А как можно назвать все это одним словом?
Дети. Посуда.
Хозяйка. А каким узором она расписана?
Дети. Хохломским.
Хозяйка. Верно. А как вы догадались?
Дети. Она сделана из дерева.
На посуде изображены завитки, кустики, ягодки, листочки, капельки, усики, травинки.
Хозяйка. Да, действительно, все это элементы хохломской росписи.
Ребята, чтобы получилась такая красивая расписная посуда, сначала из дерева вырезали предмет, обтачивали, покрывали слоем глины, пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Затем изделие припудривали алюминиевым порошком, и оно становилось серебряным. После этого художник наносил рисунок кистью, и изделие снова покрывали олифой. Далее его клали в печь и закаляли при температуре 60-90 °С, изделие становилось золотым.
Поэтому хохлому называют «золотой».
Ребенок читает стихотворение о Хохломе.
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Все листочки как листочки,
Здесь же - каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой.
Физминутка "Казак по лесу гулял" Хозяйка. Ребята, вы можете взять и рассмотреть все эти предметы поближе. А пока вы рассматриваете, я предлагаю всем вам превратиться в мастеров-умельцев.
Раз-два-три - превращения начни:
(звучит музыка)
Я приглашаю вас в мастерскую, где вы начнете творить чудеса.
В мастерской можно будет расписать дымковские игрушки, а также посуду хохломской росписью.
Дети проходят и по выбору садятся за столы.
Хозяйка. А чтоб ваши изделия получились сказочными, нужно заколдовать инструменты, которыми вы будете рисовать. Для этого вместе произнесем заклинание.
Кисти, кисти, помогите,
Рисовать узор начните,
И поможет нам дружок -
Славный мастерский тычок.
Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, то они помогут вам. И еще одним помощником для вас будет музыка, которая, как и песни, всегда сопровождала труд русских мастеров.
Дети начинают рисовать. Звучит музыка. Во время работы воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, выбирали цвет. По окончании творческого процесса проводится анализ детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В мастерской у народных умельцев"
Сценарий интегрированного развлечения для детей подготовительной к школе группы...
Посиделки "В гостях у народных умельцев "
Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов...
Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»
Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...
Досуг "Народные Умельцы"
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста, воспитывает патриотические чувства, развивает познавательный интерес к народно - прикладному искусству древней Руси....
« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов....
перспективное планирование кружковой деятельности по развитию художественного творчества "Народные умельцы"
перспективное планирование кружковой деятельности по развитию художественного творчества "Народные умельцы". разработан по программе И.А.Лыковой "С чего начинается Родина?Народное искусство"...
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию по теме: «Народные умельцы»
Образовательные задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, ...