Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Тема: «Мастерская народных – умельцев»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры: народным промыслам
Задачи.
Образовательные:
научить детей самостоятельно строить композицию с учетом формы изделия, используя знания о характерных особенностях росписи гжели и, применяя нетрадиционные техники рисования;
закреплять и углублять знания о народных промыслах: хохломе, гжели, городце, дымке и др.; закреплять представления о музейных работниках
Развивающие:
развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных ремесел; развивать мышление, память, коммуникативные способности; художественное творчество и познавательные умения
Воспитательные:
прививать любовь и интерес к русским народным промыслам; воспитывать желание пополнять мини – музей своей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Мастерская народных – умельцев»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры: народным промыслам
Задачи.
Образовательные:
научить детей самостоятельно строить композицию с учетом формы изделия, используя знания о характерных особенностях росписи гжели и, применяя нетрадиционные техники рисования;
закреплять и углублять знания о народных промыслах: хохломе, гжели, городце, дымке и др.; закреплять представления о музейных работниках
Развивающие:
развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных ремесел; развивать мышление, память, коммуникативные способности; художественное творчество и познавательные умения
Воспитательные:
прививать любовь и интерес к русским народным промыслам; воспитывать желание пополнять мини – музей своей группы
Предварительная работа:
- чтение стихотворений В. Рождественского «Вологодские кружева», О. Куликовой «Гжель» и др.;
- заучивание потешек о народных промыслах;
- беседы с детьми, рассказ воспитателя о народных промыслах и музейных работниках;
- рисование элементов росписи, раскрашивание картинок;
- лепка изделий из соленого теста;
- рассматривание иллюстраций «Народные промыслы»
- игры в «Лото», (разные варианты) «Собери картинку», д/и «Угадай по описанию», «Расскажи про свой узор», «Зимние узоры»;
- просмотр видеофильма «Гжель»;
- экскурсия в краеведческий музей (Русская изба);
- создание мини – музея в группе.
Работа с родителями:
- помощь в изготовлении костюмов;
- составление и разгадывание кроссвордов совместно с детьми
Оформление: выставка иллюстративного материала «Народные промыслы»
Музыкальное оформление: русская народная песня «Барыня», русская народная мелодия
Материалы и оборудование:
- ИКТ (кроссворд, дидактическая игра «Третий лишний),
- дидактическая игра «Юный реставратор»,
- синяя краска (гуашь), ватные палочки, тарелочки декоративные, салфетки, колокольчик,
- костюмы (девочки – юбки с элементами хохломской росписи, мальчики – поясок с элементами гжельской росписи, воспитатель – русский народный платок)
Ход занятия
1 часть. Организационный момент
Звучит русская народная песня «Барыня»
Дети входят в зал
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и по русскому обычаю низко поклонимся в пояс.
2 часть. Основная
Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня. Кто знает, что за платок на моих плечах? (Русский народный) Вы сегодня такие нарядные, красивые! Девочки, скажите, пожалуйста, элементы какой росписи украшают ваши юбки? (Хохломской) Мальчики, а на ваших поясах какая роспись? (Гжельской).
Воспитатель: Послушайте внимательно, у меня русский народный платок, у девочек юбки с хохломской росписью, у мальчиков пояса с гжельской росписью. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы)
Воспитатель: Правильно, о русских народных промыслах. Где можно увидеть предметы старины, изделия народных умельцев? (Ответы)
Воспитатель: Конечно, вы правы: на выставках, в музее. Недавно мы с вами посещали краеведческий музей, где в русской избе видели много разных экспонатов. Помните? (Ответы) В нашем мини – музее тоже есть предметы русской культуры. Назовите их. (Ответы)
Ребята, вы хотели, чтобы в нашем мини – музее появились новые изделия? (Ответы). Как вы думаете, а что для этого нужно сделать? (Ответы).
Воспитатель: Ребята, чтобы изготовить и правильно расписать то или иное изделие нужно знать и элементы, и цвета, и образы росписи. Вы согласны со мной? (Ответы) Поэтому, сегодня, прежде чем попасть в мастерскую, нам необходимо выполнить несколько заданий. Если справимся, то получим 3 конверта, которые нам очень пригодятся. Вы готовы на испытания? (Да)
Воспитатель: Итак, вы знаете, что в музее работают люди разных профессий. Давайте побываем в роли некоторых из них. «Вправо, влево повернись и в искусствоведов превратись»
Воспитатель: Уважаемые искусствоведы, предлагаю отгадать ключевое зашифрованное слово в кроссворде.
- Роспись, в которой используется образ коня, как символ богатства и образ птицы – символа счастья (Городец)
2. Вот черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз
На нем бликами летними солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает (Жостово)
- Систематически повторяющийся узор (Орнамент)
- Посуда непростая,
А точно золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками (Хохлома)
Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы, искусствоведы! Кто сейчас сможет прочитать зашифрованное слово на экране телевизора? (Гжель) Правильно, вот и первый наш конверт. Давайте нарисуем глазами цифру один. (Гимнастика для глаз)
Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в реставраторов превратись»
Сейчас вам необходимо разделиться на 3 команды для игры «Юный реставратор». Для этого выберете один из «расписных ключиков». (Дети подходят к столу, выбирают ключи с росписью). В первую команду войдут те ребята, кто выбрал «гжель», во вторую – кто выбрал «дымку», в третью - «хохлому». Внимание, вам нужно выбрать сначала детали своей росписи, а потом как можно быстрее собрать заданную картинку.
А теперь соперники должны проверить друг друга. (Взаимопроверка) Все правильно? (Ответы)
Назовите 3 отличия, гжельской росписи от дымковской росписи. (Ответы)
Молодцы, справились с заданием, вот и второй наш конверт. Давайте глазами нарисуем цифру два. (Гимнастика для глаз)
Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в экспертов превратись» Давайте поиграем в игру «Третий лишний» (Дети проходят и садятся на стулья перед телевизором)
Ребята, посмотрите на экран. Я считаю, что здесь 2-я картинка лишняя. (1-й слайд филимоновская игрушка, 2-й - гжельская) Вы согласны? (прием «запланированная ошибка») Почему не согласны? (Ответы) Посмотрите, на второй слайд, какие красивые дымковские игрушки! Правда?! (прием «запланированная ошибка») (Ответы)
Очень хорошо, вот у нас и третий конверт. Давайте нарисуем глазами цифру три.
Воспитатель: А сейчас все вместе мы отдохнем
И физкультминутку для пальчиков проведем
Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в народных – умельцев превратись». Ребята, чтобы попасть в мастерскую нужно открыть ее «волшебным ключом», но для этого нам прежде необходимо прочитать потешки о любом промысле или рассказать о любимой народной игрушке. Кто готов? (Ответы)
(Воспитатель «открывает» мастерскую, дети проходят и садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в мастерской только одна краска синяя, да тарелочка и доска разделочная белые. Скажите, в какой росписи 2 цвета - белый и синий? (Ответы) Правильно, гжельской росписи. Давайте откроем конверты и узнаем, что там находится. (Воспитатель открывает и показывает картинки) Это элементы разных росписей. Мы сможем выбрать элементы гжельской росписи? (Дети находят картинки) Я их на мольберте помещу, они понадобятся в работе, не зря мы с вами старались, все испытания прошли. А сейчас вы можете выбрать для росписи тарелку или доску и приступить к работе. Постарайтесь, чтобы ваши изделия были красивыми, аккуратными. (Звенит колокольчик вначале и в конце работы)
(Работа детей)
3 часть. Заключительная
Воспитатель: «Вправо, влево повернись и в ребенка превратись». Ребята, посмотрите на свои работы. Как думаете, справились вы с заданием? (Ответы) Ваши изделия обязательно пополнят наш мини – музей. Вы настоящие народные – умельцы! Как вы считаете, с каким временем года можно сравнить гжельскую роспись? (Ответы) Ребята, вы не заметили, в углу какой – то ледяной сундучок стоит? Давайте подойдем и посмотрим.
Кто – то нам на память подарки приготовил: матрешку - один из символов русской культуры, книжки – раскраски «Народные промыслы». Мы с вами сегодня заслужили эти подарки? (Ответы)
Воспитатель: Русская пословица гласит: «Сделал дело, гуляй смело»
Добры - молодцы, ложки в руки быстрее берите
Красны - девицы, на пляску русскую выходите!
Воспитатель: Спасибо: вам, ребята – за работу, за пляску, гостям – за внимание. Любите свою Родину, свою культуру!
Дети прощаются с гостями и дарят им на счастье «волшебные ключики»
Цуканова Ольга Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по окружающему миру в подготовительной группе "День народного единства".
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Углублять знания о защитниках нашей Родины. Воспитывать гордость за свою страну и свой народ....
Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки
Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с русскими народными играми в подготовительной группе «Развиваемся играя».
Конспект НОД в подготовительной группе....
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
Кружок « Умельцы» в подготовительной группе.
Актуальность выбора данной программы состоит в том, что у детей в этом возрасте необходимо развивать мелкую моторику рук, интеллект, развивать пространственное воображение, умение следовать инструкция...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Конспект "День народного единства" в подготовительной группе
Цель: Знакомство детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения....