Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бакулина Майя Владимировна
Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Описание работы:

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народных умельцев» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это конспект познавательного занятия, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России.

Цель:

Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрешка, богородская игрушка).

Задачи:

1. Различать особенности, характерные для каждого вида промысла.

2. Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.

3. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

4. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.

5. Развитие умений слышать и слушать.

Под музыку заходит воспитатель в народном костюме.

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель: здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам, чтобы пригласить вас в гости к народным мастерам.

Воспитатель: (Воспитатель читает стихотворение)

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

В деревню мы старинную

Идем дорогой длинною

Идем дорогой трудною,

Дорогою крутой!

Перед нами дом большой

И красивый- то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?

(воспитатель с детьми подходят к первому столу)

А вот какие мастера здесь живут, вы сами догадайтесь.

Отгадайте мою загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети.  Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Давайте мы с вами присядем и внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.

 

(дети садятся на стульчики,) выпрямим спинку, сядем поудобнее. И еще хочу вам напомнить, что вы уже старшая группа, и на мои вопросы постарайтесь отвечать полными ответами. А теперь продолжим нашу беседу.  Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

Дети. Они вылеплены в Дымково.

Воспитатель: правильно, они названы по имени села, в котором их сделали.

Воспитатель: из какого материала вылеплены игрушки?

Дети. Из глины.

Воспитатель: значит они какие?

Дети. Глиняные.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите и назовите, какие игрушки вы здесь видите?

Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т.д.

Воспитатель: Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Воспитатель: да, и краски эти яркие, праздничные.  Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

Дети. Клеточки, полоски, лини, кружочки, точки, волнистые линии.

Воспитатель показывает детям водоноску (картинку).

Воспитатель: у этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали?

Дети. Она ведра несет.

Воспитатель: Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску.

Игра «Собери водоноску»

(Дети разбиваются на две группы каждая собирает свою барышню)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

За студеною водицей водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Воспитатель: Какое настроение создают все эти игрушки?

Дети. Веселое, радостное.

Воспитатель: ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.

Воспитатель:                       

А теперь идем мы дальше…

Снова дом встречает нас,

кто нас ждет на этот раз.

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет.

Отгадайте про кого я говорю (воспитатель читает загадку)

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не петрушка,

Красавица-девица,

Каждая сестрица,

Для меньшей темница.

(матрешка)

 

Воспитатель: правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?

Дети. Матрешек делают из дерева?

Воспитатель: значит они какие?

Дети. Деревянные.

Воспитатель: но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

Дети. Раскрасили яркими красками, украсили цветами.

Воспитатель: эти матрешки приехали из разных мест, и они отличаются друг от друга. Можете мне показать, чем они отличаются?

Дети отвечают.

Воспитатель: но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то и схожесть. Чем похожи матрешки?

Дети. У каждой матрешки платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

 Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки

(хлопки перед собой)

На ногах сапожки

Топают матрешки                

(руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись,                           

(Наклоны влево - вправо)  

Всем знакомым поклонись.                        

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

(Наклоны головы влево – вправо)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки             

(хлопки перед собой)

На ногах сапожки

Топают матрешки                                   

(руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую)       

(идут дальше)

Воспитатель:

Идем с друзьями мы вперед

Дорога нас опять зовет

Кто же встретит нас сейчас

И расскажет свой рассказ

Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Дети. Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель: А хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?

Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.

Воспитатель: Кто мне скажет, какими элементами расписаны эти игрушки?

Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Воспитатель: Какие краски использовали мастера?

Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.

Воспитатель: Ребята, это игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете, почему? Потому что это игрушки-свистульки.  Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит делали их добрые руки. И у нас с вами добрые ручки, и сейчас мы с вами тоже попробуем раскрасить филимоновского петушка. Украсим хвостик петушка теми элементами, которые нарисованы на ваших листочках.

Воспитатель:

Снова в путь зовет дорога

Нам идти совсем не много

Вот ворота перед нами…

 

Тук- тук, щёлк- щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки-

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

Давайте все вместе произнесем их название…Богородские.

Воспитатель: Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?

Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

Воспитатель: чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

Дети. Да.

Воспитатель: Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно.

Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят. После занятия и мы с вами в эти игрушки поиграем.

Воспитатель: ну а теперь нам пора расставаться, мне тоже уже домой возвращаться пора.  Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости. К каким мастерам?

Дети. К мастерам из Дымково, Филимоново, к тем, кто делает матрешек и игрушки забавы.

Воспитатель:

Отдохнули мы – по праву!

Мастерам воздали славу!

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго-долго помнить будем.

Воспитатель:

Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

- Что особенно было интересным для вас?

- О чем вы расскажете родителям дома?

- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Все вы молодцы, много всего знаете, Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о народных умельцах.

На прощание подарю вам небольшие подарки на память о нашем занятии.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе

Тема:   «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи.      Образовательные: ...

НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев

Примерная  общеобразовательная программа  «От рождения до школы»под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...

Путешествие по мастерским народных умельцев

Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...

открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г

Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...

«Путешествие по мастерским народных умельцев»

Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (тверская, филимоновская, коргопольская игрушки), с их характерными особенностями. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусс...