Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Описание работы:
Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народных умельцев» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это конспект познавательного занятия, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России.
Цель:
Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрешка, богородская игрушка).
Задачи:
1. Различать особенности, характерные для каждого вида промысла.
2. Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.
3. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).
4. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
5. Развитие умений слышать и слушать.
Под музыку заходит воспитатель в народном костюме.
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Воспитатель: здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам, чтобы пригласить вас в гости к народным мастерам.
Воспитатель: (Воспитатель читает стихотворение)
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом
Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.
В деревню мы старинную
Идем дорогой длинною
Идем дорогой трудною,
Дорогою крутой!
Перед нами дом большой
И красивый- то какой!
Кто же в доме том живет?
Кто нам двери отопрет?
(воспитатель с детьми подходят к первому столу)
А вот какие мастера здесь живут, вы сами догадайтесь.
Отгадайте мою загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети. Это дымковские игрушки.
Воспитатель: Давайте мы с вами присядем и внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.
(дети садятся на стульчики,) выпрямим спинку, сядем поудобнее. И еще хочу вам напомнить, что вы уже старшая группа, и на мои вопросы постарайтесь отвечать полными ответами. А теперь продолжим нашу беседу. Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?
Дети. Они вылеплены в Дымково.
Воспитатель: правильно, они названы по имени села, в котором их сделали.
Воспитатель: из какого материала вылеплены игрушки?
Дети. Из глины.
Воспитатель: значит они какие?
Дети. Глиняные.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите и назовите, какие игрушки вы здесь видите?
Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т.д.
Воспитатель: Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.
Воспитатель: да, и краски эти яркие, праздничные. Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?
Дети. Клеточки, полоски, лини, кружочки, точки, волнистые линии.
Воспитатель показывает детям водоноску (картинку).
Воспитатель: у этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали?
Дети. Она ведра несет.
Воспитатель: Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску.
Игра «Собери водоноску»
(Дети разбиваются на две группы каждая собирает свою барышню)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
За студеною водицей водоноска-молодица
Как лебедушка плывет, ведра красные несет.
Воспитатель: Какое настроение создают все эти игрушки?
Дети. Веселое, радостное.
Воспитатель: ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.
Воспитатель:
А теперь идем мы дальше…
Снова дом встречает нас,
кто нас ждет на этот раз.
Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет.
Отгадайте про кого я говорю (воспитатель читает загадку)
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)
Воспитатель: правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?
Дети. Матрешек делают из дерева?
Воспитатель: значит они какие?
Дети. Деревянные.
Воспитатель: но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось?
Дети. Раскрасили яркими красками, украсили цветами.
Воспитатель: эти матрешки приехали из разных мест, и они отличаются друг от друга. Можете мне показать, чем они отличаются?
Дети отвечают.
Воспитатель: но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то и схожесть. Чем похожи матрешки?
Дети. У каждой матрешки платочек на голове, одежда яркая, праздничная.
Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.
Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки
(хлопки перед собой)
На ногах сапожки
Топают матрешки
(руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
(Наклоны головы влево – вправо)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки
(хлопки перед собой)
На ногах сапожки
Топают матрешки
(руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую)
(идут дальше)
Воспитатель:
Идем с друзьями мы вперед
Дорога нас опять зовет
Кто же встретит нас сейчас
И расскажет свой рассказ
Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?
Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Дети. Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель: А хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?
Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.
Воспитатель: Кто мне скажет, какими элементами расписаны эти игрушки?
Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.
Воспитатель: Какие краски использовали мастера?
Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.
Воспитатель: Ребята, это игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете, почему? Потому что это игрушки-свистульки. Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит делали их добрые руки. И у нас с вами добрые ручки, и сейчас мы с вами тоже попробуем раскрасить филимоновского петушка. Украсим хвостик петушка теми элементами, которые нарисованы на ваших листочках.
Воспитатель:
Снова в путь зовет дорога
Нам идти совсем не много
Вот ворота перед нами…
Тук- тук, щёлк- щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.
Давайте все вместе произнесем их название…Богородские.
Воспитатель: Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?
Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.
Воспитатель: чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?
Дети. Да.
Воспитатель: Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно.
Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят. После занятия и мы с вами в эти игрушки поиграем.
Воспитатель: ну а теперь нам пора расставаться, мне тоже уже домой возвращаться пора. Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости. К каким мастерам?
Дети. К мастерам из Дымково, Филимоново, к тем, кто делает матрешек и игрушки забавы.
Воспитатель:
Отдохнули мы – по праву!
Мастерам воздали славу!
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем.
Воспитатель:
Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.
- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?
Все вы молодцы, много всего знаете, Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о народных умельцах.
На прощание подарю вам небольшие подарки на память о нашем занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев» | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе
Тема: «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи. Образовательные: ...
НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...
Путешествие по мастерским народных умельцев
Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...
открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г
Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...
«Путешествие по мастерским народных умельцев»
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (тверская, филимоновская, коргопольская игрушки), с их характерными особенностями. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусс...
- Мне нравится (4)