«Путешествие по мастерским народных умельцев»
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (тверская, филимоновская, коргопольская игрушки), с их характерными особенностями. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусству. Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buratino.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
Конкурс методических разработок по патриотическому воспитанию дошкольников «Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление с профессиями мастеров народно – прикладного творчество»
Номинации конкурса: « Образовательная деятельность с детьми»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Автор: Степанова Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Конспект занятия в старшей группе
«Путешествие по мастерским народных умельцев»
Цель: Развитие творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи: Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (тверская, филимоновская, коргопольская игрушки), с их характерными особенностями. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусству. Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ.
Материалы и оборудование: Изделия народных мастеров, пластилин, стеки, доски.
ХОД:
- Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая, великая наша страна – много городов, деревень в ней. И везде живут умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером? Откуда же берутся такие мастера?
- Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а как посуду расписывала залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней, Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
- А хотите узнать побольше о народных умельцах нашей Родины? Тогда, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев.
-Это город Каргополь. Знаменит этот город Каргопольской игрушкой. Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе. Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка передает быт Русского севера. Это по - крестьянски коренастые фигурки людей, а так же животных и птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы.
Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.
Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой.
Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).
Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.
- Из чего сделаны эти игрушки?
Лепят игрушки из красной глины, после обжигают в печи, а затем фигурки раскрашивают.
- Какие используют цвета? Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.
Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли.
– Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку?
– Это деревня Филимоново Тульской области. Филимоновская игрушка. Почему называется Филимоновская?
Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.
У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем.
- Как вы думаете из какого материала делают игрушки? Свистульки делали из мягкой нежирной глины — синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой.
- Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор?
Быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни.
Физкультминутка:
«Игрушки расписные»
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).
- А это город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области),торжокской.
Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».
Птицы украшаются налепами и затем расписываются.
- Какой материал используют мастера в работе? Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя.
- А какие цвета используют при росписи игрушек? Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды.–
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором загадка»
(На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов).
Цель игры: найти орнамент росписи народного промысла, который описывается в загадках..
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)
Посмотрите на наряд
Белых бусин целый ряд
Капельки дождя упали.
Лепестки цветов дремали
Все слилось в простой узор
Но не отвести свой взор.
(Тверская игрушка)
Здесь Полкан – любимый персонаж.
Он с бородкой, в эполетах, орденах!
Птица Сирин! Конь с двумя головами
Просто не забываем!
(Каргопольская игрушка)
— Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю слепить любую из игрушек, которая вам больше всего понравилась.
Вывод:
- Ребята, а теперь давайте посмотрим, какие яркие работы у вас получились. Что было для вас трудным? Что больше всего понравилось? С какими игрушками мы познакомились? Вы все настоящие мастера своего дела, настоящие умельцы. Предлагаю вам сделать выставку из ваших работ, для родителей.
Список источников:
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
https://multiurok.ru/files/istoriia-glinianoi-igrushki.html
https://www.culture.ru/materials/
https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/filimonovskaya-igrushka-.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе
Тема: «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи. Образовательные: ...
НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...
Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»Описание работы:Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народ...
Путешествие по мастерским народных умельцев
Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...
открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....
Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г
Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...