«Составление рассказа по портрету и натюрморту»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
«Составление рассказа по портрету и натюрморту»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.posobie_portret_natyurmort.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Составление рассказа по портрету и натюрморту»
Автор-составитель: Щелканова Л.К.
Название пособия: «Красивости Нюши»
Описание пособия
Плоское настенное панно, выполненное из листа ДВП, размер 50 см. на 50 см. в виде мультипликационного героя – Смешарика, который держит ромашку. По краю ромашки расположены прозрачные карманы с признаками объекта. В центре ромашки прикреплена стрелка с бабочкой. Бабочка поворачивается по кругу, таким образом помогая осваивать и закрепляя алгоритм составления описательного рассказа по портрету.
Цель применения пособия
Научить ребенка последовательно, связно и образно составлять рассказ по портрету, выражая свое отношение к увиденному.
Составление описательного рассказа по портретам считается сложным видом. Воспринимая портретный жанр, дети должны увидеть красоту изображенного, всматриваясь в портрет улавливать мысли и чувства, которые художник пытался донести до нас, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Для преодоления данных трудностей был адаптирован алгоритм составления описательного рассказа по портрету, предложенный Т.А. Сидорчук, И.Г. Стариковой.
-Шаг первый - «Имя объекта»
Первоначально необходимо обозначить, что изображено на картине, то есть определить (на картине изображен портрет); на символе изображена буква И
-Шаг второй – «Время объекта»
Определение времени – прошлое, настоящее, времени суток, времени года; на символе изображены – циферблат и месяц.
-Шаг третий - «Части объекта»
Определить или в каком объеме изображен портрет (во весь рост, по пояс или по плечи и т.д.). На символе изображение частей автомобиля
-Шаг четвертый- «Герой»
Определение пола, возраста героя
На символе – мужская и женская фигуры
-Шаг пятый – «Одежда»
Описание одежды, в которой находится персонаж. На данном шаге алгоритма описываются все отличительные особенности одежды, которые изобразил художник. На символе – мужская и женская одежда
-Шаг шестой – «Место»
Месторасположение объекта, также дети отмечают в каких красках написан портрет. На символе – дом, ель, карандаш
-Шаг седьмой – «Различные анализаторы»
Возможные запахи, звуки и ощущения руками. Данная работа с анализаторами проводится для того, что бы рассказ был более эмоционально – окрашен. На символе – ладонь, глаз, ухо, нос.
-Шаг восьмой – «Действие объекта, их цель, настроение объекта».
Описание действия объекта, действие дает возможность детям понять, какое настроение у объекта. Настроение персонажа дети определяют по цвету, в котором написан портрет, по позе персонажа, по взгляду. На символе – бегущий человечек и смайл
-Шаг девятый – «Объект и окружение»
Что окружает героя, какие объекты находятся рядом, какие вдалеке. Игра «Подзорная труба». На символе – буква О и круги вокруг
-Шаг десятый – «Цель»
с которой автор написал портрет. На заключительном этапе дети делают вывод из всего сказанного по портрету, что нам хотел показать в своем произведении. Так же какое композиционное и живописное решение портрета. На символе – изображение буквы Ц
-Шаг одиннадцатый – «Название картины и автор».
Детям предлагается придумать свое название портрета и только после этого воспитатель объявляет автора произведения. На символе – изображение буквы А
Работа на основе данного алгоритма помогает детям выстроить описательный рассказ по портрету, сделать его полным и интересным.
Описание пособия "Вкусности Копатыча"
Плоское настенное панно, выполненное из листа ДВП, размер 50 см. на 50 см. в виде мультипликационного героя – Смешарика, который держит горшок с медом. По краю горшка расположены прозрачные карманы с признаками объекта. В центре горшка прикреплена стрелка с пчелой. Пчела поворачивается по кругу, таким образом, помогая осваивать и закрепляя алгоритм составления описательного рассказа по натюрморту.
Цель применения пособия
Научить ребенка последовательно, связно и образно составлять рассказ по натюрморту, выражая свое отношение к увиденному.
Методика составление описательного рассказа по натюрморту
-Шаг первый – «Имя объекта»
Первоначально необходимо обозначить, что изображено на картине, то есть определить (на картине изображен натюрморт); на символе изображена буква И
-Шаг второй – «Место расположения»
Определение месторасположения натюрморта (стол, полка, и т. д.); на символе - дом и ель
-Шаг третий – «Далеко-близко»
Определение объектов на переднем и дальнем плане» на символе – дом далеко и дом – близко.
Шаг четвертый – «Природный – рукотворный»
Определение объектов природного и рукотворного мира; на символе – ладонь и солнце.
Шаг пятый – «Анализаторы»
Определение запаха, звука и ощущений руками по представлению; на символе – ладонь, нос, ухо.
Шаг шестой – «Вкус»
Определение вкуса объектов по представлению; на символе – рот
Шаг седьмой – «Форма и размер»
Определение формы объектов, а также размера самого маленького и самого большого объекта натюрморта; на символе геометрические фигуры – большие и маленькие.
Шаг восьмой – «Цвет»
Определение цветовой гаммы натюрморта – холодной или теплой, а также настроения по цветовой гамме; на символе – карандаш, снежинка и солнце.
Шаг девятый - «Объект и окружение»
Определить какие объекты окружают натюрморт. Игра «Подзорная труба». На символе – буква О и круги вокруг.
-Шаг десятый – «Цель»
с которой автор написал натюрморт. На заключительном этапе дети делают вывод из всего сказанного по портрету, что нам хотел показать в своем произведении. На символе – изображение буквы Ц
-Шаг одиннадцатый – «Название картины и автор».
Детям предлагается придумать свое название натюрморта и только после этого воспитатель объявляет автора произведения. На символе – изображение буквы А
Работа на основе данного алгоритма помогает детям выстроить описательный рассказ по натюрморту, сделать его полным и интересным.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снегурочка»
Пособие для составления описательного рассказа по портрету
«Красивости Нюши и вкусности Копатыча»
Автор: Щелканова Л. К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З.
Основная идея моей работы – это создание педагогических условий усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по картинам. Схема этапов рассматривание ...
Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста
Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...
Составление рассказа по картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
Конспект занятия по развитию образной речи дошкольников на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства: натюрморта....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по портрету Красной Шапочки»
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы по ТРИЗ системе....
Составление детьми детьми старшего дошкольного возраста описательных рассказов по портретам и натюрмортам
презентация с пошаговой инструкцией как работать по схемам, и составлять рассказы....
«Составление детьми творческих рассказов по портрету»
Мастер - класс для педагогов...
Игровая ситуация в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ технологий. Тема: «Составление детьми творческих рассказов по портрету»
Данный конспект предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Конспект дает возможность научить детей составлять творческий рассказ по портрету используя алгоритм, и методическое пособие ...