«Составление рассказа по портрету и натюрморту»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

«Составление рассказа по портрету и натюрморту»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.posobie_portret_natyurmort.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Составление рассказа по портрету и натюрморту»

Автор-составитель: Щелканова Л.К.

Название пособия: «Красивости Нюши»

Описание пособия

Плоское настенное панно, выполненное из листа ДВП, размер 50 см. на 50 см. в виде мультипликационного героя – Смешарика, который держит ромашку.  По краю ромашки расположены прозрачные карманы с признаками объекта. В центре ромашки прикреплена стрелка с бабочкой. Бабочка поворачивается по кругу, таким образом помогая осваивать и закрепляя алгоритм составления описательного рассказа по портрету.

Цель применения пособия        

Научить ребенка последовательно, связно и образно составлять рассказ по портрету, выражая свое отношение к увиденному.

Составление описательного рассказа по портретам считается сложным видом. Воспринимая портретный жанр, дети должны увидеть красоту изображенного, всматриваясь в портрет улавливать мысли и чувства, которые художник пытался донести до нас, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Для преодоления данных трудностей был адаптирован алгоритм составления описательного рассказа по портрету, предложенный Т.А. Сидорчук, И.Г. Стариковой.

-Шаг первый -  «Имя объекта»

Первоначально необходимо обозначить, что изображено на картине, то есть определить  (на картине изображен портрет); на символе изображена буква И

 -Шаг второй – «Время объекта» 

Определение времени – прошлое, настоящее, времени суток, времени года; на символе изображены – циферблат и месяц.

-Шаг третий -  «Части объекта»

Определить  или в каком объеме изображен портрет (во весь рост, по пояс или по плечи и т.д.). На символе изображение частей автомобиля

-Шаг четвертый-  «Герой» 

Определение пола, возраста героя

На символе – мужская и женская фигуры

 -Шаг пятый  – «Одежда»

Описание одежды, в которой находится персонаж.  На данном шаге алгоритма описываются все отличительные особенности одежды, которые изобразил художник. На символе – мужская и женская одежда

-Шаг шестой – «Место»

 Месторасположение объекта, также дети отмечают в каких красках написан портрет. На символе – дом, ель, карандаш

-Шаг седьмой – «Различные анализаторы»

 Возможные запахи, звуки и ощущения руками.  Данная работа с анализаторами проводится для того, что бы рассказ был более эмоционально – окрашен. На символе – ладонь, глаз, ухо, нос.

-Шаг восьмой – «Действие объекта, их цель, настроение объекта».

Описание действия объекта, действие дает возможность детям понять, какое настроение у объекта. Настроение персонажа дети определяют по цвету, в котором написан портрет, по позе персонажа, по взгляду. На символе – бегущий человечек и смайл

-Шаг девятый – «Объект и окружение»

 Что окружает героя, какие объекты находятся рядом, какие вдалеке. Игра «Подзорная труба». На символе – буква О и круги вокруг

-Шаг десятый – «Цель» 

с которой автор написал портрет. На заключительном этапе дети делают вывод из всего сказанного по портрету, что нам хотел показать в своем произведении.  Так же какое композиционное и живописное решение портрета. На символе – изображение буквы Ц

-Шаг одиннадцатый – «Название картины и автор».

 Детям предлагается придумать свое название портрета и только после этого воспитатель объявляет автора произведения. На символе – изображение буквы А

Работа на основе данного алгоритма помогает детям выстроить описательный рассказ по портрету, сделать его полным и интересным.

 

Описание пособия "Вкусности Копатыча"

Плоское настенное панно, выполненное из листа ДВП, размер 50 см. на 50 см. в виде мультипликационного героя – Смешарика, который держит горшок с медом.  По краю горшка расположены прозрачные карманы с признаками объекта. В центре горшка прикреплена стрелка с пчелой. Пчела поворачивается по кругу, таким образом, помогая осваивать и закрепляя алгоритм составления описательного рассказа по натюрморту.

Цель применения пособия        

Научить ребенка последовательно, связно и образно составлять рассказ по натюрморту, выражая свое отношение к увиденному.

Методика составление описательного рассказа по натюрморту

-Шаг первый – «Имя объекта»

Первоначально необходимо обозначить, что изображено на картине, то есть определить  (на картине изображен натюрморт); на символе изображена буква И

-Шаг второй – «Место расположения»

Определение месторасположения натюрморта (стол, полка, и т. д.); на символе  - дом и ель

-Шаг третий – «Далеко-близко»

Определение объектов на переднем и дальнем плане» на символе – дом далеко и дом – близко.

Шаг четвертый – «Природный – рукотворный»

Определение объектов природного и рукотворного мира; на символе – ладонь и солнце.

Шаг пятый – «Анализаторы»

Определение запаха, звука и ощущений руками по представлению; на символе – ладонь, нос, ухо.

Шаг шестой – «Вкус»

Определение вкуса объектов по представлению; на символе – рот

Шаг седьмой – «Форма и размер»

Определение формы объектов, а также размера самого маленького и самого большого объекта натюрморта; на символе геометрические фигуры – большие и маленькие.

Шаг восьмой – «Цвет»

Определение цветовой гаммы натюрморта – холодной или теплой, а также настроения по цветовой гамме; на символе – карандаш, снежинка и солнце.

Шаг девятый - «Объект и окружение»

 Определить какие объекты  окружают натюрморт.  Игра «Подзорная труба». На символе – буква О и круги вокруг.

-Шаг десятый – «Цель» 

с которой автор написал натюрморт. На заключительном этапе дети делают вывод из всего сказанного по портрету, что нам хотел показать в своем произведении.  На символе – изображение буквы Ц

-Шаг одиннадцатый – «Название картины и автор».

 Детям предлагается придумать свое название натюрморта и только после этого воспитатель объявляет автора произведения. На символе – изображение буквы А

Работа на основе данного алгоритма помогает детям выстроить описательный рассказ по натюрморту, сделать его полным и интересным.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снегурочка»

Пособие для составления описательного рассказа по портрету

«Красивости Нюши и вкусности Копатыча»

Автор: Щелканова Л. К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З.

Основная идея моей работы – это  создание  педагогических условий усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по картинам.      Схема этапов рассматривание ...

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности составления описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста...

Составление рассказа по картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

Конспект занятия по развитию образной речи дошкольников на  основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства: натюрморта....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по портрету Красной Шапочки»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы по ТРИЗ системе....

Составление детьми детьми старшего дошкольного возраста описательных рассказов по портретам и натюрмортам

презентация с пошаговой инструкцией как работать по схемам, и составлять рассказы....

Игровая ситуация в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ технологий. Тема: «Составление детьми творческих рассказов по портрету»

Данный конспект предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Конспект дает возможность научить детей составлять творческий рассказ по портрету используя алгоритм, и методическое пособие ...