Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по портрету Красной Шапочки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы по ТРИЗ системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_shapochka.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

«Составление описательного рассказа по портрету Красной Шапочки»

Цель: закреплять умение воспитанников составлять описательный рассказ по портрету с опорой на схему-модель

Задачи:

  1.  закреплять умение составлять описательный рассказ по портрету по мнемотаблице;
  2. Закреплять умение отличать портрет от других жанров живописи;
  3. Обогащать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами;
  4. Формировать умение использовать в речи сложные прилагательные
  5. Воспитывать умение заниматься вместе, не мешая друг другу.

Структура образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Материалы и оборудование

Приемы руководства детской деятельностью

Деятельность и речь педагога

Возможная деятельность и речь детей

Мотивационный этап

1.Создание проблемной ситуации

(коммуникативная деятельность)

Дети вместе с воспитателем стоят на ковре.

-Ребята, послушайте, кто-то шумит. Кто же это у нас плачет?  (Ищут вместе с детьми) Вот он. Сегодня к нам пришел очень интересный герой. Его зовут Карандашкин. Он пришел к нам из страны Рисовандии. Ребята, посмотрите, какое у него настроение? Веселый? Нет. Он грустный, потому что потерял среди своих рисунков портрет Красной Шапочки.  Как вы думаете, что нам теперь делать? (Ответы детей).

 Рассматривают образ Карандашкина, внимательно слушают рассказ воспитателя.

Ответы детей с предположениями.

Кукла Карандашкина

Содержательный этап

2. Интерактивная игра «Найди портрет»

Воспитатель предлагает детям подойти к интерактивной доске, на которой показаны картины с различными жанрами живописи (портрет, натюрморт и пейзаж) и показать все портреты.

- А как вы поняли, что это портрет?

- К какому жанру живописи относятся другие картины? Почему?

А теперь давайте найдём портрет Красной Шапочки.

-Как это сделать?

Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске, внимательно рассматривают, называют признаки жанров живописи и выбираю портреты.

Воспитанники называют отличительные черты героя.

Интерактивная доска

  1. Упражнение

« Назови символы в мнемотаблице»

Посмотрите ребята наш Карандашкин стал совсем весёлый. А давайте покажем ему, как хорошо мы научились составлять рассказы по портретам? Составим описательные рассказы по портрету Красной Шапочки.

-А что нам в этом поможет, как вы думаете?

Правильно, схема с подсказками, которую мы с вами придумали.

Я буду показывать символы на схеме, а вы называйте, что они обозначают (пол,место,одежда,возраст и т.д.)

Дети рассматривают схемы в мнемотаблице и называют их значения.

Мнемотаблица со схемами, образ Карандашкина

4.Физкультминутка

«У кого что…»

(двигательная деятельность)

Воспитатель дает инструкцию детям.

-Как по-разному мы с вами одеты. А сейчас попрыгайте, у кого есть карманы, потопайте, у кого есть воротник, поднимите руки у кого длинные рукава, приседайте, у кого короткие рукава, покружитесь, у кого есть манжеты, похлопайте, у кого есть пуговицы.

Дети находят  детали своей одежды и выполняют инструкцию воспитателя

  1. Составление

Описательных рассказов.

Ребята, кто хочет попробовать описать портрет с помощью знакомой модели-подсказки? (4-5 человек).

По мере составления рассказа воспитатель помогает и записывает готовые рассказы.

Дети выходят к доске, на которой висит мнемотаблица и составляют рассказы по портрету.

Доска, мнемотаблица.

6.Творческое задание «Нарисуй портрет Красной Шапочки»

Вечером я обязательно спрошу всех кто захочет. Из ваших рассказов я предлагаю составить альбом и оформить его рисунками. Хотите побыть настоящими художниками портретистами?

Дети рисую портрет Красной Шапочки.

Листы бумаги, цветные карандаши.

Рефлексивный этап

7.Составление альбома «Описательные рассказы по портрету Красной Шапочки с иллюстрациями».

Вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднения. Оцените свою работу, поднимите карточки со смайликами (отлично, нужно ещё постараться).

Мне тоже понравилось наше занятие, у нас получились прекрасные рассказы и портреты, из которых мы составим альбом

Дети отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

Карточки со смайликами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде»

Использование современных образовательных технологий приреализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствиис ФГОС ДО.   Уважаемые коллеги, вашему вниманию была п...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа об овощах"

Предложенный конспект занятия поможет начинающим учителя-логопедам провести занятие по развитию связной речи у дошкольников старшей логогруппы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине Н. А Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца»

Цель: учить составлять рассказ по картине Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» Задачи: Образовательная: познакомить детей с праздником Пасха, ее традициями. Развивающая: развивать речь де...