«Составление детьми творческих рассказов по портрету»
методическая разработка

Курилова Татьяна Леонидовна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_portretu.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Саратовская область, г. Энгельс, ул. Степная д. 175 а, тел. 95-32-80

Мастер – класс для педагогов

«Составление детьми творческих рассказов по портрету»

Разработала:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Курилова Татьяна Леонидовна

Стаж работы – 30 лет

г. Энгельс

2021 г.

Ход мастер - класса

Слайд 1

Добрый день коллеги, предлагаю вам просмотреть мастер класс: на тему «Составление детьми творческих рассказов по портрету».

Слайд 2

Развитие связной речи у детей является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Слайд 3

Особенно дети испытывают трудности при составлении описательных и творческих рассказов по художественным портретам и портретам-иллюстрациям сказочных героев. Дети составляют несколько предложений и не могут понять, о чем еще можно рассказать. Рассказ получается не полным и не связанным.

Слайд 4

Причина этого, отсутствие у детей навыка составления рассказов по портретам.

Слайд 5

Данную трудность можно решить с помощью ТРИЗ технологии, а именно адаптированной методики Т. А. Сидорчук «Составление детьми творческих рассказов по портрету», которая позволяет получить гарантированный результат - усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по портрету. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Слайд 6

Освоение способов составления творческих рассказов по портрету происходит по этапам и выглядит как система – Алгоритм.

Алгоритм, состоит из наглядного пособия в форме круга, разделенного по секторам, данные сектора включает схемы, которые дают возможность ребенку зрительно рассмотреть, представить и запомнить нужные понятия.

Слайд 7

Схемы этапов располагаются по кругу в форме часов со стрелкой. Ребенок, рассматривая портрет, может самостоятельно передвигать стрелку и делать описание человека согласно шагам алгоритма.

На каждом этапе алгоритма проводятся игры и тренинги по результатам, которых накапливаются данные для рассказывания.

Для схематического изображения подбираем признаков и нужные символы.

Алгоритм для описания портрета и его схематическое обозначение состоит из следующих 7 этапов.

Слайд 8

Предлагаю перейти к практической части и на примере составления творческого рассказа по портрету сказочного персонажа – Белоснежки, подробно рассмотреть каждый этап алгоритма и изучить все сектора для рассказывания.

Слайд 9

Первый этап: знакомим с первым сектором и даем название этапа «Определить пол, примерный возраст человека, людей, изображенных на портрете», подбираем подходящие схемы -условное обозначение. В данном случае использовали сюжетные картинки, могут быть зарисовки схем, напоминающих человечков.

Применяем загадки для создания игрового интереса к портрету.

Можно использовать Игру: «Да-нетка» - с помощью данной игры обучаем определять объект, сужая поле поиска.

Правило игры заключается в том, что играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.

После определения объекта - показываем картину и рассматриваем загаданный объект.

Слайд 10

Второй этап: Определите местонахождение объекта на картине. Схематичное изображение – признак место.

Задаем вопрос

Где находится объект? Дети определяют место на картине (например, в середине, в центре и тд...)

Слайд 11

Третий этап: Дать описание одежды на человеке по различным признакам. Применяем схемы признаков

Платье Белоснежки по форме овальное, по цвету белое и фиолетовое, по размеру длинное.

Слайд 12

Четвертый этап: «Представление всевозможных ощущений человека на портрете с помощью органов чувств», «Подслушать» мысли человека, предположить его цели, действия». На данном этапе мы используем наши анализаторы

Можно применить Игру: «Сыщики», с помощью данной игры развивается умение описывать свои ощущения, подключая различные анализаторы.

Анализаторы «рука, ухо, нос».

С помощью них мы можем услышать звуки, предположить, какие запахи могут быть, представить какие предметы на ощупь.

Или очень интересная игра - к нам пришли «Волшебники».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» и так по каждому анализатору. Дети описывают свои ощущения от соприкосновения с объектом.

Эффективно проводить такие дидактические игры и игровые приёмы на закрепление умений высказывать свои суждения как на самом занятии, так и вне занятия в совместной деятельности.

Слайд 13

Пятый этап: «Перечислить предметы, окружающие человека».

На данном этапе детям нравится Игра: «Подзорная труба» Дети смотрят в подзорную трубу и выделяют предметы, которые окружают главный объект на портрете.

На данной картине рядом с Белоснежкой можно увидеть колодец и ведро.

Слайд 14

Шестой этап: Определить основные цветовые гаммы портрета и предположить эмоциональное состояние образа. Предполагаем какие эмоции испытывает герой.

Игра «Оживлялки»: Предлагаем скопировать позу Героя. Что вы почувствовали? Какое у вас стало настроение? Почему?

Можно использовать вопросы: «Расскажи про настроение», «Какие черты лица вам помогли узнать настроение», «О чем говорят глаза?»

Слайд 15

Седьмой этап: «Придумать название портрету, исходя из настроения героя, его целей, действий».

Слайд 16

Отметим, при работе над портретами главная цель – усвоение МОДЕЛИ составления рассказа по портрету

Таким образом, в процессе работы над портретами дети учатся последовательно составлять рассказ, выражая своё отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У детей появляется умение строить сложноподчинённые предложения, высказывать свое мнение, его обсуждать и доказывать

Слайд 17

Использование модели при составлении творческих рассказов по портрету облегчают детям овладение этим видом связной речи;

наличие схематического изображения делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными;

мыслительно-речевая деятельность детей приобретает более сложные формы;

развивается языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений;

развивается наблюдательность, последовательность изложения, активность пользования словарным запасом, умение рассказать обдуманно и осмысленно.

Слайд 18

Всем спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З.

Основная идея моей работы – это  создание  педагогических условий усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по картинам.      Схема этапов рассматривание ...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Презентация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"

Програма нацелина на развитие в детях позновательного интереса, стремление к получению знаний к положительной мотивации в дальнейшем....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине

Техника ТРИЗ.Схема составления рассказов детьми дошкольного возраста....

Игровая ситуация в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ технологий. Тема: «Составление детьми творческих рассказов по портрету»

Данный конспект предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Конспект дает возможность научить детей составлять творческий рассказ по портрету используя алгоритм, и методическое пособие ...