НОД Изобразительная деятельность. Рисование «Мордовские узоры» (нетрадиционная техника)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
- формировать интерес к культуре мордовского народа;
- расширить представления детей о предметах мордовского быта, избах и национальных блюдах;
- способствовать развитию познавательных способностей; умению выделять общие и существенные признаки отличия мордовских узоров.
- воспитывать толерантное отношение к культуре мордовского народа, проживающего в нашем городе;
- развивать коммуникативные умения, используя жесты, мимику, интонации
- развивать интерес к народно - прикладному творчеству: особенностям узоров и орнамента мордовской вышивки, резьбы;
- совершенствовать умение рисовать штампиками;
- обогащать художественный опыт детей;
- развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_konspekt_na_seminar.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка».
НОД
Изобразительная деятельность. Рисование
«Мордовские узоры» (нетрадиционная техника)
(старшая группа «Гномики»)
Воспитатель:
Губанова Г.Ф.
2018 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»
- формировать интерес к культуре мордовского народа;
- расширить представления детей о предметах мордовского быта, избах и национальных блюдах;
- способствовать развитию познавательных способностей; умению выделять общие и существенные признаки отличия мордовских узоров.
«Социально - коммуникативное развитие»
- воспитывать толерантное отношение к культуре мордовского народа, проживающего в нашем городе;
- развивать коммуникативные умения, используя жесты, мимику, интонации
«Художественно-эстетическое развитие»
- развивать интерес к народно - прикладному творчеству: особенностям узоров и орнамента мордовской вышивки, резьбы;
- совершенствовать умение рисовать штампиками;
- обогащать художественный опыт детей;
- развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.
Методы и приемы:
Практические:
- показ, указания, рисование элементов орнамента.
Наглядные:
- рассматривание иллюстраций костюмов, полотенец, скатерти, платков; предметов быта: изделий из глины, шкатулки, ухват, лопата, чугунка, макета мордовской избы на слайде.
Словесные:
- рассказ, интерактивная беседа, вопросы, пояснения
Предварительная работа: знакомство с новыми экспонатами в центре мордовской культуры, с целью ознакомления с особенностями жизни и быта мордовского народа, проживающего в нашем городе. Знакомство с национальным блюдом, рассматривание иллюстраций «Славянская семья», «Истоки патриотизма».
Материалы и оборудование:
Мордовские национальные костюмы (взрослый и детский), белые полотенца с вышивкой, платки, скатерти, мордовские орнаменты, предметы мордовского быта: глиняные солонка, птичка, кувшин, сито, разделочная доска, чугунок, ухват, лопата, матрешки (русская и мордовская) на рисунках, деревянная шкатулка, макет мордовской избы, фонограмма мордовской мелодии.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно - исследовательская | экскурсия по выставке |
изобразительная | рисование узоров в мастерской |
коммуникативная | вопросы, беседа, ситуативные разговоры |
музыкальная | слушание мордовских мелодий |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Этапы занятий | Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Примите наше угощение – национальное мордовское блюдо «Панжака́й» | Дети заходят под мордовскую мелодию в музыкальный зал. Здороваются по- мордовски: «Шумбра́т». Дети экскурсоводы (Антон и Полина) приглашают сверстников на выставку | |
Экскурсия по выставке, оформленной на столах | Руководит детьми, помогает ведущим на выставке Организует и поддерживает беседу по экспонатам выставки Показывает как завязывали платок мордовские женщины (на голове девочки) | Антон: Как и Россия, наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. Живут они дружно и мирно. У каждого народа есть свои традиции, обряды, особенные предметы быта, свои национальные костюмы. Вот и у мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у него свое народное творчество: вышивка, шитье бисером, резьба по дереву. Полина: Приглашаем вас, гости дорогие, на нашу выставку. Она необычная. Посетив ее, вы узнаете, как мордовский народ жил раньше. Антон: на этом столе находятся предметы мордовского быта. Мордовские умельцы украшали резьбой ставни окон, крыши домов, шкатулки. Ребята, какие элементы орнамента вы видите на шкатулке? Антон: Ребята, а как вы думаете, солонка, кувшин и птичка из чего сделаны? Антон: Правильно. Их делали из глины, а потом обжигали в печи, чтобы крепче стали. А вот это что за предмет и для чего он? Давайте двигаться дальше. Рассмотрим эти экспонаты. Полина: Что вы здесь видите? Правильно, это красивые платки с яркими цветами, которые носили женщины и бабушки. Рассматривают как завязан платок на голове Полина: посмотрите, на скатерти тоже алые розы и зеленые листья. Такую скатерть стелили на праздничный стол. Скажите, пожалуйста, а какие цвета здесь преобладают? Дети называют цвета на скатерти: красный, зеленый, желтый и черный Полина: Ребята, а что вы еще здесь видите на столе? Полина: а скажите, эти полотенца похожи на те, которыми вы вытираетесь в саду и дома? Полина: в каждой мордовской семье женщины и девушки занимались рукоделием, вышивали узоры на полотенцах. Какие элементы узора вы заметили? Полина: вышивали также и цветы – символ благополучия. Вышивкой украшали е только полотенца, но еще и одежду: рукава рубахи, воротники, передники. | Расширились представления детей о предметах быта мордовского народа, проживающего в нашем городе, о народно – прикладном творчестве Лексически правильно называют предметы быта Проявляют любознательность, интерес Называют элементы орнамента: геометрические фигуры: ромб, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник Определяют, что предметы сделаны из глины Точно называют сито и знают его назначение Четко называют что видят на столе: платки, скатерть, полотенца Правильно определяют цвета на скатерти Называют полотенце Дети отмечают различия полотенец. Знают, что мордовские полотенца украшены вышивкой. Правильно называют геометрические фигуры: квадраты, кресты, ромбы, треугольники, галочки и линии Сложились четкие представления об узорах на полотенце |
Краткий рассказ об особенностях мордовской избы: в далекие времена люди и русские и мордва строили дома из бревен. Они назывались – избы. Посмотрите на макет мордовской избы. Что вы видите здесь необычного? А для чего нужна печь? Правильно, в ней варили еду, пекли хлеб, а еще печь долго хранила тепло и поэтому на печках спали дети, она согревала их ночью. Дети, а что стоит в углу возле печки? Ребята, скажите, а почему стол такой большой? Как вы думаете? Уточняет и объясняет о «Красном угле»: в каждой избе был обязательно «Красный угол», он располагался справа или слева от двери. Это было священное место, где висели рушники, стояли иконы и божественные книги. Давайте пройдем с вами дальше. Что вы здесь видите? | Ответ: большая печка, лавки, большой стол посередине Ответ: чтобы варить еду Ответ: ухват, лопата, чугунок Семьи были очень большие: мамы и папы, дедушки и бабушки, их братья и сестры. Все они жили в одной избе и кушали все вместе за большим столом. | Понимают предназначение печки | |
Помогает детям сравнить рисунки русской и мордовской матрешек Посмотрите, вот они матрешки – красивые, расписные. А чем они отличаются друг от друга? Давайте посмотрим и сравним | Ответ: матрешки отличаются узорами. На русской матрешке узор растительный, а на мордовской – геометрический | Описывают сходства и различия матрешек | |
Ребята, а вы хотите превратиться в народных умельцев? Я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю вам попробовать дорисовать узоры на матрешках, украсить им передники. Но делать мы это будем необычным способом. У вас на столах лежат штампики и краски. Давайте вспомним правила рисования. А теперь не унывайте, Мастерами побывайте Показать свое уменье, И старанье, и терпенье Гостям нашим мы должны, Мастера везде нужны! Ребята, а вы оказывается художники, все ваши матрешки словно ожили. Вот мордовские матрешки До чего же хороши! Их ребята из детсада Расписали от души! Мы с вами постарались и теперь оформим маленький вернисаж для родителей в раздевальной комнате. Давайте скажем нашим гостям: «До свида́ния» - «Няемозонк!» | Ответ: да Ответ: при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать стол, за которым работаешь, руки, лицо, одежду Приступают к работе До свядания! | Правильно называют правила работы с красками Освоили нетрадиционную технику рисования штампиками, Развились художественно – эстетический вкус и способности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»
В материале представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественны...
«Методическая разработка НОД» (изобразительная деятельность (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование трафаретом и штампом)
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.Тема: «Морское путешествие». Возраст: 5-6 лет (старшая группа). ...
Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».
Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, обозначить их значимость в жизни ребенка; вызвать...
Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».
Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования»....
Использование инновационных технологий в изобразительной деятельности в раннем возрасте. Нетрадиционная техника рисования.
Использование инновационных технологий в изобразительной деятельности в раннем возрастеНетрадиционная техника рисования...
Конспект НОД по изобразительной деятельности «Вальс снежинок» в нетрадиционной технике выполнения «рисование свечой»
Цель: познакомить с новой техникой рисования - рисование свечой.Задачи:1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычн...