Конспект НОД познавательное развитие с использованием музейной деятельности в ДОУ "Город мастеров"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Афанасьева Ирина Валерьевна

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием музейной деятельности. Мини музей в группе "Декоративно-прикладное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательное развитие с использованием музейной деятельности в ДОУ. «Город мастеров»

 «Город мастеров»

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, карточки с пословицами, заготовки –тарелочки из бумаги, гуашь, салфетки, кисти, баночки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня я хочу пригласить вас в музей декоративно-прикладного искусства, который был организован в нашей группе.

Ребята, а что такое музей? (ответы детей)

А вы бывали когда-нибудь в музее? (ответы детей)

Зачем люди ходят в музей?

Какие музеи нашего города вы знаете?

Как называются предметы, выставленные в музее?

- Как вы думаете, что можно увидеть в музее?

Дети: Картины, глиняные игрушки, разные старинные вещи, скульптуры.

Воспитатель: Верно, но прежде, чем идти на экскурсию давайте вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в музее?

Дети: Спокойно, не кричать, не мешать другим все рассматривать.

Воспитатель: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.

Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она – экскурсовод.

В нашем мини-музее представлены произведения  русских мастеров.

Воспитатель:

Помогите, ребята, рассказать мне про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

Ребенок загадывает загадку:

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

Дети: Хохлома

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.

Ребенок загадывает загадку:

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…

Дети: Городец

Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.

Ребенок загадывает загадку:

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:

Ребенок загадывает загадку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

Дети: Дымка.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы уже знаете эти народные промыслы. И ваши костюмы очень похожи на них. Те же цвета, элементы узоров. А вы заметили это сходство? (-Да). Тогда давайте поиграем. Вставайте в круг. Как только я закончу считалочку, каждый из вас встанет возле своего столика.

Дети с воспитателем идут по кругу, держась за руки, воспитатель:

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Раз, два, три

Карточку свою смотри,

Экспонат свой отыщи!

Дети находят экспонат на столе, соответствующий своей карточке.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Никто не ошибся. Давайте же рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы. Расскажите о промысле.

Девочка с карточкой хохломской росписи читает стихотворение:

У красы точёной

Сарафан порчёвый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Из какого материала сделаны эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Назовите основные цвета хохломской росписи.

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства. Красный цвет – символ огня, любви, преданности. Зелёный цвет – символ жизни, природы. Чёрный цвет символизирует торжественность. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

Девочка с карточкой с элементами городецкой росписи читает стихотворение:

Есть на Волге город древний

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Воспитатель: Какие изделия украшали такой росписью.

Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.

Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?

Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.

Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?

Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.

Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью.

Девочка с карточкой гжельской росписи читает стихотворение:

Поверить трудно неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера,

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Воспитатель: Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Дети: Из белой глины.

Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белый.

Воспитатель: Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: Голубое небо, белый снег, белые облака, синие озёра.

Воспитатель: Верно, ребята. Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, кувшины, чашки, чайники, блюдца, сахарницы и другие.

Ребенок с карточкой с элементами Дымковской росписи читает стихотворение:

Словно сказка невидимка

В небе радугу зажгла,

Расцвела узором Дымка,

Людям радость принесла!

Воспитатель: Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, клеток, полосок, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте одну сказочную историю:

Ребята, а как вы думаете, что же мастера делали дальше со своими изделиями? Они везли их на ярмарку продавать. А что такое ярмарка?

Воспитатель показывает на экране картинки с изображением ярмарки.

Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

Воспитатель: Верно ребята.

На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети«Мастер на все руки».

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели тоже побыть мастерами?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: У меня заготовлены для вас бумажные тарелочки, которые мы будем сегодня расписывать росписью Гжель.

Воспитатель: Приглашаю вас в нашу мастерскую.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, расписать свою тарелочку вместе со мной. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.

Дети: Кончиком кисточки.

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.

Дети: Для рисования точек.

Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

Самостоятельная деятельность детей (в середине художественной деятельности проводится физ. минутка 

«Как живёшь? Вот так!»

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним (Гостям заранее раздаются карточки с началом пословиц, которые они зачитывают, а дети заканчивают прочитанную взрослым пословицу).

Д/и «Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения

выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

Товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ  в подготовительной   группеТема: ««Встре...

Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ  в подготовительной   группеТема: ««Встре...

Конспект по познавательному развитию с использованием ИКТ «Наш друг — светофор».

Продолжать знакомить детей со светофором; формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, зеленый....

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе «Снежная лаборатория»

Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.Задачи:Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. По...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...

конспект занятия по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности во 2 -й младшей группе

Формирование целостного представления о воде  с помощью практических опытов...