Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ
в подготовительной группе
Тема: ««Встреча с тремя королевами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teryoshina_e.zanyatie.docx | 976.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк» МБОУ «Северная СОШ»
Встреча с тремя королевами.
(конспект непрерывной образовательной
деятельности по познавательному развитию
с использованием элементов ТРИЗ
в подготовительной группе)
Подготовила и провела:
воспитатель
Терёшина Е.А
с.Северное 2017
Цель:
Формировать у детей основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира по признакам принадлежности к природному или рукотворному миру.
- Продолжать учить детей устанавливать связи между объектами и их принадлежность к группе по определенным признакам.
- Продолжать учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.
- Продолжать учить детей задавать «сильные» (сужающие поле поиска) вопросы в игре «Да-нет».
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать связную речь, навыки коммуникации.
- Развивать воображение, память и образное мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
- Развивать умение слушать собеседника.
- Воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений.
Предварительная работа:
- Рассказ о трех королевах : Рукотворного мира, Живой природы и Неживой природы.
- Проведение дидактических игр: «Королевы и их подданные», «Секрет черной коробки» (методика ТРИЗ).
- Проведение малоподвижной игры «Маленькие человечки» (методика ТРИЗ).
- Изготовление с детьми схемы «Как устроен мир» (методика ТРИЗ).
Оборудование и материалы:
Схема «Как устроен мир», пособие «Домик признаков», две корзинки с набором предметов (объекты рукотворного мира, живой и неживой природы), черная коробка, изображение секретного объекта (слона), проектор, слайды с изображением трех королев и земного шара.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, беседа с детьми, работа малыми группами, работа в парах, демонстрация слайдов, игра, анализ, беседа детей с гостями., сравнительный анализ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Организационный момент.
Приветствие. Сюрпризный момент. Целеполагание. | - Ребята ,посмотрите, как много у нас гостей. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? -Да - Воспитатель. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им то что не принадлежит нам(наши улыбки). -Ребята, но это ещё не все гости. – Сегодня к нам обещали прийти гости из волшебной страны. Но где же они вы их не видите? (раздаётся музыка) Что это такое? Откуда появились колокольчики? Кто это? - Какая неожиданность! Ребята, а вы узнали кто это -Да, это ведь наши знакомые три королевы – Королева рукотворного мира, Королева живой природы и Королева неживой природы. Они уже приходили к нам в гости». -А посмотрите на них внимательно! Они сегодня очень грустные. И я даже знаю – почему. Все их подданные перепутали свои королевства и не могут найти дорогу домой. Вот с такой проблемой пришли к нам королевы. А мы можем помочь всем жителям трех королевств вернуться домой?» -Да, конечно. Мы обязательно поможем подданным вернуться домой. | В групповую комнату заходят дети и встают полукругом. Улыбаются гостям. (Дети замечают на стене изображение трех королев). Дети стоят и отвечают на вопросы воспитателя.
|
2.Основная часть. Дидакти- ческая игра «Чудесный мешочек» | Воспитатель показывает детям заранее приготовленные две корзинки с набором предметов (объекты рукотворного мира, живой и неживой природы). - А вот и подданные наших королев. Ребята, давайте подумаем, как нам помочь королевам! -Мы знаем, как устроен мир. Мы знаем, как можно разделить все объекты материального мира. У нас есть схема строения мира, которую мы изготовили сами. С ее помощью мы и отправим всех жителей домой. -Я совершенно с вами согласна. Нам поможет схема строения мира. У нас с вами две корзинки. Давайте разделимся на две группы. Первая группа – это дети, у которых есть воротнички. А вторая – дети, у которых есть резинки в волосах. -Вот каждой группе по корзинке. Расселяйте жителей по своим королевствам. -А теперь давайте с вами посмотрим, никто ли не заблудился из подданных трех королев, все ли правильно нашли свой дом. Воспитатель вместе с детьми анализирует выполненную работу, иногда уточняя, почему этот объект отправили в определенное королевство. -Ребята! А мне непонятно, почему вы отправили яблоко в королевство живой природы? -Яблоко находится в королевстве живой природы потому, что оно может дать новую жизнь. Внутри него семечки. Если их посадить, то вырастет дерево. -Вы меня убедили. Действительно, яблоку место в королевстве живой природы. -Молодцы ,ребята вы замечательно справились с первым заданием. -Ребята! А королева рукотворного мира обратилась к нам с маленькой просьбой. Она просит нас разделить ее подданных по определенным признакам. Но как же мы справимся с этим? Кто нам поможет?» -Нам помогут наши друзья – «Гномики-признаки». -Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы должны на ощупь взять любой предмет и внимательно посмотрите на объекты, которые вы достали и пригласите на помощь того гномика, признак которого вам необходим. Воспитатель анализирует вместе с детьми выполненную работу. -Молодцы ребята. Помогли Короле рукотворного мира. |
Дети делятся на две группы: мальчики и девочки Дети начинают работу, раскладывают объекты на три группы: объекты рукотворного мира, живой и неживой природы. Дети начинают классифицировать объекты по признакам: по форме, по цвету, по материалу. |
Игра «Маленькие человечки ».
Музыкальная физминутка. Игра «Да-нет» . 3.Заключительная часть Итог. Рефлексия. | Ну, а королева «Неживой природы» предлагает нам поиграть в игру «Маленькие человечки». Но давайте вспомним, кто же эти маленькие человечки?» -Это молекулы. Из молекул состоят все вещества. -А давайте вспомним, в каком состоянии могут находиться вещества. -Вещества бывают твердые, жидкие и газообразные. -Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах?. -Они крепко держатся за руки. -А как себя ведут «человечки» в жидкостях? -Они просто стоят рядом. - В воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ. -А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах? -В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают. Маленькие человечки» газообразных веществ очень подвижны, они всегда бегают и прыгают. -Какие твёрдые вещества вы знаете? -Твёрдые вещества – это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, земля, лёд. -Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве? -В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево. -А какие жидкости вы знаете? -Вода, молоко, бензин, нефть. -Какие газообразные вещества вы знаете? Воздух, газ. -Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных? -. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как говорят о нашей планете, когда смотрят на её фотографии из космоса? Какого цвета она из космоса? -Она голубого цвета. -Почему она нам кажется голубого цвета? -Потому что на земле много воды. -Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. Хотя и воздуха очень много. А воздух – это газ. А вот твёрдых веществ гораздо меньше. -Вот мы с вами сейчас и превратимся в молекулы. Я буду называть объект, а вы покажете, как в нем связаны между собой молекулы».Пока играет музыка ,вы танцуете, как только я называю объект ,вы покажете, как в нем связаны между собой молекулы. - Облако, река, пар, камень, песок, роса, туман, воздух, соль. -Ну, а теперь задание от королевы живой природы. В черной коробке находится изображение объекта. К сожалению, он очень велик и королева не смогла нам его прислать. Так вот, нам нужно отгадать, что же находится в черной коробке. Помните, что нужно задавать «сильные» вопросы, которые помогут быстрее приблизиться к разгадке. Имя объекта называть нельзя до тех пор, пока вы не будете уверены в том, что находится в коробке. Вопросы детей, на которые воспитатель дал ответ «Да»: - Этот объект относится к живой природе? - Да. - Это животное? - Да. - Это дикое животное? - И да, и нет. - Это травоядное животное? - Да. - Цвет имеет значение? - Да. - Оно серого цвета? - да . - Размер имеет значение? - Да. - У него большие ноги? - Да. - У него есть хвост? - Да. - У него большие уши? -да . - У него длинный нос? -да . - Оно живет в Африке? - Да. - Это слон . Правильно. Это слон. Воспитатель: Справились и с заданием королевы живой природы. Ребята! Нашим королевам очень понравилось, что вы знаете, как устроен мир, знаете, кто живет в их королевствах. И они вам прислали вот такой музыкальный подарок. Звучит музыка «Маленький принц», на экране (стене) появляется изображение вращающейся в космосе Земли. Дети читают стихотворение Сергея Грешникова «Размышления о строении мира»: Премудро все в мире устроено: Молекулы правильно собраны, Моря гениально раскроены, И люди придуманы добрыми. Подвешено солнышко правильно, И созданы птицы беспечные, Кометы кружиться отправлены, И люди придуманы вечными. Придумана радуга пестрою, И так замечательно сделано, Что зимы сменяются веснами. И люди придуманы смелыми. И сосны натянуты струнами. Дорогам начала положены, Цветущими травы придуманы. А люди придуманы Божьими».
Королевы хотели бы еще раз прийти к нам в гости, но, не придут….А знаете почему?(ответы детей)к сожалению, у них нет новых платьев. А мы сможем сшить новые платья для королев? Но платья должны быть необычные: каждое платье должно состоять из объектов, напоминающих, каким королевством правит королева. Справимся мы с такой работой?» Дети прощаются с королевами и гостями.
| Дети стоят полукругом и отвечают на вопросы воспитателя.
Дети сидят на стульчиках и отвечают на вопросы воспитателя Дети демонстрируют, как связаны между собой молекулы в веществах: твердое – держатся за руки, жидкое – стоят, опустив руки, газообразное - перемещаются легким бегом по группе
Дети читают гостям стихотворение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по организованной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию, патриотическому воспитанию в подготовительной группе с использованием театрализованной, игровой, продуктивной деятельности - досуга КВН «Юные Эрудиты Космоса»
В данном материале раскрываются знания детей о космосе , его покорителях ....
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гостях у гномика АХ»
Совместная познавательно-речевая деятельность использованием ЦОР...
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»
Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...
Конспект НОД по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования и элементами конструирования. (подготовительная группа) Тема: «Чудо лист.»
Цель: Совершенствование техники выполнения основных движений с использованием нетрадиционным оборудования и элементами конструирования.Задачи: Вызывать у детей интерес к выполнению физических упражнен...
Познавательно-игровой проект для детей подготовительной группы "Обучаем элементам игры в баскетбол"
Познакомить детей с игрой баскетбол в доступной для них форме....
Тематическое планирование познавательной деятельности с элементами эйдетики (подготовительная группа)
Данное планирование относится к познавательному направлению развития дошкольников, составлено с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей подготовительной группы дошкольной образовательной...
Занятие по развитию речи с использованием элементов биоэнергопластики (подготовительная группа)
Занятие по развитию речи с использованием элементов биоэнергопластики (подготовительная группа)...