Конспект НОД по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе «Снежная лаборатория»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_srednyaya.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе
Тема: «Снежная лаборатория»
Цель: Учить детей анализировать, делать выводы в процессе исследования. Закрепить знания детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
Формировать представление о снеге, льде и их свойствах. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, развивать любознательность.
Вызвать радость от открытий, полученных в результате исследования.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.
Оборудование: ИКТ, магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах со свойствами снега и льда, таз со снегом и льдом, салфетки, мандарины, тарелочки пластиковые, формочки для снега, деревянные палочки.
Словарная работа: снег, лед, метель, снегопад, снежинка, кристаллы, ледяной, исследование.
Ход занятия:
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Звучит аудио запись - «хруст снега».
В: Кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? Я сейчас посмотрю (иду к двери). Ребята, никого нет, (но возле двери стоит таз со снегом и льдом).
В: К нам в гости спешил снеговик, но у нас в лаборатории тепло и он побоялся растаять. Но он оставил нам письмо. Прочитаем, что в письме?
ПИСЬМО - Сегодня вас ждет интересное исследование снега и льда. Приглашаю вас в мою снежную лабораторию. Но для начала отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода
Какое это время года? (зима)
Д: зима.
С помощью ИКТ на доске картинка зимы.
В: Ребята, а какие признаки зимы вы знаете (что зимой бывает: снег, лед, метель, снегопад) - С применением ИКТ на экране, с помощью картинок показаны признаки зимы.
Давайте посмотрим. Что здесь изображено?
Д: Снегопад, лед, метель.
В: Ребята, а вы знаете, откуда появляется снег?
Д: Ответы детей
В: Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые капельки воды поднимаются высоко в небо. Наверху очень холодно, поэтому капли воды замерзают и превращаются в кристаллики льда. Они и выпадают на землю в виде снега (фокус – полетел снег).
В: Каким бывает снег?
Д: рассыпчатый в морозные дни. А мокрый и липкий в теплые дни.
В: Ребята, а вы знаете, как образуется лед?
Д: Ответы детей
В: лед – это вода, и при низкой температуре, когда холодно, вода превращается в лед.
В: Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете?
Д: Снег и лед - это замерзшая вода.
В: Ну что же, пройдем в снежную лабораторию? (берет в руки таз со снегом) – ой, какой он холодный. Ребята, давайте немножко согреемся.
Физминутка:
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
В: Ребята, а теперь можем отправиться в лабораторию, чтобы выяснить какие они снег и лёд, и каковы их свойства.
Опыт №1. «Определение цвета».
В: Ребята, давайте сравним: какого цвета снег и лёд.
В: Какого цвета снег?
Д: белый.
В: Какого цвета лёд?
Д: бесцветный
В: Делаем вывод, что снег – белый, а лед – бесцветный.
(на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой цветная клякса – снег имеет цвет – белый, на второй цветная клякса перечеркнута красной линией – лед не имеет цвета – бесцветный).
Опыт №2. «Определение прозрачности».
В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит снег?
Д: зеленый.
В: какой цвет у тарелочки, на которой лежит лёд?
Д: оранжевая.
В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через снег?
Д: нет.
В: почему?
Д: потому что снег не прозрачный.
В: посмотрите внимательно, можно увидеть тарелку через лёд?
Д: да.
В: почему?
Д: потому что лёд прозрачный.
В: Делаем вывод, что снег – непрозрачный, а лед – прозрачный.
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, глаз перечеркнутый красной линией– снег не прозрачный, на второй глаз открытый – лед прозрачный).
Опыт № 3. «Определение запаха».
В: Ребята, а как узнать, снег и лёд имеют запах? Что надо сделать?
Д: надо понюхать
В: Понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?
В: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?
Д: нет запаха.
В: А теперь понюхаем лёд. Имеет запах?
Д: нет запаха.
(на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на снежинках носы перечеркнутые красной линией – снег и лёд не имеют запаха).
Опыт №4. «Определение на плотность»
В: Ребята, давайте определим снег и лед на плотность
В: Давайте попробуем проткнуть снег палочкой? Что произошло?
Д: полочка легко вошла в снег.
В: значит, какой снег?
Д: мягкий, рыхлый.
В: А можно ли проткнуть палочкой лёд? Что произошло?
Д: палочкой нельзя проткнуть лёд.
В: значит, какой лёд?
Д: твердый.
В: Можно сделать вывод, что снег рыхлый, а лед твёрдый.
(на доску крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы на первой, снег– подушка, на второй лёд – кирпич).
Опыт №5. «Определение реакции температуры»
В: Ребята, что посмотрите, что произошло со снегом и льдом?
Д: растаял.
В: Почему?
Д: потому что у нас в лаборатории тепло.
В: Делаем вывод, что снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду
(на мольберт крепятся снежинки с изображением свойств снега и льда – нарисованы градусники: снег и лед тают в тепле).
Опыт №6 «Искусственный снег»
В: Ребята, вы знаете, что есть такие страны, где никогда не бывает снега. Там всегда тепло, но жителям этих стран тоже хочется покататься на лыжах, санках, поиграть в снежки. И для этого изобрели искусственный снег. Сейчас я вам покажу один из способов, как его получить (изготовление снега).
- Давайте сравним его с настоящим, посмотрим можно ли из него что-нибудь слепить и т.д.
Подведение итогов
Подходят к доске со свойствами снега и льда.
В: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд и объединим всё, что мы сегодня узнали.
Д: Снег – белый, непрозрачный, без запаха, мягкий, под действием тепла превращается в воду.
Д: А лёд – бесцветный, прозрачный, без запаха, твёрдый, под действием тепла тоже превращается в воду.
В: Ребята, наше исследование подошло к концу. Теперь вы настоящие исследователи. Снеговик передал вам вот такие медали, в память о путешествии по снежной лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей средней группы
Дать детям первоначальные представления и знания об обитателях морских глубин, расширять словарный запас, учить правильной последовательной речи; развивать логическое мышление, мелкую моторику; воспит...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием игровых технологий в средней группе "Путешествие в страну сказок"
На занятиях по познавательному развитию, создаются условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов....
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей средней группы " В мире диких животных"
Конспект занятия по познавательному развитию...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Мебель"
Занятие поможет активизировать и пополнить знания детей по теме "Мебель"....
конспект занятия по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности во 2 -й младшей группе
Формирование целостного представления о воде с помощью практических опытов...
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей средней группы " В мире диких животных"
Конспект занятия по познавательному развитию...